Как сообщает в своей публикации крупнейший японский информационно-новостной сайт Yahoo News Japan со ссылкой на ряд японских телеканалов (NNN, STV, AsahiTV и др.) и информагентств, стало известно, что в деле о задержании японского краболовного судна «Эйхо-мару-172», которое было препровождено в порт Корсаков и в отношении которого было выдвинуто обвинение в незаконном лове краба в российской исключительной экономической зоне, наметился прогресс.
Японская рыбопромысловая ассоциация города Вакканай (Хоккайдо) согласилась выплатить российской стороне штраф. На этом данное дело может быть разрешено, и японское судно может быть отпущено домой.
Эксперты считают, что весьма неожиданное решение сторон может быть связано с предшествовавшей этому инциденту морской аварией в акватории японского города Момбэцу с участием российского траулера «Амур» и японской другой японской краболовной шхуной «Хокко-мару-8».
«Эйхо-мару-172» было задержано 28 мая примерно в 80 километрах к востоку от мыса Соя во время ведения лова.
Российская сторона сделала официальное заявление о том, что судно находилось в исключительной экономической зоне России и осуществляло незаконный промысел морепродуктов.
В ответ японское правительство заявило России протест, утверждая, что японские рыбаки находились в исключительной экономической зоне Японии.
Японские эксперты считают, что важной причиной возникшей ситуации является отсутствие между Японией и Россией мирного договора. Об этом, в частности, заявил профессор факультета морского права и акваресурсов университета Хоккайдо Такафуми Сасаки, сказавший: «У нас существует проблема северных территорий в условиях отсутствия мирного договора с Россией. Поскольку демаркация границ между двумя государствами до сих пор не произведена, по существу невозможно установить и границы исключительных экономических зон, на которые претендуют Япония и Россия. В этой связи становятся возможными весьма произвольные толкования обеими сторонами своих ИЭЗ».
По заявлениям пограничных властей России, «Эйхо-мару-172» может быть освобождено в случае уплаты штрафа в размере около 9000 долларов. (Комментарий профессора Сасаки: «Похоже, что инциденты с «Эйхо-мару-172» и морской аварией в районе Момбэцу становятся предметом "заложнической тактики" между Россией и Японией»).
Как известно, при столкновении российского и японского судов в акватории Момбэцу в мае нынешнего года погибло трое японских рыбаков.
По сообщениям осведомленных источников, изначально японские власти намеревались в связи с этим инцидентом арестовать нескольких членов команды российского траулера «Амур», но на деле в качестве подозреваемого был задержан только один третий помощник капитана Павел Добрянский.
Как считает профессор Сасаки, это явилось результатом «тактики заложничества», примененной российской стороной. Г-н Сасаки говорит: «Я полагаю, что и японские рыбопромышленники, и управление по безопасности на море Японии заняли в целом сдержанную позицию. В принципе различные морские инциденты в здешних водах с участием японских и российских судов, которых ходит здесь множество, не так уж редки. Это неизбежно, когда многочисленные японские и российские операторы занимаются рыбным промыслом в этой зоне, по которой проходит незакрепленная пока граница между двумя странами.
Профессор Сасаки особо выделил то обстоятельство, что на российское судно не был наложен обеспечительный арест. Одновременно он отметил, что 9 июня представители компании — владельца шхуны «Хокко-мару-8» уже встречались с руководством рыбопромысловой Ассоциации Момбэцу и вели переговоры по вопросам компенсаций семьям погибших и пострадавших японских рыбаков. Этот момент также свидетельствует и позитивном ходе развития ситуации.
Адвокат владельцев шхуны «Хокко-мару-8» Манкити Тода сказал, что на российский траулер японский суд обеспечительный арест не накладывал. Поэтому в принципе судно может вернуться в эксплуатацию.
Таким образом, на одной стороне этого уравнения — задержание японского рыболовного судна, а на другой — гибель троих японских рыбаков.
Для Японии, которая хотела бы продолжения переговоров с Россией по территориальной проблеме, истинным намерением является избежание того, чтобы нынешняя ситуация с рыболовецкими судами превратилась в дополнительное препятствие на этом пути.
Комментарии японских читателей
rio
«Дипломатия заложничества». Вряд нам отдаст острова страна, которая применяет такую тактику.
Хотелось бы, чтобы японское правительство демонстрировало более сильные подходы к отношениям с Россией.
nzu
Наверное, многие в Японии так считают. Только вот наше японское правительство что-то проявляет недопустимую слабость в отношении России!
psl
Наверняка Россия преследовала эту «дипломатию заложничества», задерживая наше судно. Уж больно она все хитро рассчитала по времени!
icc
А чего это наше правительство миндальничает с русскими. Ведь на Хоккайдо есть две установки ПРО Aegis Ashore!
sur
Ничего плохого Россия не сделала. Просто она поступает так, как считает нужным!
mue
Если за всем этим стоит Путин, то нечего замиряться с Россией по поводу этого их «Амура»!
aca
Что-то здесь не сходится. Если японская сторона, как заявляет правительство, ничего не нарушало, то почему мы соглашаемся на штраф в 9000 долларов?
И почему на совершивший аварию российский траулер не накладывается обеспечительный арест?
typ
Вот увидите, когда Путин уйдет, территориальная проблема с Россией решится неожиданно быстро!
mgm
«Око за око, зуб за зуб!». Вот как надо поступать с русскими! Как они к нам, так и мы к ним!
sun
Это русские еще должны нам заплатить компенсацию за труд и смерти японских военнопленных в Сибири! Уже после окончания войны согнали наших соотечественников с наших островов и отобрали наши северные территории!
mgy
Россия, Китай, Северная Корея, Южная Корея!
Какими несносными странами мы окружены. У Японии нет с ними ничего общего!