Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Forbes (США): холодная, укутанная туманом американская авиабаза ждет своего часа всего в 300 километрах от России

© AP Photo / Chief Petty Officer Brandon Raile/U.S. Air ForceРадар на авиабазе США Ирексон, Аляска
Радар на авиабазе США Ирексон, Аляска - ИноСМИ, 1920, 11.05.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
База США Ирексон — глухое место. Смертоносные штормы срывают крыши с домов. Половину дней в году трехкилометровую взлетно-посадочную полосу скрывает туман. База Ирексон просто ужасна, но она обладает колоссальной стратегической ценностью — здесь истребители размещаются практически на пороге России, пишет Forbes.

ВВС США недавно отрабатывали переброску базирующихся на Аляске истребителей-невидимок F-22 на маленький удаленный аэродром.

В рамках учений Agile Combat Employment («Гибкое боевое применение») самолеты F-22 совершили перелет с объединенной базы Эльмендорф-Ричардсон в Анкоридже, которая является главной базой Пентагона на Аляске, в аэропорт Кинг-Салмон, находящийся в 480 километрах к юго-западу.

«Действуя с передовых оперативных площадок, какой является Кинг-Салмон, мы проверяем свою стратегическую гибкость, свободу маневра, а также возможности по осуществлению упреждающих и варьируемых действий в рамках выполнения будущих задач», — заявил заместитель командующего командованием воздушно-космической обороны Североамериканского континента на Аляске бригадный генерал Уильям Рэдифф (William Radiff).

Гибкое боевое применение — это важный новый подход к ведению войны в воздухе. Вместо того чтобы сосредотачивать истребители на нескольких крупных, но уязвимых базах, подвергая их угрозе нападения, ВВС строят новые маленькие взлетно-посадочные полосы, а также ремонтируют и модернизируют старые и пришедшие в негодность аэродромы, где можно разместить эскадрильи истребительной авиации.

Если разбросать истребители на многочисленных маленьких авиабазах, они окажутся ближе к месту ведения боевых действий и усложнят вероятному противнику работу по планированию.

Но на Аляске ВВС только начинают строительство новых полос. Кинг-Салмон — это хорошее начало. Если и когда ВВС возобновят эксплуатацию пункта базирования авиации Ирексон на острове Шемья, можно будет по-настоящему порадоваться.

В начале холодной войны советские ВВС планировали отправку бомбардировщиков с ядерным оружием через Берингово море в США, где они должны были превратить в радиоактивную пыль американские города. ВВС США и Канады построили сеть аэродромов по всей Аляске и на севере канадской территории в отчаянной попытке защититься от ядерного вторжения.

Истребители из Эльмендорфа (сначала F-102, потом F-4, а позднее и F-15) перелетали с одной оперативной базы передового базирования на другую. Базы были расположены в Галене, Ирексоне и Кинг-Салмоне. Сейчас только Кинг-Салмон регулярно принимает и обслуживает истребители. Эксплуатацию базы Ирексон прекратили в начале 1990-х годов.

В этом нельзя винить их месторасположение. ВВС недаром разместили на Шемье мощную РЛС раннего предупреждения «Кобра-Дэйн». Этот остров площадью 15 квадратных километров находится всего в 300 километрах от России.

Взлетающие с аэродрома Ирексон истребители оказываются в идеальных условиях для перехвата российских боевых самолетов над холодным Беринговым морем. Но за это приходится платить. База Ирексон — это удаленное, холодное и туманное место.

Электроэнергию там получают за счет генераторов. Смертоносные штормы время от времени срывают крыши с домов. Погода там настолько отвратительная, что даже в качестве запасного аэродрома для пролетающих мимо самолетов пользы от Ирексона очень мало. Половину дней в году туман скрывает трехкилометровую взлетно-посадочную полосу.

Бывшая авиабаза Ирексон настолько ужасна, что, когда сухопутные войска США хотят провести боевую подготовку или учения в суровых условиях холодного климата, они часто используют именно ее. Экипажи вертолетов «Чинук» тренируют перелеты на остров с материка. Недавно на бывшей авиабазе совершили посадку C-17, отрабатывавшие задачи по быстрой переброске ракетных батарей.

Но, несмотря на все свои недостатки, Ирексон обладает колоссальной стратегической ценностью.

В ВВС знают об этом. Но хотя в рамках концепции гибкого боевого применения истребительные эскадрильи все чаще рассредотачиваются по базам, полностью открыть Ирексон ВВС пока так и не решились.

Тем не менее командование заботится об этом объекте. С 2012 года ВВС потратили 200 миллионов долларов на освещение Ирексона, Кинг-Салмона и еще одного отдаленного аэродрома на атолле Уэйк посреди Тихого океана. А в 2016 году правительство заплатило подрядчику 10 миллионов долларов за установку новых крыш на ангаре и на других зданиях Ирексона.

Ни один американский аэродром (речь не идет об авианосцах) не может разместить истребители в такой близости от России.