ABC (Испания): коронавирус прибыл из космоса? Безумная теория известного астрофизика

Чандра Викрамасингхе, известный сторонник теории прихода жизни из космоса, утверждает, что новый вирус прибыл на Землю на комете, которая в октябре 2019-го года пролетела над Китаем.

© Фото : NASA/JPL-CaltechТак художник изображает столкновение двух небесных тел
Так художник изображает столкновение двух небесных тел
В попытках объяснить происхождение коронавируса некоторые ученые идут дальше традиционной версии о природном происхождении этого организма. Не хватает уже им и «теорий заговора» об «утечке» коронавируса из лабораторий для выработки бактериологического оружия. Новая версия — космос. Наша беда оттуда пришла.

В последние недели СМИ только и говорят, что о новом коронавирусе из Китая. За это время появилось множество теорий, объясняющих начало пандемии — от змей и летучих мышей до секретных лабораторий в Ухане. Теперь в социальных сетях активно обсуждают новую теорию: вирус, которым заразилось уже почти 200 тысяч человек по всему миру (более 13 тысяч человек в Испании), возможно, появился из космоса.

Известный астрофизик Чандра Викрамасингхе активно поддерживает теорию пансмермии (гипотеза о возможном переносе жизни с метеорита на Землю). Сам он считается британским астрофизиком, прибывшим в туманный Альбион с солнечного острова Шри-Ланка. Так вот, несколько дней назад он высказал предположение о том, что вирус мог находиться на метеорите, а затем попасть на Землю на одном из его обломков, который пронесся над Китаем в виде огненного шара в октябре 2019 года.

Доводы астрофизика этим не ограничиваются. Чандра Викрамасингхе также отметил, что ранее и другие космические объекты, вероятно, приносили на Землю вирусы. Дескать, куда бы ни падал метеорит, рядом непременно происходили вспышки заболеваний, например, тяжелого острого респираторного синдрома (SARS), который в начале XXI века унес жизни тысяч людей по всей планете.

Есть ли в этом доля правды?

На самом деле эта теория не нова. Еще в 1970-х годах сам Чандра Викрамасинге написал в соавторстве с британским астрономом Фредом Хойлом книгу «Болезни из космоса». В ней ученые утверждают, что даже грипп имеет внеземное происхождение. Тем не менее, научное сообщество уже в течение многих лет опровергает аргументы Чандры Викрамасингхе о том, что любая подобная болезнь могла попасть на Землю из космоса.

«Нужно обладать несравненной фантазией, чтобы обнаружить, будто вирус может пережить космическую радиацию, которой он подвергается в таком долгом путешествии, пережить температурный шок при пролете через атмосферу и падении — и все еще быть способным заразить людей после приземления», — говорит в статье для Space. com астробиолог Грэм Лау, который ведет программу НАСА «Спроси астробиолога». Однако, каким бы уникальным и невероятным открытием это ни было, Чандра Викрамасингхе не сумел предоставить убедительных доказательств, подтверждающих его заявление, отмечает Грэм Лау. «Несмотря на то, что это интересная идея, у нас просто нет оснований принимать ее в настоящее время за чистую монету».

Грэм Лау объясняет, что для научного сообщества важно выявить «лженауку», которая не опирается на четкие доказательства. Кроме того, все, что мы на данный момент знаем о новом коронавирусе, называемом SARS-CoV-2, вполне соответствует нашим знаниям о других земных вирусах. Иными словами, он слишком похож на другие земные вирусы, чтобы прибыть из космоса.

«Если бы в нем была какая-то другая биомолекула, которая отличается от жизни в том виде, в котором мы ее знаем, то тогда был бы повод рассматривать версию внеземного происхождения вируса. И все равно при этом оставались бы „земные" объяснения», — утверждает Грэм Лау.

Теория панспермии

Утверждение Чандры Викрамасингхе связано с теорией панспермии, возникшей в конце XIX века, согласно которой жизнь на Земле возникла из микроорганизмов и биологического материала, прибывших из космоса. Теоретически так и могло быть, но ученые пока еще не нашли никаких подтверждающих доказательств. Согласно данной гипотезе, биоматериалы могут выжить внутри метеоритов, находясь в своего рода летаргии, защищенные от космической радиации толщей метеорита или кометы, а затем достичь Земли.

По мнению некоторых исследователей, доказательством данной теории является тот факт, что внутри пород, извлеченных из предыдущих метеоритов, были обнаружены органические молекулы, такие как аминокислоты. «Однако, несмотря на теоретическую возможность, достоверных доказательств того, что новый коронавирус происходит из космоса, нет», — говорит Грэм Лау.