Победа премьер-министра Никола Пашиняна на только что состоявшихся всеобщих выборах в Армении позволила ему вернуться к своим обязанностям с большим и твердым большинством. Довольно умеренный и прагматичный по своей природе, Пашинян в прошлом вынужден был идти на уступки своим собственным «ультра», для которых главное для нации — это изоляция в купе с постоянными недовольствами в адрес Турции. Сейчас Армения на распутье. Будет ли страна продолжать реализацию своей исторической саморазрушительной программы региональной изоляции или встанет на путь мира и согласия?

Отсутствие прочного мира

В этом вопросе Франция должна исполнить важный долг. На протяжении почти трех десятилетий наша страна была одним из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ: перед ней, наряду с Россией и США, была поставлена задача обеспечить мирное урегулирование военной оккупации Армянией Карабаха, важного региона Азербайджана. Дипломатический провал этой группы стал одним из факторов войны между двумя соседями, закончившейся в прошлом году восстановлением суверенитета Азербайджана. Но прочный мир все еще не установлен, и теперь у Франции есть возможность проявить себя.

На карту поставлено не только будущее Южного Кавказа, но и международная репутация Франции как посредника. В последние годы и месяцы можно предположить, что эффективность лобби армянской диаспоры, хорошо организованного на нашей территории, возможно, ослабила способность нашей страны выполнять свою роль беспристрастного посредника. Между тем, США придерживаются нейтральной и сбалансированной повестки дня: в течение одного месяца официально признают геноцид армян, а в следующем месяце пытаются убедить Армению передать карты огромных территорий, на которых установлены противопехотные мины, которые являются трагическим наследием оккупации Карабаха.

Франция должна изменить свой подход к региону

Теперь Франция должна попытаться изменить свой подход к региону. В этом она имеет большое преимущество: в результате непоколебимой поддержки Армении, Франция получила определенное влияние в Ереване и должна теперь использовать именно этот рычаг. Французы имеют долгий и горький опыт конфликтов со своими соседями, но они также понимают, что экономическое сотрудничество и общее процветание могут преодолеть самые трагические эпизоды в истории. Поощрение и поддержка приграничного экономического сотрудничества отныне должно стать приоритетом французской политики на Южном Кавказе.

На данный момент экономика Армении остается парализованной. Три из четырех его международных границ закрыты для торговли — с Турцией, Азербайджаном и даже с его братским соседом, христианской Грузией. Только четвертая — с Ираном — открыта. На севере Армения остается чрезвычайно зависимой от России, чьи интересы делают Армению уязвимой и зависимой. Пришло время нормализовать ситуацию на Южном Кавказе, вновь открыть границы и восстановить жизненно важные транспортные связи.

Обеспечение экономических основ прочного мира

Помимо важного вопроса о дипломатической репутации Франции, на карту поставлены прямые французские экономические интересы. Южный Кавказ, развитие которого так долго сдерживалось из-за карабахской проблемы, теперь может двигаться вперед. Возможности для инвестиций в регионе — особенно на опустошенной территории Карабаха — огромны, поскольку мощная экономика Азербайджана обеспечивает восстановление жизненно важной инфраструктуры, чтобы обеспечить возвращение миллиона внутренних беженцев на родную землю.

Горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, экологически чистая энергия, транспорт, туризм: это лишь некоторые из многих секторов, которые в настоящее время нуждаются в международных инвестициях. Франция может восстановить свой авторитет в качестве независимого посредника, помочь обеспечить экономические основы для прочного мира и продвигать коммерческие интересы французских компаний в регионе.

До сих пор Армения посылала своим соседям негативный или, в лучшем случае, двусмысленный сигнал. Сегодня в интересах Франции помочь Армении выйти из изоляции. Ключ к раскрытию потенциала региона находится в Ереване, а Ереван прислушивается к Парижу. Пора сделать так, чтобы его голос был услышан по политическим, дипломатическим и экономическим каналам.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.