Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Владислав Сурков: «Передозировка свободы смертельна для государства» (The Financial Times, Великобритания)

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПомощник президента РФ Владислав Сурков
Помощник президента РФ Владислав Сурков - ИноСМИ, 1920, 19.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший помощник президента России Владислав Сурков дал интервью газете Financial Times, которое сразу же привлекло к себе внимание. В нем он сравнил Владимира Путина с римским императором Октавианом Августом, прокомментировал ситуацию на Украине, действия оппозиции и рассказал о компромиссе между хаосом и порядком.

«Есть два варианта», — говорит Владислав Сурков, пока мы усаживаемся на свои места.

«Первый — англосаксонский. Я даю вам меню, вы можете выбрать то, что хотите. Второй вариант — российский. Выбора нет. За вас выбирает шеф-повар, потому что он лучше знает, чего вы хотите, — улыбается Сурков. — Я предлагаю российский вариант». И вот начинается трапеза, обильно приправленная аллегориями и метафорами, организованная человеком, который помог задушить молодую демократию в России и заменить ее жалкой пародией на политическую реальность, в основном написанную по заданному сценарию.

Сурков — отец-основатель путинизма и один из главных инструментов его реализации. Он является архитектором российской «суверенной демократии», якобы открытой системы с известным исходом: назначаются выборы, кандидаты проводят кампанию, избиратели голосуют, открываются урны для голосования, и каждый раз побеждает один и тот же человек. Ее основная идея заключается в том, что свободу личности заменяет стабильность государства, что подразумевает бутафорские оппозиционные партии, жесткий контроль над СМИ и непреодолимые барьеры при регистрации в списках кандидатов политических фигур, не одобренных режимом, компенсируемые иллюзией традиционных атрибутов истинной демократии.

Серый кардинал, современный Распутин, российский Ришелье — будучи непревзойденным кремлевским закулисным манипулятором, Сурков исчерпал перечень клише. Он никогда не участвовал в выборах, но был главным идеологом Путина и, по мнению большинства, его ближайшим политическим доверенным лицом на протяжении более 10 лет. Впоследствии он руководил аннексией Крыма в 2014 году и курировал участие России в продолжающейся войне на востоке Украины.

Суркову либо 56, либо 58 лет — в зависимости от того, в какой вариант его биографии вы верите. По меркам российской политики он только приближается к своему расцвету. Но за высокими кремлевсеими стенами из красного кирпича его больше нет, поскольку прошлой весной они с Путиным расстались.

И теперь, после разработки сценария развития российской демократии, он просто решает за меня, что мне есть. 

В укромном уголке шикарного ресторана, расположенного на крыше роскошного московского универмага, Сурков, одетый в джинсы и пуловер, говорит, что его уход окончателен и что за год, проведенный вдали от Путина, он понял «истинный смысл спокойствия». После ухода он держался в тени, публикуя стихи и, по его словам, менял политический менеджмент на политическую философию.

Меню ресторана «Бюро ЦУМ» (Buro Tsum), улица Петровка, 2, Москва: Карпаччо из зеленых овощей в масле белого трюфеля, Карпаччо из тунца, Сладкая говядина с сыром пармезан, Сибас на гриле с запеченными помидорами и цуккини Беллини, Панна-котта с гранитой из граната, 1 бутылка шампанского Perrier-Jouët Blanc de Blancs.

Редакция «Файнэншнл Таймс» (Financial Times) не могла заплатить за эту еду, но вместо этого сделала пожертвование в размере 200 фунтов стерлингов на благотворительность. Мы заказываем шампанское (Сурков говорит, что пьет только игристое вино), и когда приносят первое из пяти заранее заказанных блюд (смесь из едва различимых измельченных овощей, утопающих в трюфельном масле), я задаю резонный вопрос: «Как демонтировать демократию, улучшая ее фасад?». «В Советском Союзе было много однообразия. И это однообразие разрушило Советский Союз, потому что людям нужно разнообразие. Но в 1990-е годы у нас было разнообразие. И это разнообразие разрушало Россию еще быстрее», — начинает он. 

«Некоторое время я учился в институте культуры. Я изучал комедию дель арте. Число персонажей в ней ограничено: Панталоне, торговец. Тарталья, судья. Арлекин, глупый слуга. Бригелла, умный слуга. Коломбина, молодая служанка, и так далее. Группа масок ограничена, но они представляют все слои общества». Поначалу меня озадачивает это отступление в виде перечисления итальянских театральных персонажей, но вскоре все становится ясно «Людям нужно видеть себя на сцене, — продолжил он. — В этой комедии-масок есть режиссер, есть сюжет. И тогда я понял, что нужно делать». 

«Мы должны были дать людям разнообразие. Но это разнообразие нужно было контролировать. И тогда все будут довольны. И при этом сохранится единство общества…. Это работает, эта модель работает. Это хороший компромисс между хаосом и порядком».

Позже в разговоре Сурков изложил свою основную доктрину, уже не вдаваясь в такие тонкости: «Передозировка свободы смертельна для государства. Все, что является лекарством, может быть ядом. Все дело в дозировке».

Сурков вырос в городе, расположенном в 300 километрах от Москвы, его воспитывала мать, его отец-чеченец ушел из семьи, когда Сурков был еще маленьким. В число сторонников Путина он попал, пройдя путь не такой, какой прошли другие. Он служил в советской армии, работал токарем на заводе и несколько лет «курил и разговаривал с хиппи и некоторыми другими странными людьми», после чего оказался в хаотичном мире зарождающегося российского капитализма — сначала в качестве телохранителя, а затем руководителя рекламного отдела у банковского и нефтяного магната Михаила Ходорковского. Впоследствии Ходорковского лишили его активов, посадили в тюрьму, а потом он уехал из страны, когда Сурков работал в Кремле.

В 1999 году после работы на российском государственном телеканале он был назначен помощником Александра Волошина, главы администрации президента Бориса Ельцина. Когда на рубеже тысячелетий Путин стал преемником и унаследовал Кремль, Суркова назначили заместителем главы администрации. 

«Когда произошла смена власти, мне было абсолютно ясно, что личность нового лидера предоставляет возможность. С приходом Путина я понял, что все, что я хотел сделать, можно сделать сейчас».

Сурков пришел в Кремль, когда российской демократии было всего восемь лет. За это короткое время Ельцин пережил попытку государственного переворота, чуть не проиграл в борьбе за президентский пост коммунисту и фактически сделал Кремль заложником небольшой группы особо приближенных бизнесменов, которые сегодня верховодят.

Молодой трудолюбивый политтехнолог сразу же взялся за дело, создавая партию для Путина — сегодняшнюю «Единую Россию», которая побеждала на всех выборах, в которых участвовала. Одновременно он помогал создавать другие партии, такие как националистическая партия «Родина», формально независимая, но руководимая Кремлем и созданная для того, чтобы привлекать в свои ряды недовольных граждан, которые в противном случае могли бы проголосовать за реальных противников Путина, например, за леворадикалов

Он говорит мне, что Путин с его помощью создал «государство нового типа». Своего бывшего начальника он считает современным Октавианом, римским правителем, сменившим Юлия Цезаря.

«Октавиан пришел к власти, когда нация, люди опасались войны. Он создал государство другого типа. Он больше не было республикой…. Он сохранил формальные институты республики — там был сенат, был трибун. Но все подчинялись одному человеку, повиновались ему. Таким образом, он объединил желания республиканцев, убивших Цезаря, и желания простых людей, которые хотели прямой диктатуры» — говорит он.

«Путин сделал то же самое с демократией. Он не отменял ее. Он совместил ее с монархическим архетипом российского правления. Этот архетип работает. Это никуда не денется…. В нем достаточно свободы и достаточно порядка».

Ему легко это говорить. Чего не скажешь о тех, кто противостоит скрытной автократии Путина, таким как Алексей Навальный, лидер российской оппозиции, который мобилизовал против режима сотни тысяч протестующих, несмотря на постоянные покушения. В прошлом году его отравили боевым нервно-паралитическим веществом. По его словам, это покушение было совершено по указанию Кремля. После того, как он выздоровел, его арестовали и посадили в тюрьму. В ответ этой зимой десятки тысяч россиян вышли на улицы, а омоновцы жестоко избивали их и задерживали.

Является ли это элементом демократии, созданной по сценарию Суркова?

«Когда в 2000 году я начал свою работу, я предложил очень простую систему, обеспечивающую закон и порядок. Мы делим оппозицию на системную и несистемную. А что такое системная оппозиция? Это оппозиция, который подчиняется правилам, законам и обычаям», — говорит он, имея в виду оппозиционные партии, руководимые Кремлем.

Я обращаю его внимание на этот очевидный парадокс. Оппозиция, лояльная тем, кто устанавливает правила, вовсе не является оппозицией. Он продолжает, настаивая на своем. 

«Второе требование — они не работают на иностранные правительства. Если они это делают, они не могут представлять россиян,… это нарушает наш суверенитет, — говорит он. — Как не допустить этого, как запретить — это дело вкуса и зависит от характера определенных людей».

Организация Навального признана «иностранным агентом», а ее членам будет запрещено участвовать в выборах. Ее представители отрицают получение финансирования из-за рубежа.

Я спрашиваю его, возмущен ли он возросшим уровнем насилия, применявшимся полицией против протестующих весной этого года. Он улыбается и говорит, что понятия об этом не имеет. Я советую ему сходить на акцию протеста. «Я? С какой стати?», — отвечает он, притворяясь оскорбленным. «Везде государство себя защищает, — парирует он. — Извините, я говорю простые вещи, как кремлевский пропагандист, но это же очевидно. Во всех странах незаконные митинги подавляются силой. Почему мы должны поступать по-другому?

Этот человек неприемлем. Навальный неприемлем, — говорит он. — Он не должен быть частью российской политики. Немцы любят его, пусть избирается в Бундестаг… Они могут дать ему немецкий паспорт».

Этот националистический надрыв несложно заметить, если присмотреться к этому обходительному интеллектуалу, который смешивает библейские цитаты с теорией финансового рынка и в своем кабинете во время работы в правительстве держал фотографию покойного американского рэпера Тупака Шакура.

Вокруг суетятся официанты. Восхитительное карпаччо из тунца исправляет ситуацию после неудачного салата. За ним подают ломтики превосходной говядины с «кровью» под тертым пармезаном. Сурков едва прикасается к еде и небольшими глотками пьет шампанское.

В 2011 году Сурков перешел из Кремля на должность вице-премьера, а в мае 2013 года был уволен из правительства. Его соперники ликовали по поводу окончания его «регентства». Но четыре месяца спустя он вернулся — на этот раз в качестве официального помощника Путина, которому было поручено курировать политику в отношении Украины. Это назначение имело такие же сейсмические последствия, как и первое. Сурков рассказывает мне, что в 1990-е годы, когда он работал у Ходорковского, он написал записку высокопоставленному политику, в которой утверждал, что России надо вернуть себе Крым, черноморский полуостров, который после распада СССР стал частью независимой Украины. Но, признает он, в то время России не хватало ни ресурсов, ни организованности.

В феврале 2014 года, через пять месяцев после нового назначения Суркова, российские войска без опознавательных знаков вошли в Крым, чтобы захватить стратегические объекты и оказать поддержку пророссийским сепаратистам, которые требовали независимости от Киева. Месяц спустя на референдуме, который Генеральная Ассамблея ООН признала незаконным, жители Крыма проголосовали за вхождение полуострова в состав России. Одновременно пророссийские группировки на востоке Украины, поддерживаемые Москвой, начали брать под контроль региональные учреждения и вступать в вооруженные столкновения с государственными службами безопасности — столкновения, которые переросли в полномасштабную войну, продолжающуюся и сегодня.

Сурков не раскаивается и позиционирует себя как человека, стремящегося помочь (Украине), а не разделить эту страну, давно разделенную между Востоком и Западом. «Украинцы прекрасно понимают, что на данный момент их страны на самом деле не существует. Я говорил, что она может существовать в будущем. Национальное ядро существует. Я просто задаю вопрос, какими должны быть границы, государственная граница. И это должно стать предметом международного обсуждения, — говорит он. — Пока мы не достигнем такого результата, борьба за Украину не прекратится. Она может угасать, она может вспыхивать вновь, но она обязательно будет продолжаться».

«Страну можно преобразовать в конфедерацию с большой свободой для регионов, которые смогут решать вопросы самостоятельно,- продолжает он, — Между двумя костями должна быть мягкая ткань. Украина находится непосредственно между Россией и Западом, и их геополитическая сила притяжения разорвет Украину».

Сурков называет Минские соглашения — мирные договоренности, подписанные Москвой, Киевом и пророссийскими боевиками — актом, который «узаконил первый раздел Украины».

Я напоминаю ему, что с 2014 года в ходе боевых действий погибли 14 тысяч человек, в том числе 298 мирных жителей, находившихся на борту самолета MH17 малайзийских авиалиний, сбитого пророссийскими боевиками, как следует из результатов международных расследований, которые Москва не признает. Сурков говорит, что это было «прискорбно». 

«Я горжусь тем, что участвовал в этом возвращении территории, в ее отвоевании. Это было первым открытым геополитическим контрнаступлением России [против Запада] и столь решительным. Для меня это было честью», — говорит он. «Можно ли было сделать лучше? Конечно, можно…. Но получилось так, как получилось».

На протяжении всего времени, проведенного рядом с Путиным, Сурков проявлял себя как ловкий пропагандист и хитрый манипулятор общественным настроением. Он участвовал в создании движения «Наши» — националистической молодежной организации, которая преклонялась перед Путиным и преследовала предполагаемых врагов государства. Значительная часть пропагандистских материалов Кремля, распространявшихся полчищами троллей, государственным телевидением и социальными сетями, готовилась на его рабочем столе.

«Людям это нужно,- говорит он в ответ на мои слова о том, что большая часть этой пропаганды представляет опасность. — Большинству людей нужно, чтобы их головы были заполнены мыслями».

«Вы же не будете кормить людей какими-то высокоинтеллектуальными разговорами. Большинство людей едят простую пищу. А не то, что мы едим сегодня. Обычно большинство людей придерживаются очень простых убеждений. Это нормально. Есть высокая кухня, и есть „Макдональдс", — смеется он, — Во всем мире все пользуются такими людьми, обманывая их».

Но в какой-то момент он из-за своих методов впал в немилость. Он стал, по его собственным словам, «слишком одиозным».

«Когда кто-то занимает определенную должность и люди так долго говорят о нем, что он кукловод, что он душитель демократии, что он Победоносцев [реакционный советник трех русских царей XIX века] и Распутин, — в этом и есть суть одиозности, — говорит он. — Правительству время от времени приходится увольнять таких людей…. Этих людей приходится менять на других, чтобы они перестали раздражать людей».

Но при этом он утверждает, что его окончательный уход был «совместным» — что вместе с ним исчезло и удовольствие, получаемое, когда выдаешь однопартийное государство за демократию.

«В 2000 году это было невероятно увлекательно. Это было впервые. Все говорили: „Вау!" — вспоминает он. — А что еще? Я построил эту машину, но мне стало скучно на ней ездить. Нужны были более терпеливые люди, которые бы сидели за своими столами. Я — не водитель». И все же ему явно нравится быть главным и всем распоряжаться. Без моего ведома он уже оплатил счет. Я протестую, ссылаясь на правила, существующие в «Файнэншл Таймс». Он не соглашается, ссылаясь на свои.

Сурков после своего ухода сбил с толку тех, кто наблюдает за Кремлем, тем, что после своей отставки остается в тени — не стал политэмигрантом и не занял пост в прибыльном бизнесе. Он категорически отказывается отвечать на мои настойчивые вопросы о возможном возвращении «в строй». Но когда унесли тарелки с панна-коттой, и я спрашиваю о его роли в следующем транзите власти в Кремле, его сдержанность, наконец, дает «трещину».

«Что ж, поживем-увидим. Впереди нас ждут интересные дела. Будет много новых драматических преобразований, — говорит он. — Да, я хочу понять, когда это произойдет. Если я доживу, когда это произойдет, у меня будет работа».

Обсуждение
Комментариев: 84
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Беня Духless
19 июня 2021, 09:54
Сурков - поэт.
Баритон
19 июня 2021, 12:14
Беня Духless, в советские времена сталкивался с патриотическими виршами поэта Суркова. Было бы смешно, если бы между ними была какая-то связь.
м
мороЗЗ
19 июня 2021, 17:36
Беня Духless, "Сурков - поэт." Сурков - умный человек, в отличии от вас. ))
bydlo
19 июня 2021, 22:48
Беня Духless, судя по интервью, Сурков в первую очередь профессионал. которому нравится его работа. Достойный, судя по всему, человек.
городок оке
20 июня 2021, 09:46
Беня Духless, «Больше всего Сурков «нагадил» именно Донбассу. Всех стравливать, всех разводить, всем гадить» — так охарактеризовал работу экс-помощника президента РФ Владислава Суркова на украинском направлении Стрелков. Для Суркова с чеченским менталитетом не было русских городов на Украине, и соответственно моральных проблем по их сдачи украинским националистам. Не знаю насчет его талантов в стихоплётстве , но, тотальный полный крах российской политики на Украине заслуга двух человек Путина и Суркова. Восточный льстец (чего изволите) и я вам сляпаю подобие идеологии.
Лаврентий Палыч
19 июня 2021, 10:13
Пока читал, было стойкое впечатление, что опус написан не выползая из редакции на Саутварк бридж. Пригляделся и точно, автор скромно пожелал остаться неизвестным. Ждём продолжения про то как некоего британского журналиста траванули трюфелями на Петровке.
дд
дядя дима
19 июня 2021, 10:35
да пёс с ним, с репортёром этим. статья другим примечательна: кто изначально был инициатором этой беседы? и для кого конкретно она была написана? пока не ясно..
zwaan
19 июня 2021, 11:00
— отчего же? Трёх секунд в сети достаточно, чтобы узнать, что его собеседником был собкор FT в Москве Генри Фой ( или Анри Фуа, ежели ему так приятнее…)
Лаврентий Палыч
19 июня 2021, 11:10
zwaan, она же Анна Ефидоренко, она же Элла Кацнельбоген, она же Людмила Огуренкова, она же Изольда Меньшова, она же Валентина Панеяд?
zwaan
19 июня 2021, 11:36
Лаврентий Палыч, никоим образом, сей штюк не мог быть сотворён женщиной. Автор открыто высказал своё неодобрение выбором Сурковым шампанского в качестве вина для в целом очень неплохого меню. Женщина критикующая шампанское ещё не родилась на этой планете…
SirPеrsival
19 июня 2021, 22:24
zwaan, хе-хе... :)
т
т-34
19 июня 2021, 10:19
Если убрать подтасовку и комментарии журнализа, вполне здравые рассуждения. Кроме того" Ельцин ... фактически сделал Кремль заложником небольшой группы особо приближенных бизнесменов, которые сегодня верховодят"- насколько помнится, все они сбежали за границу, а один из них до этого еще и отсидел.
zavatoni
19 июня 2021, 12:09
т-34, далеко не все. Из 9 человек «Семибанкирщины», трое — Авен, Фридман и Потанин, продолжают успешный бизнес. Четвёртый, Малкин ушёл в тень после того как побыл сенатором.
Баритон
19 июня 2021, 12:11
т-34, а Вас не возмутили слова, что Ельцин "пережил госпереворот", когда на самом деле это он устроил госпереворот и расстрелял законный парламент из пушек, при полном одобрении либералов?
m
mastodon11
19 июня 2021, 10:27
Лёша из ЦРУ - это главарь амеровской банды на территории России.
alev.verlag
19 июня 2021, 10:27
"...назначаются выборы, кандидаты проводят кампанию, избиратели голосуют, открываются урны для голосования, и каждый раз побеждает один и тот же человек." А в Германии разве иначе? Гельмут Коль сидел 4 срока подряд, Ангела Меркель тоже, и никакие законы не запрещают канцлеру сидеть у власти хоть до выноса вперед ногами. Т.е. "каждый раз побеждает один и тот же человек". И при этом Германия считается "образцом демократии"
itoyokofan
19 июня 2021, 10:40
alev.verlag, это другое(тм). Вроде бы за канцлера там не голосуют избиратели, а голосуют сами партии на междусобойчике.
Rusofobia Zabila
19 июня 2021, 13:38
itoyokofan, ну технически да, но какая разница. Ну вместо Путина и ЕР побеждающих много раз, есть коалиция ХСС/СДПГ с Меркель во главе, побеждающая на выборах постоянно. Проблема в том, что мы к ним в огород не лезем, а они имеют наглость учить нас.
d
darsan7796
19 июня 2021, 16:08
itoyokofan, И это пролазит! Канцлера, фактического главу государства избирает междусобойчик в Бундеслиге! И подряд 16 лет одну Меркель! А я ведь помню, она в2005 -08 призывала Путина уйти! А Кекконен в Финляндии-20 лет а Миттеран во Франции? 14 лет!Лицемеры!
ent
19 июня 2021, 10:28
В дачный сезон ни священник, ни миссис Кэри не выходили из сада надолго: они не любили посторонних и смотрели на заезжих лондонцев с неприязнью. Дом напротив снял на полтора месяца какой-то господин, у которого было два мальчика; он послал спросить, не захочет ли Филип прийти поиграть с его сыновьями, но миссис Кэри ответила вежливым отказом. Она боялась, что столичные мальчики испортят Филипа. Он ведь будет духовным лицом, и его надо оберегать от дурных влияний… (Сомерсет Моэм – "Бремя страстей человеческих")
Free Thinker
19 июня 2021, 10:28
// Суркову либо 56, либо 58 лет — в зависимости от того, в какой вариант его биографии вы верите. По меркам российской политики он только приближается к своему расцвету./// А вот по меркам американской политики президент Байден в свои 74 года всего лишь опытный пацан.
Г
Грац
19 июня 2021, 10:40
Free Thinker, всё во многом зависит от состояния здоровья. если байден больной человек, то тот же к примеру берлускони вполне был дееспособным премьером в италии примерно в года байдена
Free Thinker
19 июня 2021, 10:54
Грац, перешлите свой комментарий в Financial Times и попросите их внести а эту статью справку о состоянии здоровья Суркова.
Free Thinker
19 июня 2021, 11:05
Прошу извинения, возраст Байдена — 78 лет.
Majorind
19 июня 2021, 10:37
"...Ельцин пережил попытку государственного переворота, чуть не проиграл в борьбе за президентский пост коммунисту..." =============================================================================================== Шо?! Похоже, мы с автором живем в параллельных реальностях. В реальности России Ельцин не пережил, а совершил государственный переворот, а выборы не «чуть не проиграл», а в наглую украл у Зюганова.
s
slawalobanoff
19 июня 2021, 22:10
Majorind, Украл?) Вообще-то Зюганов признал своё поражение. И чушь о якобы краже - всего лишь выдумки власовцев (коммунистов). А что до переворота - Ельцин не дал его совершить, расстреляв заговорщиков. Да, Вы живёте в другой реальности.
s
stoolov
20 июня 2021, 00:08
slawalobanoff, это вы живёте в другой реальности. Сколько вам лет было в 96-м году? Вы хорошо помните события 93-го и 96-го?
Majorind
20 июня 2021, 00:20
slawalobanoff, Из интервью Зюганова к его 75-летию: ""Этого никто не знает, потому что все бюллетени через полгода были уничтожены, - сказал он, отвечая на вопрос, как, по его мнению, распределились голоса. - А [Николай] Рябов, который возглавлял ЦИК, был отправлен послом в Чехию. Я долго и упорно судился из-за допущенных на тех выборах нарушений, но понял, что это, во-первых, очень дорогое дело. Во-вторых, при той структуре власти добиться в суде справедливости было большой проблемой".
Г
Грац
19 июня 2021, 10:38
абсолютно не компетентная статья, если вы берёте интервью, то не надо высказывать непроверенную информацию, своё мнение преподнося её как истину в последней инстанции, вы можете представить своё мнение от впечатлений от встречи и интервью, но не надо ничего выдумывать это не профессионально
Gordon
19 июня 2021, 12:43
Грац, а по-моему, вся эта статья всего лишь вольная интерпретация автора. Не факт, что это говорил Сурков, а не либеральные тараканы в голове автора. «– Лично мне группа «Битлз» не понравилась. Картавят, фальшивят, и что только в них находят? – А ты что их слушал? – Нет, но мне Мойша напел.»
blinov_n
19 июня 2021, 10:43
Если запад ругает, значит политик нормальный, пусть будет. Но ей богу, как же они уже задолбали в каждой своей статейке упоминать это навальнистское гуано.
leksandrr
19 июня 2021, 10:59
Мы делим оппозицию на системную и несистемную. А что такое системная оппозиция? Это оппозиция, который подчиняется правилам, законам и обычаям ========================================================================================================================================================== Точное описание "демократии" в США. Две партии. Обе помешаны на устоявшихся десятилетиями обычаям. Параноидально неприемлющие никаких изменений. Если ты хочешь в политику, то обязательно должен представителем одной из двух партий. Есть игрушечные партии. Но у них нет даже малейшего шанса пробиться хоть даже в какую то провинциальную политику. По сути демократы и республиканцы это одна партия, только две ее фракции. Различия у них по сути незначительные. Касаются в основном лишь в подходах к решению одного вопроса. И то редко. В основном это показушная борьба. Кто-нибудь мне скажет разницу между правлением демократов и республиканцев? Вообще никакой. Мелочи вроде отмены какого-нибудь трубопровода или медицинской реформы.Чем США Трампа отличаются от США Байдена? Ровным счетом ничем. Так что США это по сути однопартийная диктатура, где неприемлем допуск к власти людей с иными взглядами, подконтрольными политической конъюнктуре массовыми СМИ. Допускаются разговоры "на кухне" и в малозначительных изданиях. И то строго в рамках дозволенного.
zwaan
19 июня 2021, 11:07
То-то весь Запад ужаснулся, когда полгода назад демократически настроенная толпа нанесла визит в здание Конгресса. Странно, что табаки всех мастей и окрасов ещё не унюхали в этом российский след…
basilius1
19 июня 2021, 11:07
«Это оппозиция, который подчиняется правилам, законам и обычаям» В странах "демократии" оппозиция не подчиняется правилам и законам? Что то новое!
Free Thinker
19 июня 2021, 11:18
// Алексей Навальный, лидер российской оппозиции, который мобилизовал против режима сотни тысяч протестующих, несмотря на постоянные покушения. В прошлом году его отравили боевым нервно-паралитическим веществом.// Ну и наивный же человек этот автор, если не сказать жёстче! В так называемых демократических государствах политических активистов убивают сотнями, а в «недемократической» России одного Навального целое государство целых десять лет все никак не может убить! Это же курам на смех! Да после таких результатов российские спецслужбы как минимум реформировать нужно. Уверен, в реальности какой-то клерк в ЦРУ, занимающийся разработкой пропагандистских сценариев, когда-то придумал и вбросил метод убийства политических оппонентов в России с помощью яда — очень оригинальный с точки зрения СМИ метод. А главное — от яда умирать можно месяцами, что просто находка для СМИ. Это ведь не пиф-паф и через три дня все забыли. Куча этих газетных строчил со своих диванов пережевывают это ... месиво, обеспечивая себя работой. Кому реально нужен ненадежный (зато привлекательный для обывателя ) метод убийства? Литвиненко убивали-убивали в прямом эфире за стеклом, Скрипаля убивали-убивали Новичком — не убили. А теперь на Навального покушались несколько раз, но безрезультатно, зато медийно. Похоже, этот ядовитый цирк будет продолжаться и в дальнейшем, пока окончательно не надоест потребителям пропаганды.
fybcbvjd
19 июня 2021, 11:22
А был ли мальчик? Или всё это интервью продукт пылкого воображения? Жду интервью Ивана Грозного.
I
IR_SPb
19 июня 2021, 11:39
Зачем с вешалки сняли пыльную шинель и записывают с ней псевдо интервью? Или это угроза написать мемуары?
whyiamiinthere
19 июня 2021, 12:02
Кореспондент Файнэншл Таймс даже не понял что вопрос почему бы вам не сходить на митинг обескуражил Суркова по настоящему, но по совершенно другой, не очевидной западному журналисту причине: если Путину доложат что Сурков был на митинге..... как минимум ему придётся долго и неприятно объясняться. И в итоге Путин всё равно ему до конца не поверит.
t
tonton.8282
19 июня 2021, 12:12
Скользкий английский ублюдок... Но зато мы теперь знаем кого бы хотели в следующие президенты
K
Kifer
19 июня 2021, 12:14
интересно, с Сурковым текст статьи согласован?.. прямых цитат минимум, остальное либо явно вольный пересказ либо вообще интерпретация... впрочем, даже за это спасибо!) приятно видеть умных людей у власти, пусть и "бывших"...
К
КомментатоP
19 июня 2021, 20:47
Kifer, вы уверены, что он это интервью вообще давал?)) больше похоже на горячичный бред)))
2
2stvola
19 июня 2021, 12:50
2Pac - Hit Em Up , невольно в голове заиграл, надеюсь на решительные действия...
mik.ol
19 июня 2021, 12:57
"Financial Times," головной офис в Лондоне - это говорит о многом. Лондон - кузница переворотов в России еще в царские времена. Здесь же затертые слова о сбитом Боинге, о Крыме, о Навальном вложили в уста Суркова. Главный посыл этой статьи:"Впереди нас ждут интересные дела. Будет много новых драматических преобразований..."
S
Seamaster
19 июня 2021, 13:36
Карпаччо из зеленых овощей в масле белого трюфеля, Карпаччо из тунца, Сладкая говядина с сыром пармезан, Сибас на гриле с запеченными помидорами и цуккини Беллини, Панна-котта с гранитой из граната, 1 бутылка шампанского Perrier-Jouët Blanc de Blancs...............=======............. Этой своей статьёй журналюга наработал максимум на каклету с макаронами и подливой. Плюс пирожок с павидлой.
Пт
Почти татарин
19 июня 2021, 13:40
peppermint48, Жуть. Боярышник запретил бы?
Q
Quitan
19 июня 2021, 13:45
Все знают, что демократия - это власть демократов, американских демократов.
б
борис50
19 июня 2021, 13:50
хлеба и зрелищ древний лозунг рима это значит что единственное что нужно простонародью хлеб и зрелища высокие материи простонародье не понимает вот об этом сурков и говорит но хлеб и зрелища бывают разные в зависимости от народа может быть футбол а может шахматы в россии это футбол после которого болельщики выясняют между собой отношения с помощью бит и ножей такой стране демократия действительно опасна тут нужен диктатор а в других странах люди с удовольствием наблюдают за шахматами малым тенисом крокетом такому народу допустима широкая демократия
mik.ol
19 июня 2021, 13:53
Баритон, Нет,не возмутил, это сочинение "на свободную тему."
e
eugene.ardaev
19 июня 2021, 14:08
Прочитав заголовок ждал более глубокой и содержательной статьи. Но, похоже, она была написана ради этих фраз: " В прошлом году его отравили боевым нервно-паралитическим веществом. По его словам, это покушение было совершено по указанию Кремля. После того, как он выздоровел, его арестовали и посадили в тюрьму. В ответ этой зимой десятки тысяч россиян вышли на улицы, а омоновцы жестоко избивали их и задерживали." Короче, чтобы читатели не забывали, что главная надежда Запада на развал России - это гульфик-фюрер. Всё остальное какие-то бантики.
harlequin
19 июня 2021, 14:39
peppermint48, тебя и не подпускают.
peppermint48
19 июня 2021, 16:13
harlequin, Здорово, шапка каракулевая - Сурков начал хамить сразу, как они сели на свои места. За Крым ещё счёт не принесли
О
Оймякон
19 июня 2021, 14:45
Ему надо было сказать, что примером служила американская демократия и американские выборы. Как и там,он попытался выстроить систему, при которойчужой не придет к власти. Когда мелким партиям нестоит расчитывать на места в конгрессе и сенате. Когда Презилентом может быть только согласованная фигура... Других Система изживает...
p
petr.grechko
19 июня 2021, 15:16
Первый — англосаксонский. Я даю вам меню, вы можете выбрать то, что хотите. Наш официант будет вам настойчиво объяснять, что нужно выбрать блюдо Х. А если, не дай бог, Вы будете настаивать на своем выборе, Вам все равно принесут только блюдо Х. Будете возмущаться, посадим в тюрьму, лет на 25.
r
realAVA
19 июня 2021, 21:41
petr.grechko, ///Первый — англосаксонский. Я даю вам меню, вы можете выбрать то, что хотите. < --------------------------------------------------------------------------- > Только всё равно всё будет сделано из овсянки. Даже котлеты.
peppermint48
19 июня 2021, 22:11
realAVA, Из мяса
Wuisky
19 июня 2021, 15:21
Хм, мишленовский критик ударился в политику? Или там решили провести разведку боем на предмет не Суркова ли готовят в приемники Путина? Запад беспокоится, заметна уже лёгкая истерика, особенно на фоне санкционного дефицита.
v
vclue
19 июня 2021, 15:24
« помог задушить молодую демократию в России» - каждый кто симпатизирует 90-тым - циничный подонок. От депрессии, нехватки еды для детей и лекарств для больных погибли миллионы - это был геноцид.
peppermint48
19 июня 2021, 16:15
vclue, Когда это было? Государство, которое так беспокоит начальство, спокойно избавилось от ненужных граждан
v
vclue
19 июня 2021, 16:37
peppermint48, забывчивых ждёт повторение урока, повторение пока не вымрут или пока не выучат урок
peppermint48
19 июня 2021, 22:14
vclue, Какой урок? Тут все забывчивые. Всё разделили в 90х
городок оке
19 июня 2021, 15:58
Сначала обобрали страну, и, убедившись в полной безнаказанности, решили теперь над людьми поиздеваться. Для государства смертельно опасна передозировка беззакония и лжи, которая наблюдается , о какой свободе и какой оппозиции, по отношении к сегодняшней РФ, он вообще говорит. Власть без идеологии зачищает политическую поляну от любых людей, представляющих им реальную политическую альтернативу, неважно либерал, правый или левый. После демонстративного обнуления конституции, убедившись , что прошло без шума, можно отвести душу по полной. Показать даже , что у них в голове не только бабло, но есть ещё какое то идеологическое обоснование поведения . Переизбыток свободы в РФ, ага, Лукашенко подтвердит. Не смешно? А, может без критики, не допуска любой публичной альтернативы и картиной фантастической поддержки, которую сами же нарисовали и поверили , начинает крыша ехать?
ibrovkin
19 июня 2021, 17:38
Ах да, куда же без сисяна. В топку такую статью с такими комментариями.
L
Lawrentij_Padlovich
19 июня 2021, 18:16
Мне вот интересно: на сколько зарплат российского "среднего класса", наел в шикарном московском ресторане этот ничтожный чеченский графоман и горе-поэт?
e
eugene_kkk
19 июня 2021, 19:24
Мне не нравится Сурков. Умный-циник. Сам кушает пищу высокую, а быдло низкую. Там наверху знают как делая вивисекцию, надо применять анестезию. Он как все циники, конечно, скорее прав. Вы ведь не ошибётесь, считая что оставленный на скамейке кошелёк вам не вернут. Но всё-таки думать, что все воры вокруг - не слишком хочется. С чем вынужден согласиться, что либеральная демократия в РФ не работает. По причине того, что даже российские либеральные демократы не являются либеральными демократами.
p
projeq
19 июня 2021, 19:29
Не о том говорит сурков. Оппозиция не может нарушать национальное законодательство. Если она его нарушает, то это не оппозиция, а мятежники. И не важно, что по этому поводу думает кто-то там за границей - у них всё совершенно аналогично. Далее, насчёт демократии вопрос не в профанации оной, а в том, что демократия реально работает тогда, когда избиратели квалифицированы. Что аналогично словосочетанию 'экономически самостоятельны'. В России такого просто до сих пор нет, посему сурков и выдумывает всякие симулякры. А не потому, что надо кормить население фейковым разнообразием с лопаты.
Будка гласности
19 июня 2021, 20:08
Теперь, после полного разгрома оппозиции (та которая сейчас в думе - "оппозиция его величества" по словам премьер-министра Коковцева. Лондон 1907г), если не дай Бог, в стране возникнут социальные волнения, власти обвинить уже будет некого кроме себя.
K
KalikP
19 июня 2021, 23:13
Будка гласности, Не переживайте, объявят вас и не ошибутся...
R
Really_polkovnik
19 июня 2021, 20:09
Скушно, не дочитал. Сурков повествует про аналогии и примеры из истории - в ответ в стотысячный раз Овальный-трусы-отрава-тыщыубитых. Смысл метать бисер перед свиньями?
azbukiwedi
19 июня 2021, 20:25
Понимать то, что народ дурят, не надо брать интервью у Суркова.
Зс
Забойщик с полундры
20 июня 2021, 10:01
azbukiwedi, Ты сам себя дуришь, дурилка ты картонная. "Меня обманывать не надо, я сам обманываться рад" - это про тебя и таких, как ты.
Aleksklo
19 июня 2021, 21:06
Красавчик... Он невероятно талантлив. Удивительный человек. Его материал "Долгое государство Путина" - это что-то... Там он отлично раскрылся. Кто не знаком - нагуглите. Не пожалеете.
Opozdavshiy
19 июня 2021, 23:21
Aleksklo, Вы правы! Он действительно невероятно талантлив. И статья невероятно интересная. Спасибо за ссылку. Стало много спокойней на душе, когда прочитал.
azbukiwedi
20 июня 2021, 04:11
Opozdavshiy, а я связываю весь застой в России с вот этими теченями мысли общего Суркова. И становится мерзко
n
novecento
19 июня 2021, 21:57
Сурков без власти - ничто. Даже у Ходорковского он был чем-то вроде Ильницкого - мальчик, принеси водочки. Проблема в том что другие, что у власти - более чем ничто. Наблюдал его стиль работы - тупое ручное управление вплоть до собственноручного написания текстов выступлений другим людям. Сейчас он без власти и ау!? Где-ты, родной!? Но правда одну пакость он и на сейчас заложил - протаскивает своего родственничка Прилепина в Госдуму.
Aleksklo
20 июня 2021, 02:43
novecento, Вы завидуете ему. Это заметно. Надеюсь Вы себе не навредите.
l
lietusgazele
19 июня 2021, 22:11
Это не интервью.Это вольное сочинение на заданную тему.И сомневаюсь,что Сурков на такое подписался.И подписал - тоже.Он умница,но сейчас для него дела нет.Всё и так работает .Система.Смешные потуги автора "подкусить" Россию с ихней,западной , якобы демократией.У них тоолько "облатка" подревней нашей.Ну и методы отработаны ,тоже-веками.Иллюзион.
SirPеrsival
19 июня 2021, 22:31
Как бы там ни было, Сурков сделал двадцатилетие XXI века в России. И посему уже останется в истории.
Opozdavshiy
19 июня 2021, 23:03
По сути написанного автор полностью заложил Суркова, как политика. И дезавуировал, раскрыл как интригана, которому "просто интересно". То есть сделал все, чтобы дискредитировать Суркова как перед Кремлем, так перед обывателем (одно описание меню чего стоит!). И когда это становится понятным сразу встает вопрос - зачем это нужно автору? Я не слишком симпатизирую Суркову. Но тот факт, что я вижу бесспорно умного и одаренного человек (я прочитал его "Околоноля"), который не стал продавать Родину с одной стороны. И вижу старания английского журналиста по максимум скомпрометировать Суркова с другой стороны - эти факты в своей совокупности очень мощно играют "за Суркова"
G0rynich
20 июня 2021, 05:37
Замечу, что вышенаписанное это не интервью Суркова, а вольная интерпретация бритишами оного. Читать же можно только само интервью. Мысли бритишей к нему ничего толкового добавить не смогут.
Зс
Забойщик с полундры
20 июня 2021, 09:55
"назначаются выборы, кандидаты проводят кампанию, избиратели голосуют, открываются урны для голосования, и каждый раз побеждает один и тот же человек. Ее основная идея заключается в том, что свободу личности заменяет стабильность государства, что подразумевает бутафорские оппозиционные партии" ____________ Слышать подобную "критику" из страны, где пожизненно во власти только две бутафорские партии и на выборах побеждают только они и никто и никогда больше, а сама страна не имеет конституции, поклоняется монарху и по собственному признанию проводит свою политику через скупленные на корню СМИ - это всё равно, что слушать лекции по человеколюбию от Джека-потрошителя. Скучно, девочки.
peppermint48
20 июня 2021, 10:25
Забойщик с полундры, Эти партии периодически выдавливают друг друга а оппозицию, что вы вообще хотите от выборной системы? У них стабильная экономика и политика без мошенничества, фальсификации выборов и тотального вранья из провластных СМИ
M
Mich2
20 июня 2021, 16:19
Интеллектуально журналист уныл и слаб, и не только против Суркова, а вообще. Шпарит лозунгами и штампами. О сути вещей не имеет никакого понятия. Зомби. Или просто такая работа. «Оппозиция, лояльная тем, кто устанавливает правила, вовсе не является оппозицией.» Да ну? Дружок, погляди на свою собственную страну, на страну босса за большой лужей, на любую страну из «старой Европы», ничего не видишь? Тогда ты либо слепой дурак, либо сволочь, пытающаяся торговать сказками. Как только в перечисленных странах, кто—то или что—то всего лишь пытается оторваться от общей корневой системы, хоть на шажок выйти из под контроля «режиссера», то всякая демократия враз заканчивается под предлогом, ясное дело, защиты демократии.:))) А Владислав Юрьевич несомненно умен, только вот, похоже, что несколько избыточно. Ему бы «Горе от ума» почаще перечитывать.:)))
k
khyum890
20 июня 2021, 22:33
Забавный журналист. А вот запись из дневника обывателя в пограничном времени СССР-РФ... Бог мой, народ простой, подлец, Какой-то пьяный сброд. Ведь я боец, я удалец, А он слепой как крот. Свободу я ему дарил, На блюдечке поднес, А это скопище горилл Мне тычет кукиш в нос. Придется тактику менять, Чтоб в кресле усидеть. Бойцов моих редеет рать! Ох, трудно володеть! Любого, глядь, готов обнять И этот сброд спасти. Смогу ли я, ядрена мать, Судьбу свою снести. 12-17-93 07:43pm
mfridshon
21 июня 2021, 03:30
Согласен полностью с Сурковым. Россия и демократия совершенно не совместимы. Россия--это прежде всего--вровство, взятки, откаты, плохие дороги и кумовство. Это есть и ВСЕГДА будет.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем