Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest (США): Россия украла военно-морской флот Украины — теперь Вашингтон пытается дать ей новый «москитный» флот

© РИА Новости Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкКорабли, которые ранее входили в состав военно-морских сил Украины, в бухте Севастополя. 13 января 2017
Корабли, которые ранее входили в состав военно-морских сил Украины, в бухте Севастополя. 13 января 2017 - ИноСМИ, 1920, 16.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Киев настроен на создание «москитного флота» из небольших, быстроходных и незаметных кораблей малой дальности плавания, которые теоретически могут оказаться более живучими и пригодными для использования, чем фрегаты и эсминцы. И государства НАТО предоставляют ему значительную часть этих судов, некоторые — бесплатно.

Когда российские войска захватили Крымский полуостров в марте 2014 года, они также прихватили большую часть военно-морского флота Украины, включая полдюжины корветов, единственную подводную лодку ВМС Украины и даже ее программу «Атакующий дельфин». Кроме того, до 75% личного состава покинули свои посты или перешли на сторону России, включая самого главу Военно-морского флота.

В конце концов Москва вернула некоторые из старых судов Украине, но прекратила передачу, когда российские войска более открыто вмешались в конфликт на востоке Украины.

Лишенные масштабной инфраструктуры Севастополя, основные базы ВМС Украины в настоящее время расположены в портовых городах западной Украины — Одессе и Николаеве. Единственным значимым военным кораблем ВМС является противолодочный фрегат «Гетман Сагайдачный», который находился в рамках антипиратской миссии у берегов Сомали во время государственного переворота.

Другие оставшиеся ресурсы включают ракетный катер P153 «Прилуки» (в настоящее время без ракетных установок), десантный корабль-амфибия «Юрий Олефиренко» (вместимость: одна мотопехотная рота), тральщик и различные небольшие патрульные катера, катера пограничной охраны и вспомогательные корабли.

Военно-морская авиация Украины имеет сегодня лишь несколько транспортных самолетов, восемь противолодочных/поисково-спасательных вертолетов Ми-14 и Ка-27 и два гидросамолета Бе-12. По иронии судьбы, наибольший рост наблюдался в сухопутных войсках ВМФ: в последние годы морская пехотная бригада была расширена до дивизионного формирования из четырех пехотных бригад и по одной бригаде ракетной и береговой артиллерии.

Киев попытался решить проблему дефицита безопасности на море, построив семь (в конечном итоге их будет восемь) 75,5-футовых (23 метра) бронированных канонерских лодок «Гюрза-М», каждая из которых вооружена двумя ракетно-пушечными комплексами «Катран-М», в которые входят 30-миллиметровая автоматическая пушка, гранатомет, пулемет и две противотанковые ракеты «Барьер».

Но когда в ноябре 2018 года две новые канонерские лодки попытались пройти на базу в Бердянске на Азовском море, российские военно-морские силы атаковали их и в конечном счете захватили небольшие суда и их экипажи, когда те пытались пройти через Керченский пролив. (В итоге они были освобождены.) Этот инцидент показал, как Россия может запретить судам из западной Украины доступ к береговой линии на востоке, включая ключевой порт Мариуполь.

Москитный флот

Киев по-прежнему настроен на создание «москитного флота» из небольших, быстрых и незаметных патрульных и ударных кораблей малой дальности плавания, которые теоретически могут оказаться более живучими и пригодными для использования, чем большие фрегаты и эсминцы. И государства — члены НАТО предоставляют значительную часть этих новых судов, некоторые из них бесплатно.

Например, Вашингтон уже передал Киеву три из запланированных пяти патрульных катеров класса «Остров», служивших ранее в береговой охране. 110-футовые (около 34 метров) катера вооружены скорострельной 25-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами, а их экипажи из шестнадцати человек проходят подготовку в Соединенных Штатах. Сообщается, что Соединенные Штаты также изучают способы установки на них более тяжелого вооружения для удовлетворения требований Украины.

Государственный департамент также санкционировал продажу за 600 миллионов долларов до шестнадцати патрульных катеров Mark VI, восемь из которых уже переданы через программы военной помощи США. Эти восьмидесятипятифутовые (26 метров) лодки меньше и быстроходнее (скорость сорок пять узлов) катеров типа «Остров» и более хорошо вооружены двумя 30-миллиметровыми пулеметами Mark 44 Bushmaster II, а также двумя 25-миллиметровыми пушками.

Сообщается также, что США предложили безвозмездно отдать списанные фрегаты типа «Оливер Хазард Перри», но это предложение, похоже, не получило большого отклика, вероятно, из-за более высоких затрат на переоборудование и эксплуатацию таких больших и боеспособных военных кораблей.

Между тем в декабре 2020 года Лондон подписал меморандум с Киевом, согласившись предоставить 10-летний кредит в размере 1,25 миллиарда фунтов стерлингов (1,73 миллиарда долларов) для оплаты строительства восьми 580-тонных быстроходных ударных кораблей типа «Барзан» — первых двух на британских верфях «Бэбкок» в Портсмуте и последующих шести на Украине. Предположительно строительство может начаться в 2022-2024 годах, хотя статус сделки остается неясным.

Впервые построенный для ВМС Катара в 1990-х годах, «Барзан» развивает скорость тридцать пять узлов и оснащен в общей сложности восемью ракетами Exocet MM40 Block 3 с дальностью более 110 миль (177 км), 76- и 30-миллиметровыми башенными пушками и шестизарядной системой ПВО малой дальности «Мистраль». Это хорошая огневая сила для кораблей такого размера, хотя их дальность действия ограничена (2,070 мили или 3, 33 километра).

Лондон также жертвует Украине два недавно выведенных из эксплуатации 600-тонных минных тральщика типа Sandown. Маленькие суда с корпусами из стекловолокна оснащены системами обезвреживания мин SeaFox и могут выполнять некоторые патрульные обязанности благодаря 30-миллиметровому пушечному и пулеметному вооружению.

И последнее, но не менее важное: Украина совместно строит два корвета класса Ada водоизмещением 2645 тонн с Турцией в рамках сделки стоимостью 265 миллионов долларов. Эти украинские корабли будут иметь восемь противокорабельных ракет, 76-миллиметровую палубную пушку, противолодочные торпеды, ракеты ПВО малой дальности RIM-116B или MICA, 35-миллиметровое и 12,7-миллиметровое оружие ближнего боя и палубу для посадки противолодочных и поисково-спасательных вертолетов Ми-2.

Турция также экспортирует на Украину до сорока восьми боевых беспилотных летательных аппаратов TB2 «Байрактар», шесть из которых направляются Военно-морскому флоту для выполнения задач морского патрулирования. БПЛА «Байрактар» установил впечатляющий боевой рекорд в 2020 году, но его вооружение противотанковыми ракетами меньшей дальности означает, что он может быть более практичен для слежения и поражения кораблей, не имеющих значительной противовоздушной обороны.

Военно-морские силы НАТО также стремятся обучить украинский персонал и улучшить взаимодействие с судами НАТО, действующими в Черном море.

Отечественные проекты

Конечно, нельзя упускать из виду украинских судостроителей, которые строили авианосцы для СССР. Одним из завершенных проектов является корабль-разведчик «Симферополь», оснащенный сигнальным (SIGINT) и электромагнитным (ELINT) шпионским оборудованием для мониторинга российской военной деятельности в Черном море.

Киев также выделил деньги на завершение строительства тяжеловооруженного многоцелевого корвета «Владимир Великий» проекта 58250, заложенного в Николаеве еще в 2011 году, а затем брошенного в 2014 году. Если он когда-либо будет завершен, то за ним могут последовать три корабля-побратима, которые будут вооружены аналогично классу Ada.

Однако корветы крупнее и дороже в эксплуатации, чем быстроходные ударные катера, что заставляет некоторых комментаторов опасаться, что выделенные на них деньги могут поставить под угрозу реализацию концепции украинского москитного флота.

Но, возможно, самым важным украинским военно-морским проектом является не корабль, а противокорабельная ракета под названием R-360 «Нептун», которая дебютировала в этом году.

Созданное на основе ракеты Х-35 советской эпохи, это пятиметровое оружие имеет максимальную эффективную дальность полета 174-186 миль (до 300 км) и взлетает с помощью ракетного ускорителя перед переключением на турбореактивный двигатель во время полета на высоте от пяти до пятнадцати метров над поверхностью на дозвуковой скорости. Первоначально полагаясь на инерциальную навигацию, устойчивый к помехам радиолокационный искатель «Нептуна» может обнаруживать и наводить раекту на корабли на расстоянии до 31 мили (50 км) в пределах шестидесяти градусов от его вектора.

Планируется построить от трех до пяти батарей, вооруженных такими ракетами, с шестью пусковыми установками на грузовиках. Каждая батарея будет иметь контейнерную пусковую установку с четырьмя ячейками и сопровождатся вторым и, возможно, третьим грузовиком с четырьмя комплектами для перезарядки, что позволяет иметь в общей сложности от сорока восьми до семидесяти двух ракет. Большой залповый огонь действительно может потребоваться для подавления военно-морской противовоздушной обороны, которая достаточно эффективна против дозвуковых ракет.

R-360s также могут быть установлены на будущих украинских корветах, предлагаемых, но пока нереализованных ракетных катерах типа Vespa и на оставшихся сверхзвуковых бомбардировщиках Су-24. Это могло бы расширить радиус действия ракеты, но батареи наземного базирования, возможно, останутся более живучими и помогут создать блокирующую доступ извне зону безопасности вдоль побережья Украины.

Учитывая доминирующую огневую мощь российского Черноморского флота в водах вокруг Украины, некоторые могут возразить, что восстановление украинского флота — глупая затея. Например, во время войны 2008 года военно-морской флот Грузии был уничтожен в основном прямо в порту без каких-либо потерь для российских войск.

Тем не менее основной задачей украинского москитного флота остается патрулирование, пресечение и конвоирование для отражения угроз в «серой зоне» у береговой линии Украины и поддержки операций сухопутных войск, где это возможно.

И в ужасной ситуации конфликта с высокой интенсивностью военных действий украинские беспилотные летательные аппараты и быстроходные и незаметные корабли могли бы обнаруживать вражеские корабли в прибрежных водах Украины для атаки противокорабельными ракетами наземного и морского базирования, сдерживая вражеские суда от действий вблизи береговой линии Украины или высадки десанта.

По общему признанию, реализация такой стратегии в условиях стрессовой обстановки от радиоэлектронной борьбы и авиаударов останется сложной задачей, но Киев может инвестировать только в асимметричные возможности, учитывая его сложную ситуацию с безопасностью в Черном море.

Себастьен Роблин получил степень магистра в области конфликтологии в Джорджтаунском университете и работал преподавателем в Корпусе мире в Китае. Он также работал в области образования и занимался переселением беженцев во Франции и Соединенных Штатах. В настоящее время пишет статьи по вопросам безопасности и военной истории для издания War Is Boring.