По информации китайских источников, Россия и Китай заключили договор о поставке 24 истребителей и четырех подводных лодок. Это крупнейшее двустороннее соглашение такого рода за десять лет.

После визита председателя КНР Си Цзинпина в Москву китайские правительственные СМИ сообщили о новом военном соглашении между Москвой и Пекином. Государственный телеканал CCTV рассказал о соглашении, предусматривающем поставку 24 современных истребителей типа Су-35 и четырех подлодок «Лада». Китай впервые за десять лет закупает в России тяжелые военные технологии. По информации телеканала, соглашение было подписано незадолго до поездки Си в Москву.

О планах России и Китая относительно совместного строительства подводных лодок было сообщено еще в декабре прошлого года. Речь идет о четырех дизельных субмаринах Амур-1650. Это один из наиболее современных видов подлодок, которыми располагает российский флот. Две из них должны быть построены в Китае, а две в России.

Российская газета «Коммерсантъ» сообщала в декабре, что первое рамочное соглашение относительно подлодок было подписано в августе 2012 года. В течение следующих месяцев ожидалось подписание дополнительного соглашения о начале первой фазы сотрудничества. Окончательная версия договора будет подписана, однако, не ранее 2015 года. По оценке газеты, стоимость договора составляет два миллиарда долларов (1,5 миллиарда евро).

Читайте также: Чем ближе Китай и Россия, тем больше у обеих стран свободы маневра

Соглашение об интеллектуальной собственности


Переговоры о поставке истребителей Су-35 Россия и Китай вели уже довольно давно и никак не могли договориться. В первый раз китайцы проявили интерес в 2010 году. Су-35 – сверхсовременный самолет поколения 4++. До сих пор Россия не экспортировала машины Су-35. Переговоры затянулись, потому что Россия, наученная неудачным опытом прошлых лет, не хотела терять собственные технологии.

Истребитель Су-35


В 1995 году Китай приобрел лицензию на производство 200 истребителей Су-27. Они производились в Поднебесной под названием J-11 из российских комплектующих. Но в 2003 году китайцы разорвали договор, построив всего около ста машин. После этого производство J-11 продолжилось уже без участия русских. Это привело к охлаждению двусторонних соглашений, затянувшемуся на целых десять лет.

В начале переговоров Россия планировала продать китайцам от 70 до 75 истребителей. Те, в свою очередь, были заинтересованы в покупке всего десяти-двенадцати машин, пишет российский журналист Константин Богданов, специализирующийся на военной тематике. В марте 2012 года «Коммерсантъ» писал о том, что Китай и Россия почти сошлись на 48 самолетах. Однако теперь китайцы, похоже, добились сокращения этого количества вдвое.

Под давлением российской стороны в прошлом году было подписано соглашение о регулировании вопроса интеллектуальной собственности в области военных технологий. Ведь многие виды китайского оружия, успешно поставляемые на экспорт, в действительности являются копиями российских или советских моделей.

Также по теме: Как Китай вышел в лидеры оружейного экспорта?

Начало новой волны?

По данным китайского ТВ, Пекин планирует и в дальнейшем закупать российское оружие и боевую технику, в том числе ракеты дальнего радиуса действия С-400, тяжелые двигатели 117С для Су-35, а также новейшие транспортные самолеты Ил-476 и самолеты-заправщики Ил-78М. Интерес к этим технологиям Китай проявлял и в прошлом.

Договор, о котором сообщило китайское ТВ, стал самым крупным с 2003 года. Возможно, он ознаменует начало новой волны российского экспорта вооружений в Поднебесную. После Второй мировой войны Советский Союз сыграл решающую роль в развитии китайской военной промышленности. В 1990-х годах Китай и Россия заключали миллиардные сделки, в том числе о поставке истребителей Су-27 и Су-30, подводных лодок проекта 636 и ракет дальнего радиуса действия С-300.

Китайское ТВ заверило, что военное сотрудничество с Москвой «не направлено против третьих стран, а будет служить поддержанию мира и стабильности в мире и регионе». Однако, по странному стечению обстоятельств, это сообщение было опубликовано в период обострения отношений между Китаем и Японией из-за спорной группы островов в Восточно-Китайском море.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.