Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Явлинский о России: Медведев никакой не реформатор

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЧлен политического комитета партии "Яблоко" Григорий Явлинский на встрече президента РФ с активом политических партий
Член политического комитета партии Яблоко Григорий Явлинский на встрече президента РФ с активом политических партий
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С приходом Дмитрия Медведева Россия не слишком изменилась, о модернизации и реформах не может быть и речи, считает один из самых резких и известных российских критиков Кремля, экономист Григорий Явлинский. Политик, который в России придерживался точки зрения, что страна должна сотрудничать с Европейским союзом и что государству не надо слишком вмешиваться в экономику.

С приходом Дмитрия Медведева Россия не слишком изменилась, о модернизации и реформах не может быть и речи, считает один из самых резких и известных российских критиков Кремля, экономист Григорий Явлинский.

Политик, который в России придерживался точки зрения, что страна должна сотрудничать с Европейским союзом и что государству не надо слишком вмешиваться в экономику.

Опытный депутат, председатель либеральной партии «Яблоко» и не победивший кандидат в президенты в Праге принял участие в «Форуме 2000». И дал интервью Aktuálně.cz.

- Aktuálně.cz: Известно Ваше утверждение, что в России не может быть успешных экономических реформ, пока не произойдут политические изменения. Пока СМИ не будут свободными, пока не будет свободной конкуренции политических партий. Как Вы считаете, в России видны существенные изменения после того, как в 2007 году президентом стал Дмитрий Медведев?

- Нет. Мои представления и представления нынешнего руководства остаются совершенно разными. Нынешнее правительство и президент считают, что сейчас неподходящее время вводить свободу прессы, настоящие многопартийные выборы и независимое правосудие. Они настаивают на авторитарном способе правления.

- То есть нет никакой разницы между Путиным и Медведевым?

- Нет, это одно и то же.

- А Медведев и Путин по-прежнему тесно связаны, или между ними уже существует какое-то соперничество?

- Они однозначно союзники. Медведев, если говорить коротко, проводит политическую линию, нарисованную Путиным. В их взглядах на самом деле нет принципиальных различий, по крайней мере, я никаких различий не вижу. Они просто используют разные слова. Медведев постоянно говорит о модернизации, а Путин – об экономическом росте.

- А кто будет следующим президентом? Медведев или опять Путин?

- Я не знаю, но я не удивлюсь, если будет опять Путин. Это вполне вероятно.

- Как, с Вашей точки зрения, правительство Путина справлялось с финансовым кризисом?

- Кризис у нас возник из-за проблем экономик в Европе и Соединенных Штатах. Российская экономика только реагирует на положение рынков в Европе и США. У России нет экономической системы, которая может в значительной мере функционировать независимо и отдельно от других систем. Россия является поставщиком энергии крупным игрокам глобальной экономики. Пока в мире спрос на топливо, энергию или минеральное сырье большой, Россия поднимается. Если спрос маленький, Россия падает. Поэтому необходимо, прежде всего, диверсифицировать российскую экономику и создать действительно современную систему.

- В таком случае в России частный сектор должен быть сильнее?

- Речь даже не об этом. Важно гарантировать права собственности, неприкосновенность частной собственности. Государство до сих пор стремиться контролировать все, что успешно и выгодно. Чтобы на этом свою выгоду получила бюрократия в государственных структурах. Государство пытается контролировать финансовые потоки.

- Тем не менее, Медведев имеет представление о модернизации российской экономики. Он хочет уменьшить зависимость от доходов от экспорта нефти и природного газа, бьется за проект некой русской Кремниевой долины в Сколково недалеко от Москвы…

- Модернизировать экономику России, прежде всего, означает, как я уже говорил, уважать права собственности. Сегодня в России по-прежнему никто не уверен в том, что его имущество или результаты его предпринимательской деятельности завтра не присвоит полиция, государство, его конкурент или сосед. И через 20 лет после начала экономических реформ в Росси все еще и близко нет права собственности, которое уважало бы государство и все люди.

В 90-е годы в России было допущено много ошибок и промахов. Не удалось создать базу для того, чтобы право собственности уважали. России нужны и перемены в обществе. Должно существовать равенство перед законом. Это беспрецедентно, потому что за всю историю России равенства всех ее граждан перед законом никогда не было.

Государство следовало бы модернизировать с помощью разделения власти. На независимую законодательную, судебную и исполнительную власть. Без этого нельзя говорить о модернизации российской экономики. Медведев модернизацией России считает iPhone или строительство российской Кремниевой долины в Сколково.

- Так что идея создать крупный центр науки и технологий, который Медведев представляет, как что-то типа русской Кремниевой долины, плохая? Путь России ведет не туда?

- Это неплохая идея. Конечно, некоторые умные люди там сделают или создадут интересные вещи, но это имеет мало общего с модернизацией России. Это другая история. Если что-то похожее возникнет в Чешской Республике, там, конечно, тоже бы появились интересные вещи и продукты, но это не изменит людей, которые живут, например, в Оломоуце, Брно или где-то еще.

-Проблемой России в последние годы является терроризм, радикалы из Дагестана и других мест Кавказа. Вы видите какое-то решение, какое-то лекарство?

- Это действительно одна из самых сложных проблем современной России. Эта проблема может смягчиться, хотя я не утверждаю, что все можно решить на 100%. Вернемся к тому, что я уже говорил. Должны действовать законы и равенство перед законом. Надо бороться с коррупцией, уважать право собственности. Должен быть контроль над милицией, нельзя допускать незаконного насилия. Население на Кавказе тогда будет больше доверять государству и его институтам. Так проблема может смягчиться. Сегодня люди там, скорее, ненавидят нынешнюю систему. Коррупцию, недостаточные права. Люди не знают, что будет завтра. Они боятся милиции, армии, боятся террористов. Там тяжело жить.