ABC (Испания): впервые воссоздан облик денисовского человека

© REUTERS / Ammar AwadХудожественная визуализация лица 13-летней девочки
Художественная визуализация лица 13-летней девочки
Удалось восстановить внешность этого неизвестного вида людей благодаря ДНК из кости фаланги мизинца и трех зубов, найденных в пещере в Алтайском крае. На обложке авторитетного журнала «Сел» появилось первое достоверное изображение денисовского человека, а именно девочки, которая жила на территории Сибири около 80 тысяч лет назад.

Более 50 тысяч лет назад в Евразии человек разумный (Homo sapiens), к которому по геному мы все принадлежим, сосуществовал и скрещивался по меньшей мере с двумя близкими ему вымершими видами. Первый — неандертальцы, о которых мы знаем довольно много благодаря большому количеству найденных окаменелостей, второй — тесно с ним связанные, однако более загадочные денисовцы. О них нам практически ничего не известно. Этот вид гоминидов был открыт десять лет назад в результате анализа ДНК нескольких фрагментов, кости фаланги мизинца и трех зубов, найденных в пещере в Алтайском крае. Несколько месяцев назад в Китае в пещере Байшья была обнаружена нижняя челюсть. По этим останкам было невозможно воспроизвести внешность денисовца, поэтому казалось, что из-за отсутствия новых важных находок его облик мог так и остаться неизвестным.

Тем не менее, сегодня мы наконец-то можем его увидеть. На обложке авторитетного журнала «Сел» (Cell) появилось первое достоверное изображение денисовского человека, а именно девочки, которая жила на территории Сибири около 80 тысяч лет назад. Ее череп шире, чем у неандертальцев. Пожалуй, еще больше поражает то, что для создания этого изображения использовали совершенно инновационный метод анализа ДНК из кости мизинца. Эта заслуга принадлежит ученым Института эволюционной биологии (Instituto de Biología Evolutiva), а также совместной группе исследователей Университета Помпеу Фабра и Высшего совета по научным исследованиям Испании, которые работали под руководством Еврейского университета в Иерусалиме.

Одиннадцать особенностей

«Воссоздание облика на основе генетической информации кажется чем-то из разряда фантастики. Однако нам это удалось сделать», — так в интервью «ABC» сказал один из авторов данного анализа Томас Маркес-Бонет (Tomàs Marquès-Bonnet), профессор-исследователь Каталонского института исследований и углубленных исследований и глава Института эволюционной биологии. Исследователи изучили геном денисовского человека, однако вместо подробного анализа генетической последовательности они уделили особое внимание метилированию ДНК, принцип управления которого можно сравнить с работой светофора и благодаря которому мы можем понять, какие гены «включены» и «выключены».

Так они обнаружили сотни генов, которые «выключены» у денисовца, однако «включены» у человека разумного и неандертальца. Эти данные ученые сопоставили с информацией огромных глобальных баз моногенных заболеваний, которые обусловлены мутацией отдельного гена и вызывают определенные морфологические изменения. В результате применения нового метода удалось выявить по меньшей мере 56 черт денисовцев, одиннадцать из которых присущи исключительно этому виду, а остальные имеют и неандертальцы, и современные люди.

«Крепкое сложение девочки привлекло бы внимание людей в метро»

Всё это позволило на основе найденного фрагмента мизинца сделать трехмерную цифровую реконструкцию облика девочки с карими глазами и каштановыми волосами, точный возраст которой неизвестен. «У денисовцев много сходных черт с неандертальцами, например, низкий лоб и широкие бедра, однако есть некоторые, которые поражают, как, например, очень широкий череп и широкие зубные дуги. Это уникальные особенности, которые отсутствуют у других представителей гоминидов», — объясняет ведущий автор исследования Дэвид Гохман (David Gokhman) из Еврейского университета в Иерусалиме. Томас Маркес-Бонет признает, что крепкое сложение девочки, скорее всего, привлекло бы внимание людей в метро. В целом, денисовцы были выше и сильнее неандертальцев.

Своевременная находка нижней челюсти

Для проверки эффективности метода исследователи применили его при анализе гена неандертальца. Результаты сравнивали со скелетом этого же вида. Невероятно, но факт: выявленные при помощи анализа черты совпадали на 85% — 90%. В случае с шимпанзе точность возросла до 92%. Это были фантастические результаты, однако группе ученых не хватало того, что однозначно помогло бы в исследовании.

«Когда мы отправили работу в "Сел" вместе с этими двумя анализами, произошло хорошее событие — впервые обнаружили нижнюю челюсть денисовца. Мы ее изучили, и семь из восьми черт, которые мы предполагали, когда еще даже не подозревали о существовании челюсти, совпали. Для нас это стало надежным обоснованием», — с удовлетворением отмечает Томас Маркес-Бонет.

Эффективность метода, проверенного на неандертальцах и шимпанзе, составляет около 92%

Кроме того, на основе анализа ДНК нам стало известно, что денисовцы скрещивались с неандертальцами и предками современных людей, живущих сегодня в Австралии, на островах Тихого океана, в Восточной Азии и Юго-Восточной Азии. Ввиду скрещивания, произошедшего десятки тысяч лет назад, и благодаря генам денисовцев тибетцы могут жить на больших высотах, а инуиты — в полярных регионах. Эта новейшая реконструкция, финансируемая банком «Caixa», не позволяет нам восстановить образ жизни денисовцев, а также то, как им удалось выжить в сильные сибирские морозы. Однако их анатомия может помочь нам узнать больше об эволюции и приспособлении к окружающей среде этих суровых представителей рода людей.

Уже найдены два черепа?

Как считает Томас Маркес-Бонет, проверенный метод воссоздания внешнего вида гоминида только на основе молекулярных данных обладает «огромным потенциалом». В частности, палеоантропологи могут применять этот метод и при изучении других видов человеческого рода для того, чтобы идентифицировать те останки, которые являются предметом научной дискуссии, так как их нельзя отнести к конкретному виду. «Благодаря этому прогнозированию мы уже начали рассматривать два найденные в Китае черепа, которые предположительно принадлежат неандертальцам, однако они могут принадлежать и денисовцам или крайне продвинутому виду, полученному в результате скрещивания неандертальцев и денисовцев», — объясняет исследователь. «Мы пока не можем подтвердить эту информацию, однако она соответствует данным наших прогнозов. Нам ничто не мешает это проверить», — добавил Томас.