Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На повестке дня Евросоюза «правовой Плексит»

© РИА Новости Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкФлаги у здания посольства Польши в Москве
Флаги у здания посольства Польши в Москве - ИноСМИ, 1920, 10.10.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Решение польского Конституционного суда, признавшего часть европейских законов не соответствующими конституции страны, в Евросоюзе уже назвали провокацией. Поскольку действие правовых норм ЕС в Польше фактически отменено, этот жест рассматривают, как «Плексит», но «с чёрного хода».
Сенсационное решение Конституционного суда Польши ведёт к новому витку эскалации между Брюсселем и Варшавой
В минувший четверг Конституционный суд (КС) Польши выпустил джина из бутылки, вынеся беспрецедентный вердикт, согласно которому национальное конституционное законодательство имеет приоритет перед правовыми нормами ЕС.
С просьбой рассмотреть вопрос о совместимости положений договоров ЕС, которыми Еврокомиссия обосновывает свое право высказываться по вопросам верховенства закона, с польской конституцией в КС обратился премьер-министр страны Матеуш Моравецкий.
Причиной обращения стало признание судом Европейского союза в марте 2021 года запущенную правящей в Польше партией "Закон и справедливость" судебную реформу противоречащей законам ЕС. С точки зрения законодательства Евросоюза это означало, что Европейский суд может заставить Польшу отменить некоторые части спорной судебной реформы. И вот теперь судьи польского Конституционного суда сочли, что "попытка Европейского суда вмешаться в польскую судебную систему нарушает (…) правило верховенства конституции и правило, согласно которому суверенитет сохраняется в процессе европейской интеграции".
Таким образом, с точки зрения КС, "институты Евросоюза действуют вне пределов компетенции, предоставленной им Польшей". Это сенсационное решение вызвало в Брюсселе практически шоковую реакцию: европейские эксперты в области права заговорили о возможности скорого "Полексита" (по аналогии с Бекзитом). В данном случае, не напрямую, как в британском варианте, а, что называется, "с чёрного хода": поскольку благодаря вынесенному КС решению действие европейских правовых норм в Польше фактически отменено.
Известный профессор права из Мидлсекского университета в Лондоне Лорент Печ в своём комментарии для немецкой Die Welt обратил внимание на то, что "членство Польши в ЕС и Совете Европы сейчас подвергается серьёзному сомнению". Профессор Печ, являющийся признанным экспертом по польской судебной реформе, подверг решение польских судей резкой критике, заявив, что "польское правительство официально инициировало "Плексит" правовой системы ЕС через свой марионеточный Конституционный суд. "Польша становится гнилым зубом Европы", настаивает профессор, обращая внимание на то, что правящая в Польше правая партия "Право и справедливость" давно уже реорганизует польскую судебную систему по своему усмотрению, решения Европейского суда при этом "постоянно игнорируются".
Критика со стороны Брюсселя и европейских столиц
Официальный Брюссель уже давно обвиняет Варшаву в подрыве независимости польской судебной системы. Вице-президент Европарламента Катарина Барли назвала вердикт польского Конституционного суда "решением исторического масштаба", позволяющим Польше "по своему желанию распрощаться с едиными европейскими согласованными правилами".
Глава внешнеполитического ведомства Люксембурга Жан Ассельборн также раскритиковал принятое решение о верховенстве польского права над европейским, заметив, что "правительство Польши играет с огнём", разрушая основную идею европейской интеграции. Высокопоставленный дипломат подчеркнул, что для европейской интеграционной модели "верховенство европейского права над национальным имеет основополагающее значение". "Если такой подход перестанет действовать, Европа в том виде, какой мы ее знаем, построенная в соответствии с Римским договором [в 1957 году ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали договор о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала], перестанет существовать", — уверен Ассельборн.
Его немецкий коллега Хайко Мас в минувшую пятницу в интервью изданиям медиагруппы Funke также призвал Варшаву к соблюдению европейских процедур. "Если страна принимает политическое решение стать частью объединённой Европы, она должна также обеспечить и полное соблюдение правил, действующих в Евросоюзе", — подчеркнул глава МИД ФРГ. Он так же обратил внимание на то, что собственно является самой сутью европейской интеграции: "быть членом ЕС означает разделять общие ценности, извлекать выгоду из единого внутреннего рынка и говорить единым голосом" — отметил Мас.
Госсекретарь Французской республики по делам Европы Клеман Бон поднял вопрос о существующем риске "де-факто выхода" Польши из ЕС. Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в свою очередь предупредила Варшаву о том, что официальный Брюссель не намерен оставлять демарш польского правительства без последствий. Она подчеркнула, что в соответствии с нормами договоров Евросоюза все решения Европейского суда являются обязательными для исполнения всеми судами и властями стран-участниц ЕС.
"Законодательство Евросоюза имеет приоритет над национальным законодательством, включая конституционные нормы", — подчеркнула фон дер Ляйен. Она напомнила, что Брюссель использует все возможности в рамках имеющихся у него официальных полномочий, чтобы обеспечить соблюдение странами-участницами установленного порядка. Вторил ей и председатель Европарламента Давид Сассоли, подчеркнувший, что "примат права ЕС должен оставаться неоспоримым": нарушение этого правила является вызовом одному из основополагающих принципов Евросоюза.
Правовой и финансовый "кнут" для Варшавы
Что касается упомянутых г-жой фон дер Ляйен возможностей Брюсселя "приструнить" Варшаву, то определённый инструментарий в руках у европейских чиновников действительно есть. Так, например, статья 7 Договора о Европейском союзе даёт право Совету ЕС в случае "серьезного и устойчивого нарушения" государством —членом ценностей, лежащих в основе упомянутого Договора, "принять решение о временном отзыве отдельных прав, вытекающих из применения Договоров к соответствующему государству-члену, в том числе права голоса правительства этого государства-члена в Совете ЕС". То есть частично или полностью временно отстранить проштрафившееся государство от процесса принятия решений в Евросоюзе. При этом, согласно тексту Договора, "при любых обстоятельствах обязанности, которые возлагаются на соответствующее государство-член согласно Договорам, сохраняют обязательную силу для этого государства".
Сохраняется для Брюсселя и возможность задействовать "финансовый кнут": окончательно отказать Варшаве в выплате финансовой помощи из специального фонда Евросоюза для преодоления негативных экономических последствий пандемии COVID-19, решение о предоставлении которой уже временно было отозвано. Речь идёт о запланированном выделении Польше из Фонда восстановления ЕС в общей сложности 58 млрд евро: из них 23,9 млрд евро в виде грантов, еще 34,2 млрд евро предполагается предоставить в виде кредитов. Депутаты Европарламента, в первую очередь, представители фракции "зеленых", периодически выступающие с резкой критикой в адрес особого польского пути в ЕС, уже не в первый раз требуют свести процесс финансирования в рамках Евросоюза к простой и эффективной формуле "кто Брюссель не слушает и установленные для всех правила не выполняет, тот из европейского котелка не кушает".
Немецкие ультра-правые солидарны с Варшавой
Вполне ожидаемо при этом, что представители правых партий отреагировали на решение Конституционного суда Польши с пониманием. Так, официальный представитель "маргинальной" с точки зрения официального Брюсселя немецкой ультра-правой "Альтернативы для Германии" (АдГ) Йорг Мойтен выразил солидарность с польскими властями в этом вопросе. "Совершенно недопустимо, чтобы Евросоюз шантажировал Польшу, увязывая членство в европейском объединении с постепенной передачей полномочий от Варшавы к Брюсселю. В результате постепенно размывается национальный суверенитет", — подчеркнул немецкий политик.
Позиция Польши
Ответная реакция польской стороны на бурю негодования со стороны Брюсселя и европейских столиц была вполне предсказуемой. "Приоритет конституционного права над другими правовыми источниками буквально проистекает из конституции Польши", — так отреагировал на своей странице в Twitter официальный представитель правительства Петр Мюллер.
Премьер-министр страны Матеуш Моравецкий в минувшую пятницу назвал вступление Польши в ЕС одним из самых важных событий последних десятилетий — как для самой Польской республики, так и для Евросоюза. "Место Польши есть и будет в европейской семье народов", — написал г-н Моравецкий на своей странице в Facebook. Премьер также указал, что Конституционный суд Польши, подтвердивший, что польское конституционное право имеет приоритет над иными правовыми источниками, последовал практике последних лет, которой придерживались и конституционные суды других государств-членов ЕС, включая Германию и Францию.
"У нас точно такие же права, как и у других стран", — подчеркнул глава польского правительства. При этом эксперты в области международного и европейского права настаивают: ранее ни одно государство-член ЕС не принимало решения о том, что действующие в рамках Договора о Европейском союзе законодательные нормы не распространяют своё действие на отдельно взятое государство.
Ответный ход Брюсселя
Польша, тем не менее, решила пойти своим путём, ответный ход теперь за Брюсселем. После беспрецедентного решения Конституционного суда Польши рубикон уже перейдён: можно не сомневаться, что Европейская комиссия больше не станет церемониться и постарается задействовать максимум имеющихся у неё возможностей для того, чтобы оказать давление на Варшаву. Комиссар ЕС по вопросам юстиции Дидье Рейндерс уже сообщил на пресс-конференции в Брюсселе, что "Еврокомиссия без колебаний воспользуется своими полномочиями в соответствии с Договорами и для обеспечения единообразного применения и целостности законодательства ЕС". Слишком много для Брюсселя поставлено сейчас на карту: постулат о том, что европейское право имеет абсолютный примат над национальным, является одним из краеугольных камней европейского интеграционного проекта.