Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Историческая важность саммитов в Уфе

© Фотохост-агентство / Перейти в фотобанкИндийские журналисты в Международном пресс-центре саммитов БРИКС и ШОС в Уфе
Индийские журналисты в Международном пресс-центре саммитов БРИКС и ШОС в Уфе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Владимир Путин развеял всяческие домыслы о международной изоляции своей страны, приняв 15 глав ведущих мировых держав и одобрив как создание нового Банка развития БРИКС, так и начало вступления в ШОС Индии и Пакистана. Обращает на себя внимание одинаковая оценка двух встреч на высшем уровне в Уфе корреспондентом Financial Times Кэтрин Хилль и китайской газетой Global Times.

Прошедшая неделя была поистине исторической! Она вместила в себя и переговоры по иранской ядерной программе, и о колоссальном греческом долге, два стратегически важных саммита в Уфе (Россия), технические сбои на бирже Нью-Йорка, авиакомпании United Airlines, газеты Wall Street Journal и в ракетных системах Patriot, развернутых в Турции. Ко всему этому следует еще добавить спровоцированный извне обвал на китайских биржах.

Президент РФ Владимир Путин развеял всяческие домыслы о международной изоляции своей страны, приняв 15 глав ведущих мировых держав и одобрив как создание нового Банка развития БРИКС, так и многозначительный факт начала вступления в ШОС Индии и Пакистана.

Обращает на себя внимание одинаковая оценка двух встреч на высшем уровне в Уфе корреспондентом Financial Times Кэтрин Хилль (Kathrin Hille) и китайской газетой Global Times.

Как считает Кэтрин Хилль, оба вышеупомянутых саммита говорят о большой игре, которую ведет Владимир Путин с целью укрепления связей с Китаем.

В XIX веке английский писатель Редьярд Киплинг (Rudyard Kipling) назвал большой игрой противоборство между царской Россией и Британской империей за господство в Афганистане и Средней Азии.

Двумя веками спустя, новую большую игру в Евразии ведут США/ НАТО — Великобритания пришла в серьезный упадок — и Россия/ Китай/ ШОС.

Кэтрин Хилль считает, что вследствие охлаждения отношений с Западом, Россия развернулась в сторону активного партнерства с Китаем, чтобы вернуть себе статус великой державы. Это наполняет ШОС новым значением.

Основной упор в этой политике делается на пространство, заключенное между Каспийским морем и западной границей Китая (там расположен Синьзцян-Уйгурский автономный район, населенный уйгурами суннитами). Именно на это пространство и обращены интеграционные инициативы, выдвинутые Россией и Китаем.

Британская журналистка приводит цитату из недавнего доклада, подготовленного международным дискуссионным клубом Валдай: «В 2015 году можно будет говорить в центральной Евразии, как о месте слияния международных политических и экономических обстоятельств».

Одним из таких обстоятельств является нечасто упоминаемый Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят пять стран. Его цель — создание общего торгового пространства от Белоруссии до Киргизии, в то время как Китай намерен проложить свой новый Шелковый путь XXI века, предполагающий масштабное строительство инфраструктурных объектов от Средней и Южной Азии до восточных границ Евросоюза.

Верная своим традициям плетения интриг, Великобритания пытается посеять раздор между Россией и Китаем с помощью избитого приема: заявления некоего анонимного российского должностного лица, обеспокоенного расширением китайского влияния, когда Пекин уже стал главным инвестором и торговым партнером среднеазиатских стран.

Более того: планы создания транспортных коридоров будут конкурировать с российскими железными дорогами, соединяющими Европу и Азию.

По мнению Кэтрин Хилль, у России просто нет иного выбора, поскольку она стала в большей степени зависеть от Китая.

Если не считать БРИКС, то все три крупнейших евразийских проекта — ШОС/ ЕАЭС/ Шелковый путь — тесно связаны и дополняют друг друга в силу объективной геостратегической необходимости. На это же указывает и Российский совет по международным делам, говоря о координации интересов России и Китая в Евразии, особенно в свете начала процедуры приема в ШОС Индии и Пакистана. Ожидается, что в скором времени, как только с Ирана будут сняты санкции, он тоже станет членом ШОС.

По мнению Кэтрин Хилль, Владимир Путин придал новый импульс деятельности ШОС, влияние которой при усилившихся связях России и Китая выйдет далеко за пределы региона.

Она приводит мнение российского востоковеда Сергея Лузянина, утверждающего, что расширение ШОС создаст дополнительные возможности для оживления диалога с Западом и таким образом ослабить конфронтационные тенденции. Какая наивность!

Ни США, ни Великобритания, без устали претворяющие в жизнь тезисы английского геополитика Хэлфорда Джона Маккиндера (Halford John Mackinder) — которые получили свое дальнейшее развитие благодаря Збигневу Бжезинскому (Zbigniew Brzezinski), бывшему советнику по вопросам национальной безопасности при президенте Джоне Картере, а ныне доверенному лицу Барака Обамы, — приложат все усилия, чтобы не допустить евразийский союз любого типа: военный, экономический, торговый или духовный; если только не произойдет переустройства мира в большую тройку (США/ Россия/ Китай), что отвергает Вашингтон, более склоняющийся к большой двойке, которая не вписывается в китайскую модель многостороннего мира.

Кэтрин Хилль отмечает, что большинство стран, входящих в ШОС, являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданной РФ после распада СССР.

Она приводит мнение авторитетных российских военных экспертов, считающих, что ШОС, при условии усиления ее военной составляющей, вместе с ОДКБ вполне сможет противостоять НАТО.

Укрепление ШОС в определенной степени восстановит позиции России по отношению к Западу, поскольку Китаю отведена определенная роль в нынешних всемирных дискуссиях о более широкой евразийской безопасности.

Кэтрин Хилль ссылается на Янь Сюэтуна (Yan Xuetong), декана Института современных международных отношений при пекинском Университете Цинхуа: Россия и Китай находятся под стратегическим давлением США. До тех пор, пока США будут удерживать свою гегемонию, двусторонние отношения между Москвой и Пекином будут развиваться в этом направлении.

Директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин считает —пишет Кэтрин Хилль, — что намечающийся союз между Москвой и Пекином в итоге вытеснит США из региона.

США уже не будут господствовать в Евразии, в то время как Китай усиливает свое влияние в Евразии и в итоге займет подобающее ему место в мире, полагает Дмитрий Тренин.

Китай понимает, что Россия разворачивается на Восток в результате санкционных мер Запада. Действуя вместе ШОС, ЕАЭС и Шелковым путем, Россия и Китай рассчитывают получить экономическую прибыль региональной экономической интеграции, которая позволит им преодолеть западные санкции.

Китайская газета Global Times считает, что отныне и впредь Россия сможет обеспечивать свои потребности в капитале при помощи нового Банка развития БРИКС, Банка развития ШОС и только что созданного китайского банка AIIB, одним из учредителей которого является Россия.

Таким образом, Россия может громогласно попрощаться с западной большой семеркой, где всем заправляют англо-американские финансовые круги.

Мы живем во времена геополитического разрыва, когда планета раскололась на два мощных блока: один однополярный, находящийся в состоянии упадка и возглавляемый США, а другой многополярный, динамичной развивающийся, в котором главную роль играют Россия и Китай. У них только один выход: приспособиться друг к другу или воевать.