("Ilustrowany Kuryer Codzienny", Польша)  02/01/1932

Насколько успешной была имиджевая политика СССР, и что сказал после визита в Москву Бернард Шоу, считавший Сталина очень приятным человеком, читайте в архивном комментарии из польской прессы.

Недавно мне в руки попал небольшой, качественно изданный альбом под названием «Страна без безработицы». Можно с легкостью догадаться, что единственное государство, которое в эпоху вселенского кризиса может похвастаться отсутствием безработных — это, разумеется, страна Советов. Счастливая страна! Сто шестьдесят миллионов жителей и ни единого безработного, ни малейшего! Попробовали бы они побездельничать! Показал бы им тогда Сталин — «очень приятный человек», как говорил в своем знаменитом московском выступлении Бернард Шоу.

Значит, безработных у них нет. Мало того: Советская Россия не знает, что такое финансовый кризис. Это единственная страна, которая находится «вне кризиса». Может, потому, что во внутренних отношениях денег они, собственно, не используют? Там работает исключительно «безналичный расчет». Не знаю, означает ли это чековый оборот, но «чеки» в конце концов бывают разные. Особенно в России. А без наличных можно обойтись, это вопрос привычки. Нужно только найти подходящую форму, иногда достаточно даже подходящей формулировки, слова. [...]

Читайте также: Как КГБ пережил Советский Союз

Я не завидую русским, я завидую немцам. Их язык с легкостью создает не только новые слова, но и новые понятия. Язык подмен, эрзацев. Язык Мефистофеля, дьявола, утверждающего, что «бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». Словами можно жонглировать как угодно. Из них можно возвести «здания теорий»…

Сев на полях колхоза


Мефистофель и его вопрос «как можно отрицать слова?» вспомнился мне, когда я разглядывал упомянутый великолепный немецкий альбом о благословенном государстве, которое не знает, что такое безработица. Результаты трех лет пятилетки через призму этого фотомонтажа выглядят, действительно, великолепно. Вот это называется умная пропаганда! Чудесные снимки погружают нас в мир сказки. Сказки из стекла и бетона, сказки, в которой царит массовая радость и коллективное солнце. Я был ослеплен. Принудительный рай. Буквально за нашей границей. А мы ничего об этом не знаем! Возмутительно!

Рабочие - все до единого - улыбаются, как профессиональные фотомодели. Вот веселый отряд! Или следующая сцена: какая-то старая деревенская бабка смотрит в телескоп. Она учится и впервые попала в астрономическую обсерваторию. Что тут удивительного? И дальше: девушки ворошат сено в масках, которые защищают их лица от пыли. Это уже, конечно, мелочи, но как там все продумано! Абсолютно все! А дети? Любой мог бы позировать самому Рубенсу для его пухлых амуров! Хронически безграмотные старики за три месяца не просто научились читать и писать, а сочиняют статьи в сельские газеты. Одним словом — да здравствует Колхоз!
Все это счастье не ограничилось европейской Россией, оно обрушилось и на Азию. И здесь фотомонтаж взмывает на невиданные высоты, ведя нас через Восток, пылающий огнем радости и знаний. Некоторые снимки принадлежат к категории бессмертных. Например, несколько сопляков лет по 12-15 сгрудились вокруг скелета, - они учатся на врачей. Они таджики, так как дело происходит в Таджикистане. Сложно не испытать чувства умиления! Какое-нибудь министерство срочно должно привезти их к нам. Они бы смогли в один миг устроить массу важных реформ в нашей больничной сфере, заткнуть за пояс наших спецов!

Также по теме: На балу советской знати

Великолепная фотография изображает поликлинику в Узбекистане: два узбека сидят перед кварцевой лампой, прямо как в сказках Тысячи и одной ночи. Ух, как им тепло! Или прогревания в Самарканде! Или детский сад в горах Алтая! Или клуб казахстанских женщин! Или заседающее прямо на полу правительство в Чарджуе или где там еще. И так далее, и так далее.

Репродукция плаката "Колхозник, будь физкультурником"


Я листал страницу за страницей, все больше восхищаясь. И вдруг увидел кадр, который заставил меня остолбенеть. На нем была представлена своеобразная центрифуга материнства, коллектив грудей. Раздаточный пункт молока прямо от матери. Батальон молодых (NB: симпатичных!) женщин доит свои груди в бутылки. Все по команде и в бодром темпе. Потом молоко попадает в какую-то центрифугу, откуда наверняка выходят отдельно жирные сливки, отдельно обычные, отдельно снятое молоко и т.д. Им следовало бы еще сделать какой-нибудь гигантский молокопровод через Урал прямо в тайгу. Умный коровник, электрификация материнства. Настолько отвратительно, даже сложно поверить, что и это может производиться коллективно. У каждой из дойных гражданок по отдельности - красивый и упругий бюст, однако вся эта дойка en masse вызывает гадкое ощущение. Просто свинство. Под надзором специалистов… Идите к черту!


Чуть меньше года назад прекрасную страну Советов посетил сам великий Бернард Шоу. Поразительно, что русские впустили знаменитого англичанина за свою границу и позволили ему осмотреть эту идеальную страну. Видимо, он пользуется огромным доверием, иначе подобный шаг с их стороны следовало бы назвать чрезвычайно легкомысленным. Советский Союз - это государство не общей собственности, а общего самоотречения. Прямо как идеальное государство, которое двумя тысячелетиями ранее родилось в воображении Платона.

Демонтаж скульптуры "Рабочий и колхозница"


Читайте также: Советский Новый 1939-й год

Однако греческий философ был осторожен и не допускал в своей воображаемой стране поэтов. Лучше, чтобы их там не было: ведь этот народ непостоянен, живет капризами и химерами случайных фантазий. Расстроившись от любой ерунды, они способны начать строчить какие-нибудь манифесты или критические статьи, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на умы прочих, лояльных граждан. Именно поэтому Платон отправляет поэтов за рубежи своей идеальной республики, отказываясь ставить визы в их паспорта.

Со времен божественного Платона прошло две тысячи с лишним лет, так что сложно с полной уверенностью утверждать, что сказал бы философ, если бы ему довелось увидеть реализацию своих мечтаний, да еще в сверхъестественном масштабе. [...]

Если неизвестно, что сказал бы Платон, что сказал Шоу, мы знаем. Драматурга впустили в Россию, не боясь ни переменчивости его взглядов, ни дурного влияния на советских граждан или симпатизирующих им кругов. И на самом деле, после поездки гениального пустослова в Москву и Петербург прошло полгода, а он не только не изменил своих взглядов, но даже не утратил энтузиазма и продолжает рекламировать Советскую страну. Нет, Шоу не представляет для идеального государства опасности. Может быть, потому, что он-то как раз… не поэт.

Его не просто впустили в страну, но и всячески там чествовали. Семидесятипятилетний человек просто поехал посмотреть своими глазами на знаменитую пятилетку. День рождения он отметил в красной Москве. Кто бы на его месте не поехал? Я бы сам - в первых рядах. Государство, занимающее шестую часть суши! Сто шестьдесят миллионов граждан! Необычайная загадка, о которой мы ничего не знаем. Впрочем, от Шоу мы ничего не узнаем тоже. Но он поехал. Он там побывал. И заработал кучу денег. Можно позавидовать ему хотя бы в этом. Он видел пятилетку. И полюбил ее.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.