В конце 2008 года Россия была озабочена тем, что Литва противодействует транзиту через свою территорию почти 900 танков. Они застряли в Калининградской области еще с тех пор, как в этот регион из бывшей ГДР была передислоцирована 11-я сухопутная армия СССР. Какой оказалась дальнейшая судьба калининградских танков?

… Российские военные довольно долго  определялись с основным боевым танком. Использовать машины советских времен (начиная с Т-55, принятого на вооружение в 1958 году) было  нерационально. Надежды возлагали на T-95 и на модернизированную версию T-80 – «Черный орел». До их создания ставку сделали на T-90, на базе T-72. Сравнительно новый T-80 остался в стороне, скорее всего, потому, что производственные мощности для выпуска его деталей и узлов оказались после распада СССР за пределами России. Т-90 производит  нижнетагильский Уралвагонзавод. К тому же, и T-90, и T-72 – танки не с газотурбинным двигателем (как у T-80), а с более надежным дизельным двигателем.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) позволял иметь в европейской части России до 6350 танков. Поэтому часть бронированных машин разрезали или отправили за Урал. Пустили в расход и немало новых танков, выведенных из стран Центральной Европы. Сегодня у России в пределах 15 тысяч танков: около 400 – T-90, 4,5 тысячи – T-80, более 9 тысяч – T-72. Примерно 9,4 тысячи машин нуждается в ремонте.

Несколько лет назад, когда в России подготавливалась армейская реформа, шла речь о том, что будет достаточно 6 тысяч новых танков (большинство – в строевых частях, остальные – на базах хранения). Мировой экономический кризис снизил возможности финансирования производства новых машин. В 2007 году стало ясно, что проект создания T-95 терпит крах. Пару месяцев назад фактически то же было объявлено и в отношении «Черного орла». Россия осталась без нового танка. Надо было полагаться на лучшее из того, что есть нового, и на модернизацию T-72.

К 2015 году запланировали пополнить армию танками T-90 (около 1,5 тысячи) и модернизированными T-72 (более 0,5 тысячи). Уралвагонзавод подготовил программу улучшения тактико-технических характеристик (термовизоры, активная защита,  а главное – продление срока эксплуатации), что позволяет сделать T-72BM практически не уступающим T-90. Министерство обороны России получило разрешение продать старые танки металлургическим компаниям (за период 2007-2009 было продано примерно 9000 машин). Увеличили финансирование оборонной промышленности – в 2009 году оно составило 900 млрд. руб. Однако, разумеется, модернизация требовала очень много денег.

Другой вопрос: силами российского оборонно-промышленного комплекса невозможно произвести столько T-90, чтобы хватило и для нужд страны, и заказчикам из Индии, Венесуэлы. В 2006 году было закуплено 30 новых и 180 модернизированных танков. В следующем году вместо 217 новых танков – только 30 (модернизированных – 186). С 2008-го планировалось ежегодно приобретать 100 новых танков, однако к июлю их, как утверждалось в «Российской газете», их поступило всего 20.

Вернемся к танкам, находившимся в Калининградской области. Это по большей части T-72B (модификация Т-72 от 1985 года), которые попали в Германию за несколько лет до того, как рухнула Берлинская стена. В Калининграде они были законсервированы, что уберегло от экспериментальной модернизации, довольно распространенного явления в России после 1990 года.  Сегодня технике, подвергшейся транспортировке морским путем, более всего нужна заводская модернизация. Выводя танки, Россия, скорее всего, имела намерение сколотить политические дивиденды за счет Литвы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.