В январе 2012 года, несмотря на мнение мировой общественности, президента Сирии Башара Асада (Baschar al-Assad) наградили за «сопротивление западной экспансии». За данной наградой стоят российский союз писателей, Литературный фонд и православные объединения. Ключевым является здесь не столько абсурдный выбор кандидатуры, сколько политическое требование, которое было выдвинуто российскими институтами культуры. В советские времена фраза поэта Евгения Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт» была встречена с одобрением. До сих пор многие деятели культуры отталкиваются от такого патетического самосознания. Впрочем, на первом месте стоит уже не моральный долг поэта, а его патриотическая активность.

75-летний публицист Александр Проханов, будучи «ценным ресурсом» националистически настроенной литературы, является настоящим идеалом такой политической деятельности. Во времена Советского Союза автор героических романов получил прозвище «соловей Генерального Штаба». Сегодня он сам себя называет «последним солдатом империи». Много сил он отдаёт на литературном поприще для того, чтобы помочь России вернуть державный статус. В центре его идеологии лежит так называемая «пятая империя», которая должна следовать за Киевской Русью, Московским княжеством, династией Романовых, Советским Союзом. Такая держава должна быть «защищена» двумя важными ресурсами будущего: водой и холодом. Символом таких ценных ресурсов является полярная звезда, которая светит над избранным народом. «Для России полярная звезда – Вифлеемская звезда, ведущая народ к рождению империи».

Россия наносит ответный удар

Другой точки зрения придерживается 54-летний олигарх Михаил Юрьев. Об этом он пишет в своей книге «Третья империя. Россия, которая должна быть». Новая евразийская империя должна продолжать придерживаться традиций царской России и Советского Союза. Юрьев – академический вундеркинд (В 19 лет он окончил университет). Он начинает свой собственный проект под названием «Крепость Россия» (Своего рода «ответ» на выражение «крепость Европа»). Юрьев выступает за уход России из мирового рынка. Таким образом, капитализм мог бы раствориться на огромном российском внутреннем рынке.

Его идеологическая «Третья империя» является фиктивным докладом одного бразильского социолога, который в 2053 году приезжает в Россию. К тому времени на планете остаётся только несколько стран: Российская империя, Западная Европа с обрамляющей её Гренландией, Американская федерация с Канадой, США и Южной Америкой, Исламский халифат и Азиатская Поднебесная республика. 2007 год становится отправной точкой для начала усиления Российской империи. Предатели из Лемберга (Львова) готовят вступление Украины в НАТО. Таким образом, народные правительства Украины, Белоруссии и Казахстана просят Россию о военном вмешательстве, которое незамедлительно начинается. После Лемберг сравнивают с землей. В том же году публике представляют ряд документов, подтверждающих факт того, что в 1999 году взрывы в российских городах были организованы Центральным разведывательным агентством США. Россия наносит ответный удар: после взрыва бомбы в Чикаго погибает 2500 человек, в Огайо – 4000. В 2014 году Россия расторгает все международно-правовые договоры и выходит из всех международных организаций. В 2019 году Россия первой наносит превентивный атомный удар по США: атомные ракеты падают на незаселенных территориях штатов Нью-Мексико, Техаса, Монтаны. Американцы отвечают ответным ударом. Правда, Россия отражает этот удар – над ее территорией установлен «защитный зонт». В то же время Россия захватывает Европу и устанавливает «мягкий» оккупационный режим. Владельцы предприятий имеют право оставлять их в случае, если треть стоимости фирмы будет отправляться в российскую «кассу». Русский язык становится официальным языком. В голосовании могут участвовать только православные русские, которые либо являются военными, либо задействованы в государственном аппарате. В Российской империи действуют старое сословное общество. Происходит ликвидация парламента, так как он замедляет процесс принятия политических решений.

Макиавеллизм Юрьева можно найти в книгах Павела Крусанова (Pawel Krusanow). В своей книге «Укус ангела» он описывает свою версию исторических событий. В XIX веке Россия завоёвывает Константинополь, колыбель православия. Октябрьской революции не было вовсе. Мать нового царя – родом из Китая. Тем самым Крусанов подчёркивает евроазиатский размер проекта «Империя». Другой его роман – «Американская дырка» – можно назвать продолжением утопической версии развития истории. США распадаются из-за внутренних противоречий. Неприкрытая алчность становится причиной повышения цен на продукты питания. Калифорния присоединяет к себе Мексику, начинается гражданская война. Крусанов считает себя рыцарем своей «невидимой империи», которая является для России единственной возможной формой существования. Демократия живёт лишь один день и всегда подвержена случайной смене власти. Империя же, наоборот, создаётся раз и навсегда. Поэтому, с точки зрения Крусанова, империи могут создавать такие культурные ценности, как пирамиды и Колизей.

Интересен и тот факт, что не все националистические писатели являются приверженцами Владимира Путина. Проханов гордо подчёркивает, что его проект «Пятая империя» не появилась на «дворе у царя». Правда, авторитарный президент является гарантом имперской концепции. В 2001 году Крусанов писал открытое письмо Путину, в котором призывал президента к сохранению «духовных границ Российской империи». Под этим он подразумевал постсоветское пространство, а также, в первую очередь, – Константинополь. Так Крусанов возвращается к традиции Екатерины Второй, которая претворяла в жизнь свой геополитический «греческий проект»: она хотела поставить под контроль ныне не существующую Византию и тем самым, получить выход к Чёрному морю.

Империя играет важную роль в фильмах и на телевидении. В 2008 году духовник Путина Тихон Шевкунов выпускает документальный фильм под названием «Гибель империи. Византийский урок». В нём он воскрешает утраченное могущество Византийской империи, которое было погублено «благодаря» легкомысленному и губительному влиянию иностранных торговых партнёров и советников. В 2011 году Шевкунов пишет книгу под названием «Несвятые святые», которая позднее становится бестселлером. В России она распродаётся миллионным тиражом. В своих рассказах он возрождает старый жанр «жития», в котором определённый тип героя представляется в имперском контексте, в качестве тихого страдальца, который, правда, бескомпромиссно отстаивает свои патриотические и религиозные ценности.

В 2005 году Владимир Хотиненко снимает 10-серийный фильм под названием «Гибель империи». В нем описывается конец царской империи во время Первой мировой войны. Идеологическое послание однозначно – нынешняя Россия должна следовать имперским традициям династии Романовых. В 2007 году Хотиненко снимает свой фильм – националистический героический эпос «1612». Фильм повествует о Смуте – об освобождении Москвы от польско-шведской интервенции. «Безвкусные» элементы демонстрируют имперское настроение фильма: святая Россия ассоциируется с белым единорогом, а побеждённая Польша – с шипящей змеёй.

Беспощадность и способность переживать страдания


Но и молодая история России годится для визуализации имперских масштабов. В октябре 2013 году на российские экраны вышел 3-D фильм «Сталинград», которые сразу же стал самым популярным. Речь идёт о решающем сражении против Вермахта (который продвинулся глубоко на восток Советского Союза). Огромное количество спецэффектов представляет героические действия Красной Армии. Похожим является и сериал «Сын отца народов» , главным действующим лицом которого является реальная историческая фигура Василий Сталин. Многосерийный фильм начинается непосредственно с нападения Германии на Советский Союз. Пакт Молотова-Риббентропа не упоминается вовсе. Диктатор предстаёт в качестве сурового правителя с высокими идеалами. Его сын – это наивный смельчак, который, правда, на войне рискует своей жизнью во имя Родины.

На данный момент в моде иная историческая тема: в российском кино часто снимают фильмы про татаро-монгольское нашествие. За последние шесть лет на экраны вышли следующие фильмы, посвященные данному историческому событию – «Монгол», «Тайна Чингис Хаана» и «Орда». Все эти фильмы рассказывают о волевом правителе, который построил гигантскую империю благодаря жёсткой дисциплине. В фильмах соединились монгольская беспощадность и русская способность переживать страдания. Именно два этих столпа стали интеллектуальной основой для создания империи. Такая трактовка исторических событий становится всё ближе популярной идеологии евразизма. Для России – страны, которая более чем три столетия подряд находилось под монгольским игом, западная модель рыночной экономики и представительной демократии являются чуждыми. Евразизм означает следующее: русская культура отходит от европейских традиций из-за сильного влияния со стороны Азии. Россия должна идти своим собственным путём. Таким образом, «восхищение монголами» играет на руку Путину: российский президент хочет создать Евразийский союз, который должен иметь такой же экономический и политический вес, как и Европейский Союз.

Но и российская культурная сцена объята неоимпериалистическим течением. 46-летний бурят Даши Намдаков отвечал за художественный дизайн фильма «Монгол». Его скульптуры, которые должны были бы служить визуальным синтезом различных культур Российской Федерации, нашли одобрение в официальных инстанциях. В 2009 году он был награждён призом президента за вклад в культуру. Произведения 57-летнего Никаса Сафронов ещё ярче отражают имперские «формулы». Сафронову не знакомы эстетические гаптофобии – он «задействован» во всех стилевых направлениях: импрессионизм, кубизм, сюрреализм, исторический жанр. Свою известность он приобрёл, когда стал официальным художником Кремля, нарисовав Путина в виде Наполеона и Папы Римского. Сафронов также был факелоносцем предстоящих Зимних Олимпийских игр в Сочи: таким образом спортивное «мегасобытие» получило волну политической эстетики.

К старой художественной гвардии прежде всего относятся 83-летний Илья Глазунов и 70-летний Александр Шилов. Эти художники придают крепнущей России визуальную идентичность. Глазунов известен своими картинами с огромным количеством объектов. Они олицетворяют «встречу» царских и советских ценностей. Одновременно его картины не лишены и антисемитской символики. Последовательно Шилов продолжает работать над реалистическими ландшафтами и портретами XIX века. В 1997 году на была открыта галерея Шилова. При этом в 1999 году Шилов стал членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

Стремление России вновь стать великой империей проявляется в четырех сферах. Во-первых, это президент, который принимает в расчет любые внешние и внутриполитические косвенные проблемы своей авторитарной политики; во-вторых, ряд деятелей искусств, которые видят, что пробил их час, и они могут стать «визирями» евразийского проекта; в-третьих, это церковь, которая благодаря пропаганде консервативных представлений об обществе поднимает свой авторитет; в-четвертых, не последнюю роль играет и само население, которое интересуется больше имперским видом России, чем демократическими правами и гражданскими свободами. В 2008 году, согласно проведённому социологическому исследованию, отвечая на вопрос о том, в каком государстве люди хотели бы жить – в большой стране, которую уважают и боятся, или маленьком мирном и процветающем государстве – 78% респондентов выбрали первый вариант.

К счастью, Россия – достаточно большая страна, и в ней хватает демократически настроенных деятелей искусства, которые продолжают придерживаться высоких моральных и культурных ценностей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.