Серьезной проверкой на прочность государственных систем во всем мире стала пандемия covid-19: чрезвычайная ситуация в области здравоохранения и серьезные экономические проблемы для всего мира. Некоторые утверждают, что нежелательным следствием кризиса, вызванного коронавирусом, также стало разрушение демократических ценностей. Даже в развитых демократических странах всего мира происходили столкновения между общественностью и властями, иногда полиция применяла силу в отношении протестующих, и имели место случаи того, что некоторые называют ограничениями свободы слова. К сожалению, есть тревожные признаки того, что пандемия приведет к сокращению свобод и ослаблению верховенства права.
Казахстан выбрал не этот путь. Напротив, администрация президента Касым-Жомарта Токаева сделала приоритетом проведение реформ в направлении политического плюрализма, открытости и расширения взаимодействия между правительством и гражданским обществом. В конечном счете, эти реформы имеют значение для гораздо большего числа людей, чем для 18 миллионов человек, живущих в Казахстане.
Реформы в Казахстане охватывают три широкие сферы — демократизацию политической системы, предоставление большей власти народу и укрепление прав человека.
Для достижения первой цели правительство упростило процедуру создания политических партий, а для оппозиционных партий меньшинств — процедуру прохождения в парламент Казахстана. Число членов, необходимых для регистрации политических партий, уже сократилось вдвое, при этом президент дополнительно предложил снизить порог для получения мест в парламенте с 7% до 5%. Представителям партий меньшинств также отводится более важная роль в качестве председателей парламентских комитетов. Общая цель этих реформ заключается в создании хорошо развитой парламентской и многопартийной системы.
Чтобы передать больше власти народу, правительство упростило для общественности процедуру организации демонстраций — для их проведения больше не нужно получать разрешение. Достаточно уведомить местные власти о намерении провести митинги. Для обеспечения более широкого представительства в списках кандидатов политических партий была введена 30% квота для женщин и лиц в возрасте до 29 лет.
В конечном счете, Казахстан активно движется к тому, чтобы стать более демократическим государством, несмотря на проблемы, связанные с пандемией.
Мы считаем, что эти реформы имеют региональное и международное значение. Казахстан, расположенный стратегически между Востоком и Западом, играет жизненно важную роль в мировой торговле, в том числе в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь». Занимая девятое место в мире по территории, Казахстан также является крупнейшей экономикой в Центральной Азии и главным в регионе торговым и инвестиционным партнером с Россией, Китаем, Европейским союзом и США. Он является региональным экономическим лидером, имеющим значительный промышленный и сельскохозяйственный потенциал и располагающий огромными природными ресурсами.
В политическом плане Казахстан играет ключевую роль в обеспечении стабильности, мира и процветания в регионе. Страна оказывает практическую помощь в стабилизации обстановки в Афганистане и Сирии и ведет борьбу с распространением ядерного оружия, терроризмом, торговлей наркотиками и людьми.
Некоторые критики, возможно, не согласны с этой оценкой. Некоторые международные неправительственные организации и аналитики заявляют, что реформы либо не доведены до конца, либо осуществляются слишком медленно.
Однако важно рассматривать Казахстан сквозь призму истории и учитывать более широкий контекст.
В этом году Казахстан отмечает 30-летие своей независимости. До того, как мы стали суверенным государством, Казахстан на протяжении более 70 лет входил в состав Советского Союза, а за полтора века до этого — в состав Российской империи. Проще говоря, в отличие от стран Европы и Северной Америки, у Казахстана до распада Советского Союза в 1991 году не было возможности развивать демократические принципы и принципы прав человека.
Таким образом, реформы в Казахстане являются значимыми, если принять во внимание историю страны и сохранявшееся на протяжении длительного времени советское наследие. Важно также учитывать особенности соседних с нами стран и региональные особенности. Крупные политические реформы нельзя проводить в спешке, особенно с учетом нашей истории и нынешних геополитических реалий. Эти реформы ничего не будут значить, если Казахстан не сможет обеспечить внутреннюю стабильность и экономическое процветание.
В то же время мы понимаем, что наш путь к полной демократии еще не закончен. Нам необходимо и далее внедрять культуру политических дебатов и конкуренции, поощрять работу местных НПО и гражданского общества, включая свободные средства массовой информации. Но в условиях возросшей обеспокоенности по поводу антидемократических тенденций во всем мире важно то, что Казахстан действительно стремится к демократизации и политическим реформам, а это означает, что мы остаемся надежным партнером для США, Европейского союза и более широкого международного сообщества.
Мухтар Тлеуберди — заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Казахстана.