Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Estadão (Бразилия): новые угрозы и Бразилия

Запуск ТПК  Союз МС-09» - ИноСМИ, 1920, 28.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зависимость различных систем, работающих на Земле, от космической инфраструктуры порождает серьезные проблемы в области безопасности. Автор рассказывает о мерах, предпринимаемых Бразилией для технологического и геополитического освоения космического пространства.

Большая часть устройств и систем, облегчающих нашу жизнь на Земле, для своего ежедневного функционирования нуждается в аппаратах, размещенных в космосе. Коммуникационные системы, воздушный транспорт, морская торговля, финансовые сервисы, наблюдение за климатом и оборона зависят от космической инфраструктуры, куда входят спутники, земные станции и передача данных на региональном, национальном и международном уровне. Эта зависимость порождает серьезные проблемы в области безопасности для компаний-поставщиков и правительств, хотя иногда существование этих проблем даже не осознается.

Исходя из понимания этой зависимости, сейчас начинают размышлять над новыми угрозами, вроде атак на орбитальные спутники с целью нарушить функционирование перечисленных выше систем. Бразильским властям также следует подумать над этой проблемой. Несмотря на десятилетия неверных решений, сейчас наконец стали использовать космодром Центр запусков Алкантара в штате Мараньян, однако дело это непростое ни для властей, ни для бразильских компаний. Дело в том, что инфраструктура всего региона и самого Центра запусков нуждается в модернизации. Также следует пересмотреть внутреннее законодательство. Есть проблемы с законом о космосе, определяющим коммерческую деятельность в космическом пространстве. Работа органа, ответственного за ведение переговоров с компаниями, заинтересованными в использовании космодрома, также нуждается в пересмотре. Есть проблемы с подписанием контрактов на разрешение запусков национальными властями, а также с переводом космических технологий в сферу коммерции.

Как и другие цифровые инфраструктуры, спутники и прочие космическое объекты достаточно уязвимы, особенно для кибератак. Эта уязвимость угрожает не только самим космическим объектам, но и основным земным системам. Если не сдерживать такие угрозы, они могут нарушить мировое экономическое развитие и, как следствие, международную безопасность. Нужно отметить, что описываемые риски вполне реальны. В последнее десятилетие многие страны и частные компании смогли создать и ввести в работу различные средства, которые могут влиять на жизненно важные космические объекты. Такие новые технологии начинают по-настоящему угрожать функционированию космических систем.

Идея космической войны не нова, начало ей положили ещё немецкие ракеты Фау-2. Сейчас космические объекты применяются для ведения традиционных войн на Земле. Спутники помогают определять цели и обеспечивать выполнение стратегических целей. Помимо этого, они могут отслеживать местоположение и перемещение вооруженных сил противника и его бомб, получать информацию о военных операциях. Всё это делает спутники привлекательной целью для земных ракет. США, Китай и Индия сейчас разрабатывают оружие, которое сможет устранять находящиеся в комическом пространстве объекты. Идея состоит в том, чтобы с помощью лазеров не позволить военным спутникам отправлять сигналы на Землю, или даже взорвать эти спутники, чтобы обломки заполнили пространство. Кроме того, сейчас многие страны пытаются ориентировать свои вооруженные силы на космос. В 2019 году правительство США создало Космические силы, независимую военную службу, чью доктрину, подготовку и возможности определяет Пентагон.

Сейчас нет никаких особых законов и норм, определяющих ход возможной космической войны. Чтобы такой войной управлял не своеобразный космический закон джунглей, мировое сообщество пытается выработать какую-то систему правил. В 1967 году был подписан Договор о космосе, согласно которому в космическом пространстве запрещено использовать какое-либо оружие массового поражения, однако применение традиционных видов оружия не оговаривается. К примеру, не существует никакого регламента действий на случай, если два спутника опасно сблизятся. В 2008 году Европейский союз предложил кодекс поведения рекомендационного характера, пропагандирующий «ответственное поведение» в космосе. В том же году в ответ на эту инициативу Китай и Россия предложили договор, запрещающий применять оружие в космосе. Речь шла о запрете размещения на орбите противоракетных орудий, а не об оружии, способном поражать спутники. Предложенный ЕС кодекс вызвал ответную реакцию не только у России и Китая, но и у стран Латинской Америки и Африки. Они поддерживают идею космического разоружения, однако выступают против того, чтобы у стран, обладающих космическими объектами, было право защищать их силой. Обе эти инициативы были забыты. Сейчас продолжается разработка военных способов разрушать спутники, такое событие может оказать опустошительный эффект на оборону и международную коммуникацию.

Правительству Бразилии не следует забывать о положительных изменениях, происходящих в аэрокосмической области. Уменьшается стоимость, появляются новые технологии и, что более важно, новое поколение частных предпринимателей, готовых работать наряду с правительствами. Более развитая коммуникационная система, новый уровень разработки месторождений природных ископаемых, изменения в массовых пассажирских перевозках, и возможность туристических поездок для состоятельных людей — всё это превратит космическое пространство в настоящее продолжение Земли. У Бразилии будут конкретные интересы в этой области, поэтому, думая о будущем, следует не отставать от технологического и геополитического освоения космического пространства.

Между тем, не надо забывать и о новых угрозах, которые могут подорвать нашу земную инфраструктуру. Вскоре их вновь начнут обсуждать на мировом уровне, и Бразилии следует принимать участие в этом обсуждении.