Science (США): ученые усовершенствовали пересчет собачьего возраста в человеческий

Раньше считалось, что один год собаки равен семи годам жизни человека. Но эта формула давно опровергнута. Ученые разработали новую схему подсчета собачьего возраста, которая, по их мнению, больше соответствует научным представлениям.

Нашему шотландскому колли по кличке Ковбой скоро стукнет 14. Если верить давно опровергнутому стереотипу, что один собачий год равен семи человеческим, то он долгожитель, и ему скоро перевалит за сотню. (В основе этой «формулы» лежит средний возраст собаки и человека в 10 и 70 лет соответственно). Но ученые разработали новую схему подсчета собачьего возраста — более научную. Калькулятор прилагается внизу.

Исследование построено на сравнительной концепции в геронтологии: химические модификации ДНК человека в течение жизни создают так называемые эпигенетические часы. Свою теорию ученые строят на одной из таких модификаций, метилировании ДНК. Биологический возраст — то есть совокупный ущерб от болезней, вредных привычек и наследственности — определяется по наличию в определенной последовательности ДНК метильных групп. Метилирование ДНК помогает не только определить возраст, но и спрогнозировать ожидаемую продолжительности жизни (специалисты по этике уже беспокоятся, что данные могут быть неверно истрактованы судебными следователями и страховыми компаниями).

Однако другие виды с возрастом также подвергаются метилированию ДНК. Так, свои эпигенетические часы имеются у мышей, шимпанзе, волков и собак. Чтобы установить, насколько их часы отличаются от человеческих, генетик Трей Айдекер (Trey Ideker) и его коллеги по Калифорнийскому университету в Сан-Диего начали с собак. Хотя лучшие друзья человека разошлись с людьми еще на ранних этапах эволюции млекопитающих, сравнение вполне оправдано, поскольку они обитают в сходных условиях и зачастую получают аналогичное медицинское и стационарное лечение.

Жизненная траектория всех пород примерно совпадает: собаки достигают половой зрелости в 10 месяцев и редко живут дольше 20 лет. Чтобы увеличить шансы распознать генетические факторы, связанные со старением, команда Айдекера сосредоточилась на одной породе — лабрадоре-ретривере.

Они сканировали алгоритмы метилирования ДНК в геномах 104 собак в возрасте от 4 недель до 16 лет. Анализ показал, что собаки (по крайней мере, лабрадоры-ретриверы) и люди с возрастом испытывают сходное метилирование определенных областей генома с высокой частотой мутаций. Причем отчетливее всего эти сходства проявились при сравнении щенков с молодыми людьми и старых собак со стариками. Важнее всего то, что определенные группы генов, участвующих в развитии, при старении у обоих видов метилируются одинаково. Это свидетельствует о том, что по крайней мере некоторые аспекты старения являются продолжением развития, а не отдельным процессом, и что по крайней мере некоторые из этих изменений эволюционно сохраняются у млекопитающих, сообщают Айдекер и его коллеги в предварительной публикации на сайте bioRxiv.

«Что собаки с возрастом болеют теми же болезнями и приобретают те же функциональные симптомы старения, мы знали и раньше. Новое исследование показало, что при этом происходят аналогичные изменения и на молекулярном уровне, — объясняет Мэтт Кэберлейн (Matt Kaeberlein), биолог-геронтолог из Вашингтонского института в Сиэтле, не участвовавший в исследовании. — Это превосходная демонстрация эпигенетических часов у собак и людей в действии».

Исследовательская группа также измерила скорость вызванных метилированием изменений у собак и сопоставила данные с эпигенетическими часами человека. Полученная формула пересчета собачьего возраста в человеческий оказалась немного сложнее, чем привычное «умножить на семь». Новая формула работает для взрослых собак старше года: 16ln (возраст собаки) +31 (То есть натуральный логарифм от реального возраста собаки, умноженный на 16, плюс 31).

Судя по данным метилирования, жизненные циклы людей и собак совпадают. Так, 7-недельный щенок примерно соответствует 9-месячному ребенку — у обоих начинают резаться зубы. Новая формула сравнивает среднюю продолжительность жизни лабрадоров-ретриверов (12 лет) с человеческой (в среднем по миру — 70 лет). Поначалу собачьи эпигенетические часы тикают намного быстрее человеческих — двухлетний лабрадор еще ведет себя щенок, но он уже вступил в средний возраст — но потом замедляются.

«Они показали, что метилирование ДНК у обоих видов с возрастом постепенно усиливается», — говорит Стив Аустад (Steve Austad) биолог-эволюционист и эксперт по проблемам старения из Алабамского университета в Бирмингеме. Само по себе это неудивительно, но он считает, что методика принесет еще более интересные результаты, если ею воспользоваться для решения такого вопроса как разная продолжительность жизни у разных пород.

Это одна из целей Кэберлейна, чей новый проект «Старение собак» (открытый для всех пород) составит эпигенетические профили подопытных. Так он надеется выяснить, почему некоторые собаки заболевают в молодом возрасте или умирают раньше обычного, хотя другие доживают до старости без болезней.

А что же наш Ковбой? К счастью, расчет эпигенетических часов пошел ему на пользу. Оказалось, что по человеческому календарю ему всего 73 года — и он еще бодрый пенсионер.