Александр Сокуров, чья картина «Фауст» принесла ему «Золотого льва» на Венецианском фестивале, является продолжателем идей Андрея Тарковского и создателем высокого российского кино, мнением которого не раз интересовался Владимир Путин. Тем не менее, его творчество гораздо шире известно в Европе, чем в его собственной стране. 

Навеянная классикой Гете картина, которая была снята на немецком языке и по-новому раскрывает классическую историю противостояния с дьяволом в виде размышления о природе власти, стала завершающей частью тетралогии 60-летнего режиссера о диктаторах, власти и человеческой глупости, начатой в 1999 году с «портрета» Адольфа Гитлера. 

«Дьявола нет, но есть человек, который порой может пасть так низко, что становится воплощением зла», - рассказал режиссер о своем фильме.

Эти слова Александра Сокурова вполне можно отнести и к России, которая охвачена коррупцией и насилием, и где понятия добра и зла перемешались после распада коммунистической системы.

Тем не менее, режиссер, который проживает в Санкт-Петербурге, вдали от властных кругов и интриг московского кинематографического сообщества, редко выступает на публике, неторопливо работает над картинами и не идет в политику.  

Несмотря на международное признание, он является одним из немногих деятелей российской культуры, к которым прислушивается Владимир Путин. Так, в субботу он сообщил, что в скором времени собирается встретиться с премьер-министром и попросить у него не допустить приватизации петербургской студии «Ленфильм», так как, по его мнению, это ускорит процесс исчезновения качественного кино. 

В начале своей карьеры, еще до эпохи коммерческого кино и заполнивших телеэкраны насилия и пошлости, Александру Сокурову пришлось преодолевать и другое препятствие, железную хватку советского кинематографа.

Сокуров родился в 1951 году в небольшой деревне в Иркутской области. Его отец был военнослужащим Красной армии, и его семья была вынуждена переезжать вместе с ним: в Польшу и Туркменистан.

После учебы на историческом факультете Горьковского государственного университета он поступил на режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии, но был вынужден закончить учебу раньше срока в 1979 году из-за обвинений в формализме и антисоветских настроениях.

Тем не менее, в 1980 году он все же устроился на студию «Ленфильм» в северной столице по рекомендации режиссера Андрея Тарковского («Андрей Рублев», «Зеркало»), по стопам которого он и последовал. 

«У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные... Но... гений! Рука гения», - сказал как-то Тарковский.

С тех пор он создал немало как документальных, так и художественных фильмов, которые при этом не принесли ему большой известности в родной стране.

Его картины зачастую отличаются строгостью, что делает их так непохожими на все, что обычно идет сейчас в российских кинотеатрах.

Фильм «Русский ковчег» (2002 год), прошедшее в петербургском Эрмитаже погружение в историю России, был снят без выключения камеры и таким образом стал самым длинным дублем в истории кинематографа.

В 2006 году он посвятил картину «Элегия жизни» виолончелисту Мстиславу Ростроповичу и его супруге певице Галине Вишневской.

На следующий год он попробовал силы в опере с классической постановкой «Бориса Годунова» Мусоргского в московском Большом театре.

В 2010 году он присоединился к борьбе горстки деятелей кино против председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова («Утомленные солнцем»), еще одного прославившегося на весь мир столпа российского кино, чьи фильмы все больше принимают националистическую окраску.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.