Представителям творческой интеллигенции стоит общаться с политическими вождями под объективами телекамер только по двум причинам. И обе они, по-моему, оскорбительны для настоящих творцов.
Встреча Владимира Путина с представителями творческой интеллигенции, на которой произошел его диалог с Юрием Шевчуком, вызвала широкий резонанс в стране. Насколько я понимаю, встреча была организована и инициирована не творческой интеллигенцией. Конечно, она прошла небезынтересно: в одной комнате собрались интересные, самодостаточные, состоявшиеся люди, каждый из которых – незаурядный собеседник. С некоторыми я дружу, с другими приходилось немало общаться.
Данная встреча подразумевала присутствие телекамер, то есть изначально не была рассчитана на откровенное и искреннее общение, а сразу готовилась как публичное шоу. Более того, шла она не в режиме прямой трансляции. Значит, подразумевались цензура и монтаж.
Главный вопрос повестки дня – помощь больным лейкемией детям – совершенно не требовал телевизионного формата, напротив, был вопросом сугубо гуманитарным.
Не в российских традициях пиариться в качестве благотворителя, особенно когда речь идет о больных детях. Тем более людям интеллигентным или претендующим на звание таковых. Понятно, что вопрос о помощи был положительно решен до того, как встреча состоялась. Она стала лишь нужным власти пропагандистским оформлением этого решения.
Все гости знали, что станут частью телевизионного политического, подчеркиваю – откровенно политического, спектакля. Это их не остановило, они вполне осознанно согласились в нем участвовать.
Как политический эксперт я много раз и в разных ситуациях встречался с российскими политиками разного уровня, в том числе с Путиным и Медведевым.
Они действительно незаурядные личности и умелые собеседники. Но для меня эти встречи имеют большое значение, ибо все это, в том числе участники тандема, есть объект моего наблюдения. Мой, если хотите, основной первоисточник.
Было бы более чем странно для меня и людей моей профессии не принимать приглашения на такие встречи. Я очень хорошо понимаю журналистов и редакторов, которые регулярно ходят на встречи с первыми лицами страны. Это их информационный хлеб, хотя, конечно, они тоже являются объектами политического воздействия. Но это нормально, это часть правил профессиональной игры.
Но я совершенно не понимаю, зачем творческие деятели ходят к высоким чиновникам и позволяют им использовать себя в качестве персонажей политического спектакля? Спектакля, который ставится не ими и не в их целях? Для легитимации власти, что ли? Для того чтобы «открыть всю правду» царю-батюшке, которого злые бояре держат в неведении? Они что, эти интеллигенты, не знают истории про встречи Сталина или, скажем, Хрущева с творческой интеллигенцией?
Зачем люди, которые реально имеют большое воздействие на общественное мнение в России, таким примитивным образом поддерживают старую русскую сказку о «добром царе» и «злых боярах»? Зачем они дурят народ?
Ответов, мне кажется, всего два. Во-первых, от политической наивности, от желания помочь и от переживаний за страну и людей. Это, безусловно, относится к Шевчуку. Он – молодец, наивный, честный и глубоко творческий, но молодец.
Во-вторых, для собственного пиара и решения каких-то своих частных проблем. Классический пример – недавняя встреча с Владимиром Путиным «популярных писателей земли русской», на которой эти «властители душ» стали азартно и алчно говорить о своих переделкинских жилищных проблемах, и только один настоящий интеллигент Саша Архангельский заговорил о Ходорковском.
Оба ответа по-своему унизительны для настоящих творцов, которыми являются большинство присутствовавших на этой встрече с Путиным деятелей культуры.
Я не против, скажем, открытых массовых писем, обращенных к власти. В России нет механизма обратной связи власти и общества. Но мне странно, когда они пишутся или подписываются людьми, которые и так имеют огромные возможности донести свое мнение до окружающих.
Было время в нашей истории, когда широко известные люди регулярно подписывали открытые письма, написанные властью и осуждавшие все, что требуется, – от мирового империализма до Синявского и Даниэля, но поддерживавшие любые действия КПСС. Это была имитация широкой поддержки и нерушимого классового единства. Не подписав, можно было тогда многое потерять.
Но сейчас-то?! Еще одна сугубо совковая традиция, от которой некоторые творческие личности никак не могут отойти. При этом ни в СССР, ни сейчас на встречах хозяев страны с творческими людьми не была решена ни одна проблема, которую или власти уже согласились решать, организуя эту встречу, или которую нельзя было бы решить в нормальном, не пафосном, не политизированном и не записываемом для ТВ порядке. Надо ли людям-творцам ходить с протянутой рукой к чиновникам, в том числе самого высокого ранга? Нужно ли им общаться с политическими богами? Мне кажется, это дело их собственной совести и правильного понимания своей роли в обществе.
Но я убежден, что, давая согласие на участие в политическом спектакле, они на этот момент перестают быть артистами, но становятся политическими статистами, которыми можно легко манипулировать. Сила и влияние таких людей базируются именно на отдаленности от власти, на близости к народу и к чему-то более высокому и вечному. В сегодняшней России часто все наоборот.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Коля, старо: ничтоже сумняшеся навешали ярлыков всем уважаемым людям, кто не согласен с вашим мнением. это - НЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНО. впрочем, вам незнакомо сие понятие. из всех людей, которых вы упомянули, хороших только Юра да Саша. чем же они хороши?.. а тем, что один сказал о марше несогласных, другой о Ходорковском. так сказать, резанули правду-матку прямо в лицо власти. они ведь не знали об этом. а так смело. а может глупо? вам не кажется, что слишком маловато критериев для отнесения одних к "хорошим", а других к "плохим"? отличное от вашего мнение вы не допускаете в людях? тогда чем же, собственно, вы отличаетесь от перечисленных вами сатрапов российских? та же нетерпимость к инакомыслящим, недопущение альтернативного мышления. вообще мне противны любые маргиналы: как либералы так и ура-патриоты. это больные люди. дай им в 17 году маузер, ставили бы к стенке с наслаждением друг-друга. без суда и следствия. это саморазрушительная энергия, ведущая к краху любой, даже очень благородной идеи. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 о больных либералах и ура-патриотах Вот небольшой отрывок из книги Вячеслава Миронова "Я был на этой войне". В книге описываются события времен перой чеченской. Надеюсь хулители и обсиралы Юры заткнут свои вонючие верноподданнические пасти. -- Во втором батальоне начальника штаба ранило. И сидит там вместе с ними певец Шевчук из "ДДТ". Слыхали об этом? -- Нет, этого я не слышал. Что он там делает? -- Да ничего, приехал на "Северный" концерт давать, а там и попросил, чтобы на передовую его вывезли. Всю свою бригаду оставил в аэропорту, а сам попал к нашим, кто же знал, что второй батальон потом обложат так, что и не выберешься. Вот там и сидит, мужики по рации сообщили, что парень классный, не боится, сам в бой рвется. -- Сейчас, чтобы его вытащить, глядишь, и бросят на прорыв дополнительные силы и возьмут "Кавказ". А там и всех раненых на "Северный" и вывезут, а там домой. _______________ В нашей колонне на пятой машине едет привезенный из второго батальона лидер или солист, хрен их разберет, группы "ДДТ" Юрий Шевчук. Привезли его вместе с раненым начальником штаба и еще тремя ранеными бойцами. Классный парень оказался этот Шевчук, все ожидали, что будет из себя строить недотрогу, звезду. Ни фига, простой, как три копейки, просидев три дня в подвале под обстрелом и контратаками духов вместе со вторым батальоном, по словам очевидцев, не прятался. Вел себя как настоящий мужик, помогал раненым. Оружие ему не давали, один черт -- слепой, как крот, да и, не дай Бог, зацепят. Но в остальном мировой парень. Якобы духам по радиостанции, когда те предложили сдаться, сказали, что у них Шевчук, так те не поверили. Дали послушать, как тот поет, потом поговорил он с ними. Они предложили его вывезти, гарантии давали. Тот отказался. И еще Шевчук обещал (и, как впоследствии оказалось, сделал) отправлять раненых, и не только из нашей бригады, за свой счет и за счет своих друзей на лечение в Германию. Он покупал им протезы, коляски инвалидные и при этом не устраивал показухи. Не было репортеров, пресс-конференций, тихо, скромно. Одним словом -- Мужик. 
| 0 Тупая статья тупого человека. Даже обсуждать нечего. 
| 0 ..... ....... Эта... Туточки... Короче. Ну вощем конешно.... Дык как же? И все же... А ить правильно... И Петрович тоже.... Но заковыка... Ишь тилигенты мать их.... 
| 0 . Люди собрались конкретную проблему обсуждать, а Шевчук резонировал совершенно не по делу. Лишь бы марш своих провести. И плевать на детей... 
| 0 М.ВЕЛЛЕР: Мне представляется, что Шевчук сказал простую человеческую правду. В его словах не было никаких откровений, не было ничего нового. Был совершенно элементарный вопрос, который хотят задать многие: �А что, собственно, случилось? А в чем, собственно, дело, что нельзя выражать несогласие с действиями власти?� Казалось бы, в любом нормальном, называемом цивилизованным, так называемом демократическом государстве если 51% согласен, а 49% не согласны, это дает возможность власти законно сидеть на своих местах и выслушивать, что говорят в твой адрес 49%. А потом кончается срок ее пребывания, она слетает, приходит другая ветвь, другая партия и начинает подчищать, кто там что крал, кто там что наделал. И каждый даже всего из двух партий, все-таки, думает, каких собак на него навешают, когда от власти его выгонят. У нас произошла вещь удивительная, которая до сих пор, по-моему, отчетливо не сформулирована. Когда ребята в начале 90-х проводили условно называемые гайдаровские реформы и приватизацию по Чубайсу, они полагали, что сейчас �ну, ладно, ну, кое-что мы так, слегка, немножко нарушив закон, и закон-то нам еще не писаный, раздадим собственность, будет капитализм и все будет отлично�. Ничего подобного. Уже к 1996 году фраза эта ходила широко, и Березовский сформулировал примерно, что если мы не обеспечим постоянство и преемственность власти, то мы полетим все. В 1996 году эта преемственность была обеспечена, в 2000 году закреплена, и таким образом сегодня мы имеем постоянство власти, которое в первую очередь должно сохранить результаты приватизации, распределения нынешних доходов и так далее, и так далее. Значит, задача власти – отмести какие бы то ни было возможности смен власти. И, вот, теперь очень трудно одновременно хранить имидж, ну, какого-то демократа, ну, какого-то либерала, ну, какого-то человека, который по Конституции, под Конституцией и в то же время сохранять то, что он обязан и должен сохранять. Для того и посадили. Что остается отвечать? Человеку остается немножечко выкручиваться, что да, если вы будете выступать в больнице... Ну, почему в больнице? Ну, все, ведь, всё понимают. Ну, какая больница? Если вы будете мешать проходу граждан. Нет, ну, разумеется же, 2 тысячи наших, ваших, молодых и гвардейцев не мешают проходу, а 500 человек этих мешают проходу. Но то, что произошло вот сейчас с шахтерами после этой катастрофы. Если бы власть была адекватна, конечно, все бы это выглядело совсем иначе. То есть я не говорю, что здесь бы раздавались крики, что собственников надо повесить на фонари, хотя, такие реплики, наверняка бы звучали. Но был бы поднят вопрос в масштабах государства: �Ребята, что это за расценки? Да вы что, белены объелись? Что? Кому не хватает на еду, а у кого яхта величиной с авианосец. А что, собственно, произошло и за то ли мы проливали нашу кровь?� Разумеется, это было бы. Когда люди знают, что можно получить по голове, что могут выгнать с работы, что у местных властей правды не найдешь, что сегодня ты живешь, а завтра ты где-нибудь далеко – страна у нас большая, гонять будут как воробья. Уже не идут. Потому что не верят, что можно что-нибудь выходить. О.ЖУРАВЛЕВА: Тогда, значит, можно разрешить? Пусть выйдут те пятеро сумасшедших, которым ничего не страшно, и все, никаких проблем. М.ВЕЛЛЕР: К ним мгновенно присоединится 5 тысяч остальных. И вот тогда мэрам и остальным припомнят все прегрешения, которые были и которых не было. Это всегда так. Как только ты начинаешь приотпускать гаечки на котле, вот тут-то и сносит. Это, понимаете, что в 1905-м, 1907-м, что в 1917-м, что было в Иране, что везде. Так что теперь ситуация очень тяжкая. Как выпускать этот пар понемногу и как удерживаться у власти надолго. А ситуация такова, что и страна-то не вечна. И когда видишь, что происходит со стоками в Байкал, с китайскими концессиями, с лесом, который там в Прибайкалье уже выстрижен буквально и так далее, с этими безумными договорами по поставке нефти Китаю, возникает ощущение такое, что ребята наверху играют на опережение ситуации, полагая ситуацией все равно развал страны. О.ЖУРАВЛЕВА: То есть они уходят и все берут с собой. М.ВЕЛЛЕР: Мол, если все равно пропадать, то хотя бы урвем все, что можно. А все равно пропадет. Потому что иначе я не знаю, чем это объяснить. О.ЖУРАВЛЕВА: У вас есть вопрос к Путину? Вы бы могли? Вот, вдруг вы собрались, вам любопытно, естественно, посмотреть, вы же писатель, вы любознательный. Ну, вот, вдруг удается вам встретиться в не очень широком кругу, нормальная тема беседы, все замечательно. Какой-нибудь вопрос у вас есть к Путину? М.ВЕЛЛЕР: Вы знаете, я думаю, что если бы я поставил это своей целью, то в такой встрече невозможного нету. Тем более, что мне абсолютно ничего не надо, то есть, там, ни денег, ни должностей, ни концессий, вообще ничего. Вот, ни влияния что бы то ни было, ни просьб у меня никаких нет. Так что теоретически это совершенно возможно. У меня нет никаких вопросов кроме риторических. О.ЖУРАВЛЕВА: �Доколе?� М.ВЕЛЛЕР: То есть если бы я сказал, что �Вы понимаете, что у нас сейчас уже давно красть перестало быть стыдным. Мошенничество стало называться бизнесом, и страна сливается в унитаз. Что в свой срок каждый из нас переселится к большинству, и тогда останется только память по нем. И когда кто-то плюнет на твою могилу, ты уже ничего не сможешь ответить�. Ну, это же не вопрос? Это так, это разговор о том, что ж у нас так плоховато-то, а? О.ЖУРАВЛЕВА: Вот, пишет нам слушательница или слушатель, подписывается буквой �Т�, ну, предположим, что Татьяна: �Тогда они (это, вот, Несогласные – Несогласных же тоже не любят, у них есть довольно большой контингент людей, которые их просто глубоко не любят) тогда они начали бы другую акцию (это если пустить их куда-нибудь на площадь), они, ведь, не за что-то, они против всего – не важно чего�. Вот, у вас нет такого ощущения, что, может быть, действительно, права власть глобальная? Что это просто такие люди, какие-то неконструктивные. М.ВЕЛЛЕР: Нет. Среди них есть люди конструктивные и есть люди неконструктивные, сегодня очевидно всех их объединяет негатив. Если предположить, что они сменили власть, то мгновенно они расколются на ряд течений и начнут враждовать друг с другом. Вот эти негативисты, которые против, всегда весьма ценны, когда надо что-то свергнуть. Потом их мгновенно убирают. Но сегодня, когда мы, действительно, погрязли в том, из чего не знаем как вылезти, представляется, что они говорят весьма справедливые вещи. Власть должна быть сменяемой нормальным, естественным, демократическим порядком сменяемой. С этим очень трудно спорить, по-моему. Я могу ошибаться. 
| 0 один момент из жизни "хамского показушника" Вот небольшой отрывок из книги Вячеслава Миронова "Я был на этой войне". В книге описываются события времен перой чеченской. Надеюсь, хулители и обсиралы Юры заткнут свои вонючие верноподданнические пасти. -- Во втором батальоне начальника штаба ранило. И сидит там вместе с ними певец Шевчук из "ДДТ". Слыхали об этом? -- Нет, этого я не слышал. Что он там делает? -- Да ничего, приехал на "Северный" концерт давать, а там и попросил, чтобы на передовую его вывезли. Всю свою бригаду оставил в аэропорту, а сам попал к нашим, кто же знал, что второй батальон потом обложат так, что и не выберешься. Вот там и сидит, мужики по рации сообщили, что парень классный, не боится, сам в бой рвется. -- Сейчас, чтобы его вытащить, глядишь, и бросят на прорыв дополнительные силы и возьмут "Кавказ". А там и всех раненых на "Северный" и вывезут, а там домой. _______________ В нашей колонне на пятой машине едет привезенный из второго батальона лидер или солист, хрен их разберет, группы "ДДТ" Юрий Шевчук. Привезли его вместе с раненым начальником штаба и еще тремя ранеными бойцами. Классный парень оказался этот Шевчук, все ожидали, что будет из себя строить недотрогу, звезду. Ни фига, простой, как три копейки, просидев три дня в подвале под обстрелом и контратаками духов вместе со вторым батальоном, по словам очевидцев, не прятался. Вел себя как настоящий мужик, помогал раненым. Оружие ему не давали, один черт -- слепой, как крот, да и, не дай Бог, зацепят. Но в остальном мировой парень. Якобы духам по радиостанции, когда те предложили сдаться, сказали, что у них Шевчук, так те не поверили. Дали послушать, как тот поет, потом поговорил он с ними. Они предложили его вывезти, гарантии давали. Тот отказался. И еще Шевчук обещал (и, как впоследствии оказалось, сделал) отправлять раненых, и не только из нашей бригады, за свой счет и за счет своих друзей на лечение в Германию. Он покупал им протезы, коляски инвалидные и при этом не устраивал показухи. Не было репортеров, пресс-конференций, тихо, скромно. Одним словом -- Мужик.
Показать новые комментарии (0)Грешник
patriot-babay
Xommep
Gard
shl
РИК
patriot-babay
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)