Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нихон кэйдзай (Япония): использование Арктики еще требует дальнейших дискуссий

© РИА Новости Павел Львов / Перейти в фотобанкРоссийский ледокол вернулся из рейса на Северный полюс
Российский ледокол вернулся из рейса на Северный полюс - ИноСМИ, 1920, 21.05.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рупор японских деловых кругов пытается разыграть новую серию обвинений России в «неправильном поведении». Теперь и в Арктике. Россия действует здесь агрессивно, пытаясь добиться односторонних выгод для себя. Этого позволять ей нельзя. Россия не имеет права «приватизировать» Севморпуть. Здесь ей надо помешать.

Редакционная статья

В условиях глобального потепления возможности использования человеком Арктики и Северного Ледовитого океана значительно расширяются. До сих пор огромные пространства здесь были покрыты вечными льдами. И вот эти льды начинают быстро таять, делая реальностью освоение несметных природных ресурсов, сокрытых в Арктике, и пролегающих здесь судоходных путей.

Однако фактом остается то, что в Арктике до сих не установлены действенные правила ее освоения и использования. Сегодня настало время углубить международную дискуссию по этим вопросам, исходя, в том числе, и из необходимости сохранения окружающей среды.

От Японии тоже требуется самое активное участие в этих процессах.

20-го мая в Исландии прошло министерское заседание Арктического совета, на котором обсуждались вопросы международного сотрудничества по вопросам устойчивого развития Арктики и охраны ее экологии. Восемь арктических государств, таких как Россия, США и Канада, являются странами-членами Совета, а Япония участвует в качестве наблюдателя вместе с Китаем и другими странами.

Япония активно развивает исследования в области метеорологических наблюдений и прогнозов, защиты окружающей среды и совершенствования международного права в Арктике. Хотелось бы, чтобы результаты этой деятельности нашей страны оказались полезными при освоении арктического пространства и Северного ледовитого океана.

Приоритетной темой в Арктике и Северном ледовитом океане является тема судоходства. Самый перспективный маршрут, соединяющий Европу и Азию — вдоль северного побережья России. Она уже эксплуатирует танкеры для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) с газовых месторождений на полуострове Ямал как в Европу, так и в Азию.

Если в будущем станет возможным стабильное использование Северного морского пути, то морской транспортный маршрут между Японией и Европой сократится примерно на треть по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал. Значение этого варианта морского транспортного сообщения для Японии исключительно велико.

Однако здесь есть и целая гора проблем. Становятся ли воды, освободившиеся ото льда в прибрежной зоне территориальным морем России, может ли она регулировать прохождение иностранных судов в своей исключительной экономической зоне (ИЭЗ) в Арктике, каким образом будет организовываться работа по спасению терпящих бедствие судов и т.д.?

Если свободные ото льда прибрежные воды Северного ледовитого океана будут определяться как территориальное море России, то она не будет иметь права требовать от «безвредно курсирующих» иностранных судов запроса разрешения на проход по ним. С другой стороны, в статье 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву говорится, что прибрежные государства могут регулировать судоходство других стран в своих исключительных экономических зонах, если эта зона покрыты льдом, исходя из требований экологии, безопасности и т.д. И это дает России в руки мощные рычаги.

Сегодня складывается впечатление, что Россия стремится в Арктике создать выгодные для себя правила, по которым она будет в любом случае требовать от иностранных судов предварительного уведомления о проходе по Севморпути, а также обязывать их пользоваться сопровождением российских ледоколов. Преследование национальных интересов любой страной — это вполне разумно, но если использование нового морского пути путем лишь обставляться различными ограничениями, то смысл в его активном задействовании пропадает.

Само собой разумеется, что в Арктике необходимо прилагать максимальные усилия к охране ее окружающей среды. Но мир должен стремиться к установлению в на арктических просторах такого верховенства закона, который отвечал бы законным интересам как прибрежных государств, лежащих в Северном ледовитом океане, так и пользователей пролегающих здесь морских путей.