Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

OilPrice (США): кто профинансирует российский ответ сланцевой нефти США?

© РИА Новости Максим Богодвид / Перейти в фотобанкРабота нефтяных станков - качалок
Работа нефтяных станков - качалок - ИноСМИ, 1920, 25.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор констатирует: несмотря на санкции США, крупнейшие мировые корпорации по добыче ископаемых продолжают инвестировать в российские нефтегазовые проекты. Они явно не хотят отставать от Китая в освоении гигантских месторождений в Арктике. Помимо этого, инвесторами стали международные нефтеторговцы и фирмы из Индии.

Россия рассматривает освоение нефти и газа в Арктике так же, как США рассматривали свой нефтегазовый сланцевый сектор 20 лет назад, понимая революционную возможность изменить баланс сил на мировых рынках углеводородов. Краеугольный камень арктических амбиций — проект «Восток Ойл» государственного нефтяного гиганта «Роснефти», который объединяет разведку и разработку ряда огромных нефтяных и газовых месторождений. В настоящий момент «Роснефть» ведет переговоры с группами инвесторов об участии в этом проекте, и оттого, чьим вниманием ей удастся заручиться, будет зависеть геополитический баланс сил в нефтегазовой отрасли на ближайшие годы.

В широком смысле проект «Восток Ойл» объединит крупнейшие месторождения на севере Красноярского края, в том числе сверхгигантские нефтегазовые месторождения Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ичемминское) и Паяхское месторождение нефти, а также Западно-Иркинский участок. Ряд высокопоставленных источников в нефтегазовой отрасли в Москве и Лондоне оценку «Роснефти» в 6,2 миллиарда тонн (53 миллиарда баррелей) назвали реалистичной.

При выходе на полную мощность проект рассчитан на добычу до 100 миллионов тонн (845 миллионов баррелей) нефти в год — это более 2 миллионов баррелей в день. Поскольку Россия сравнительно без усилий добывает минимум 11 миллионов баррелей в сутки, дополнительные объемы по проекту «Восток Ойл» повысят среднесуточную добычу сырой нефти до 13-14 миллионов баррелей. Это на уровне текущих предельных прогнозов для США на следующие пять лет и намного выше истинной добычи нефти в Саудовской Аравии, которая с 1973 по вчерашний день в среднем составила 8,162 миллиона баррелей в сутки.

Все эти разработки, а также другие проекты освоения арктического сектора России на полуостровах Ямал и Гыдан на южном побережье Карского моря, находятся в непосредственной близости от Северного морского пути. Севморпуть пересекает Карское море и уже введен в эксплуатацию, но в дальнейшем мыслится основным транспортным маршрутом для монетизации этих ресурсов на мировых нефтегазовых рынках, особенно в Китай.

Недавно генеральный директор «Роснефти» Игорь Сечин сообщил президенту России Владимиру Путину об официальном начале работ по проекту «Восток-Ойл»: «В настоящее время поисковые и разведочные работы ведутся по графику», — и добавил, что проектные работы по нефтепроводу протяженностью 770 км и в порту завершены. Сечин также пообещал Путину создать «новую нефтегазовую провинцию» на сибирском полуострове Таймыр, сообщив, что во всей своей полноте проект подразумевает инвестиции в размере 10 000 миллиардов рублей (135 миллиардов долларов США) и насчитывает два аэропорта и 15 «промгородков».

В планах России на Арктику и Севморпуть участвует и «Газпромнефть», нефтяное подразделение государственного газового гиганта «Газпрома» и третья нефтяная компания страны по объему добычи. В июле 2020 года «Газпромнефть» отправила первую партию арктической нефти в Китай по Севморпути — в дополнение к существующему экспорту по этому маршруту в Европу.

По данным «Газпромнефти», доставка 144 000 тонн бессернистой легкой нефти марки «Новый порт» с полуострова Ямал в китайский порт Яньтай на Бохайском море из северо-западного порта Мурманска ушло 47 дней. «Благодаря успешному опыту продаж арктической нефти на европейском рынке и глубокому пониманию рынков Азиатско-Тихоокеанского региона „Газпромнефть" предлагает азиатским партнерам нефть сорта „Новый порт" по уникальной круглогодичной логистической схеме», — сказал заместитель генерального директора «Газпромнефти» по логистике, переработке и продажам Анатолий Чернер. Месяц спустя «Газпромнефть» объявила о создании нового совместного предприятия с англо-голландским супергигантом Royal Dutch Shell, специализирующимся на разведке и разработке нефтегазовых ресурсов в районе Гыданского полуострова, в частности на Лескинском и Пухуцяяхском лицензионном участке.

Китайская сторона этих арктических проектов полностью в согласии с подписанным в 2014 году 30-летним соглашением на сумму 400 миллиардов долларов на экспорт громадных объемов по газопроводу «Сила Сибири» (с российской стороны обязательства выполняет «Газпром», с китайской — Национальная нефтегазовая корпорация). По соглашению, вступившему в силу в 2018 году, растущая экономика Китая получит по 38 миллиардов кубометров природного газа в год — в общей сложности за весь договорной срок более 1 триллиона кубометров.

Для России эта сделка не только разумна экономически, но огромна и политическая выгода: Москва заручилась важным рынком сбыта на случай дальнейших санкций со стороны США против масштабных сделок с Европой. Кроме того, соглашение расчистило путь крупным китайским инвестициям в энергетическую и транспортную инфраструктуру России и гораздо более широкому и глубокому сотрудничеству (в том числе военному) на ближайшие 30 лет.

Поэтому весьма вероятно, что инвестиции Китая в российские программы разведки и освоения Арктики пойдут не только в газовые проекты (включая СПГ), но и в нефтяные. Еще любопытно и то, что несмотря на влияние американских санкций против России (в результате аннексии Крыма в 2014 году, а затем отравления в Великобритании бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии) многие международные нефтяные компании по-прежнему активны в российских нефтегазовых проектах — в том числе в Арктике. Помимо того, что Royal Dutch Shell имеет долю в проектах «Газпромнефти» на Гыдане, а японские Mitsui и Japan Oil Gas and Metals National Corporation — доли в проекте Новатэка «Арктик СПГ 2», — пожалуй, самым явным сигналом того, что нефтяной бизнес несмотря ни на что идет своим путем, является тот факт, что крупнейшая британская компания ВР продала свое российское совместное предприятие ТНК-ВР за наличность и 19,75% акций «Роснефти».

По первоначальным, но расплывчатым отчетам «Роснефти», в список потенциальных инвесторов в проект «Восток Ойл» (помимо очевидных китайских кандидатов) вошли нефтеторговцы, международные интегрированные нефтегазовые компании, а также национальные или новые национальные нефтяные компании, в том числе фирмы из Индии. Согласно июньскому сообщению «Роснефти», 10-процентную долю в проекте «Восток Ойл» уже приобрел международный трейдер Trafigura в 2020 году, а «Роснефть» и консорциум во главе с Vitol подписали письмо-соглашение о продаже 5-процентной доли.