Западные страны выражают обеспокоенность активностью российского судна-шпиона «Янтарь», которое осуществляет свои миссии именно в тех местах, где проходят трансатлантические подводные кабели. Возникает подозрение, что россияне проводят шпионские операции или готовятся к диверсионным акциям.

«Янтарь» (проект 22010 «Крюйс») стал новой угрозой, которой опасается Запад. Официально он называется океанографическим исследовательским судном, но представляет собой загадку, поскольку ведет работы в очень необычных для России местах. Его присутствие зафиксировали, в частности, в окрестностях Сирии и Персидского залива, а также у берегов Северной и Южной Америки. В восточной части Средиземного моря задача «Янтаря», по всей видимости, состояла в поиске обломков двух самолетов МиГ29КР и Су-33, которые упали в воду в ходе рейса авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в 2016 году.

Другие районы пребывания российского «исследовательского» судна чаще всего, однако, совпадали с местами, где ранее уложили подводные кабели. Западные страны сразу же увязали это обстоятельство с оборудованием «Янтаря», которое предназначено для обнаружения, локализации и идентификации находящихся на дне объектов. Российское судно имеет довольно большие размеры (водоизмещение — 5 230 тонн, длина — 108,1 метра, ширина — 17,2 метра), что позволяет разместить на нем гидроакустический комплекс, предназначенный для предварительного определения местоположения разыскиваемого объекта. Самые важные операции россияне проводят при помощи разного рода подводных аппаратов (обитаемых и необитаемых). Те могут погружаться на глубину до 6 тысяч метров и производить на дне разнообразные работы, то есть в том числе теоретически диверсионные операции.

Именно по этой причине ирландские вооруженные силы забили тревогу и начали пристально следить за «Янтарем», когда тот появился у западного побережья Ирландии. Они предположили, что его задача состоит в обнаружении проходящих в этом районе трансатлантических подводных кабелей. Это подтвердила Автоматическая идентификационная система судов, которую россияне в ходе своего рейса не отключали до 18 августа 2021 года.

Из ее данных следовало, что 17 августа «Янтарь» остановился в позиции, находящейся между двумя кабелями: тем, который соединяет Ирландию с Норвегией, и тем, который соединяет Ирландию с США. Россияне оставались в этой точке до следующего дня, а позднее выдвинулись на юго-запад. Ирландцы обратили внимание, что российское судно перед своей остановкой двигалось четко вдоль предполагаемой трассы первого (его точное местоположение засекречено). Они также подозревают, что в месте пребывания «Янтаря» находится «дополнительная подводная инфраструктура» стран НАТО, например, предназначенная для обнаружения атомных подводных лодок.

Какой в действительности была миссия «Янтаря», остается неизвестным. На самом деле она могла носить, скорее, пропагандистский, чем шпионский характер. В первую очередь вопросы вызывает то, как россияне использовали Автоматическую идентификационную систему.

Их судно вышло с базы «Оленья Губа» в Мурманской области 8 августа, в международной системе слежения за движением судов оно не регистрировалось. Возможно, россияне шли в направлении Ирландии с выключенной АИС, но, прибыв на место, включили передатчик, будто бы желая сообщить, где они точно находятся, и спровоцировать дискуссии о своих планах.

Между тем «Янтарь» — военное судно, на него не распространяются нормы, которым должны следовать гражданские суда, поэтому он не был обязан включать АИС. Россияне это сделали, и демонстративно появившись неподалеку от Ирландии, вновь его выключили. Однако все помнят, что когда в феврале 2020 года «Янтарь» был обнаружен бразильским флотом поблизости от кабелей, идущих из Рио-де-Жанейро, экипаж не включал АИС и не отвечал на вопросы бразильцев о цели рейса и ведущихся работах. Такой же таинственной была миссия в марте 2020 года в окрестностях Шербурга накануне первых морских испытаний французской подлодки «Сюффрен» проекта «Барракуда». Французы подозревали, в частности, что российское судно пытается незаконно разместить под водой измерительные приборы, позволяющие зафиксировать ее акустическую сигнатуру.

Появлению таких предположений способствует факт, что «Оленья губа», откуда вышел «Янтарь», это база, где дислоцируются очень загадочные российские лодки. В частности, там, скорее всего, находится способная погружаться на глубину в 3 тысячи метров шпионская подводная станция АС-31 «Лошарик» (1 июля 2019 года она получила повреждения в ходе пожара, в котором погибли 14 человек), а также располагается центр тренировки морских млекопитающих (белух, тюленей, афалин) для военных целей.

Дополнительные основания для подозрений дает тот факт, что «Янтарь», входящий в состав Северного флота, подчиняется также Главному управлению глубоководных исследований Министерства обороны. Это секретное подразделение, которое управляет подводными шпионскими лодками и готовит специалистов в области глубоководной деятельности.

Однако этим предположениям противоречит то, как выглядела российская операция. Во-первых, россияне в ходе своих шпионских миссий действуют скрытно, не показываясь в тех местах, где позднее мог бы произойти, например, подводный взрыв или могли бы обнаружиться подслушивающие устройства. Если бы нечто подобное произошло поблизости от Ирландии, подозрения сразу же пали бы на россиян.

Не следует также преувеличивать их возможности. В данном случае не имеет значения, что «Янтарь» — относительно новое судно. Контракт на его постройку был подписан 16 февраля 2009 года, закладка состоялась 8 июля 2010 года, на воду он был спущен 5 декабря 2012, а 23 мая 2015 года его передали ВМФ. Проблема в том, что в снаряжение этого судна входят аппараты, которые отчасти помнят эпоху холодной войны.

Самый важный из них — это, несомненно, обитаемый глубоководный аппарат АС-37 «Русь» проекта 16810 (водоизмещение около 25 тонн, длина — 8,4 метра, ширина 3,9 метра, высота — 3,85 метра), разработанный еще в 1980-х годах бюро машиностроения «Малахит». Восторга не вызывает ни его внешний вид, ни оснащение, хотя говорится, что он может погружаться на глубину до 6 тысячи метров, благодаря шарообразной камере с креслами для двух членов экипажа. Для АС-37 на правом борту «Янтаря» сделан просторный ангар с системой спуска и подъема аппарата. Аналогичное, меньшее по размеру устройство, находится на корме, где размещены два крана, позволяющие спускать в воду несколько типов подводных аппаратов и буксируемые гидролокаторы бокового обзора, которые используются для исследования морского дна и обнаружения подводных объектов.

Больший интерес, однако, представляют подводные аппараты с собственным двигателем, в том числе одно- и двухместные комплексы АРС-600 — российская версия спроектированного в Канаде аппарата «Дип воркер». Они оснащены манипуляторами, позволяющими вести работы на глубине в 600 метров (официально максимальная глубина погружения составляет 1 тысячу метров). Это устройство можно перевозить в стандартных контейнерах, которые также были замечены в кормовой части «Янтаря». На фотографиях видно, что там находилась также барокамера для водолазов (судно, скорее всего, не имеет такого оборудования в своем стандартном оснащении), а также телеуправляемые роботы, среди которых может быть разработанный в России РТ-1000.

В случае «Янтаря» заметно, какую роль сыграли санкции, введенные в отношении России за нападение на Украину и захват Крыма. В списке его оборудования нет, например, автономных подводных аппаратов, как «Хугин» норвежского концерна «Конгсберг». Это значительно ограничивает возможности российского судна, на что указывает его неудача в ходе миссии по поиску обломков аргентинской подводной лодки «Сан-Хуан», пропавшей 15 ноября 2017 года. Присоединиться к спасательной операции приказал сам президент Путин, но она завершилась провалом.

Обломки аргентинской субмарины смогло, в свою очередь, очень быстро обнаружить судно «Сибед Констрактор», принадлежащее американской компании «Оушен Инфинити». Его оборудование (в том числе аппараты «Хугин») показало себя в деле лучше, чем оборудование самого нового российского судна-шпиона.

При этом не следует забывать, что бортовые системы «Янтаря», несмотря на свою простоту, могут легко опустить что-то на дно, например, рядом с подводными кабелями. Активировать это «что-то» можно лишь в тот момент, когда на поверхности поблизости не будет российских надводных судов. Так что даже если весь шум искусственно поднимается российским пропагандистским аппаратом, обеспокоенность западных стран выглядит вполне оправданной.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.