Россия не изменит своего почтового адреса. Поэтому в будущем Германии и Европейскому союзу не остается ничего иного, как только поддерживать отношения с самой большой страной планеты — в качестве партнеров, конкурентов или даже противников. В отношении европейской безопасности они до сих пор особых успехов не добились.

Перед лицом существующей сейчас напряженности уместен вопрос, являются ли верными те принципы, на которых до сих пор основывалась политика, а именно: статус-кво европейской безопасности и отношения с Россий хотя и не оптимальны, но вполне стабильны; Россия — государство, переживающее политический и экономический спад; средне- и долгосрочные военно-политические риски политики ЕС и Соединенных Штатов малы.

Все эти три тезиса не соответствуют реальности. Во-первых, состояние европейской безопасности внушает опасения. Соглашения по разоружению расторгнуты, соседство ЕС с Россией и не безопасно, и не стабильно, и не взаимовыгодно. Возможно, мы даже еще не достигли низшей точки.

Можно спросить себя, когда же, наконец, произойдет часто и уже много лет предсказываемый крах российской экономики и произойдет ли он вообще. Это в свою очередь подвергает сомнению предположение, что санкции — это действенное средство для изменения курса Кремля. Хотя санкции и усилили давление на российскую экономику, в действительности она довольно стабильна, так как опирается на вновь растущие цены на нефть и солидную макроэкономическую политику.

Высокая готовность к риску Москвы и беспомощность Запада

В то же время военно-политические риски увеличились. Россия действует и использует свою военную мощь для провоцирования Запада. Готовность к риску у Москвы велика — так же, как и страсть к самоутверждению. Право вето, которым располагает Россия в Совете безопасности ООН, непоколебимо. Опасность возникновения серьезных кризисов из-за неправильных расчетов и связанного с ними неправильного поведения за последние годы значительно возросла.

Такое развитие событий не отвечает интересам Германии и ЕС. Общеевропейская безопасность не может быть достигнута прежней политикой. Мечта о том, что Россия из-за политических и экономических трудностей пойдет на попятную и вновь обратит взор на Запад, не исполнится. И это несмотря на то, что недовольство коррупцией и государством, все больше дистанцирующимся от общества, в России растет.

Внутреннее развитие России, а также и развитие ее внешней политики, вызывающие такое эмоциональное отторжение в ЕС и США, — это развитие изумило как Восток, так и Запад. Оно привело у нас к параличу мышления, никто не знает, что делать дальше. При этом первый шаг напрашивается сам собой: нам необходимо четко сформулировать собственные интересы в европейской политике безопасности.

Интересы Европы

Это в первую очередь касается отношений с соседними странами, тесно связанных с идеей европейского суверенитета. ЕС должен добиться того, чтобы у людей там складывалось представление о стабильной, безопасной и процветающей Европе. Следующий интерес связан с переговорами о разоружении как в отношении обычных, так и ядерных вооружений. Эту сферу нельзя полностью оставлять в руках Соединенных Штатов и России.

Инструментом для реализации этих интересов являются переговоры. При нынешних условиях диалог и разговоры лишь тогда имеют смысл, если они подготавливают переговоры о настоящей, реальной сделке. Это произошло на встрече Байдена и Путина в Женеве, но этого не происходит в ЕС, потому что выработка общих интересов пока еще не состоялась.

Переговоры должны преследовать определенную цель, хотя их исход может быть любым, необязательно, чтобы результат был достигнут с первого раза. Важно как минимум предпринять попытку и заранее не исключать результат.

Переговоры с целью добиться результата

Это невозможно? Никому не нужно? Но разве нет основополагающих правил для безопасности Европы, вступивших в силу после подписания Парижской хартии в ноябре 1990 года в рамках Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)? И которая была подтверждена через 20 лет, в том числе и подписью Российской Федерации? Все должны соблюдать это соглашение.

Неустойчивое состояние европейской безопасности должно заставить ЕС вступить в переговоры с Россией, чтобы добиться деэскалации очагов напряженности в Европе и начать процесс стабилизации обстановки. При формулировании интересов, помимо ЕС и России, необходимо учесть и те государства, угроза для которых в последние годы заметно возросла, прежде всего, Украину.

Только тогда можно будет говорить и о темах, которые ЕС выделил в своем последнем совместном заявлении о России — здоровье, климат, окружающая среда, а также роль гражданского общества.

Настало время, чтобы Германия и ЕС наконец вновь стали активно действовать на внешнеполитической арене, а не просто реагировать на происходящее. Чем четче будут сформулированы интересы, которые естественно немыслимы без европейских ценностей, тем проще будет осуществлять постоянный контроль за их реализацией и проводить необходимые корректировки. Пассивности Кремля в поисках выходов необходимо противопоставить общую, базирующуюся на интересах и силе политику. Это трудно? Да. Невозможно? Нет.

Райнхард Крумм — глава венского представительства Фонда Фридриха Эберта.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.