Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поколение «0-100»: российские университеты не могут дать образование мирового уровня (The National Interest, США)

МГУ - ИноСМИ, 1920, 30.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Низкое качество подготовки студентов, слабый уровень преподавателей, коррупция и сексуальные домогательства — автор черными красками рисует настоящее и будущее российского высшего образования. Избранные вузы, получившие из федерального бюджета миллиарды долларов, так и не смогли достичь статуса мирового уровня, пишет он.

В марте 2020 года президент России Владимир Путин внес поправки в российскую Конституцию, аннулировал свои предыдущие сроки пребывания на этом посту и дал себе право еще на два президентских срока, заканчивающихся в 2036 году. Это получило название «обнуление», хотя российская оппозиция предпочла фразу «Путин обнулился». Но есть и другое, возможно, даже еще более важное обнуление, которое незаметно произошло в России.

В 2013 году в рамках реализации указа Путина Министерство образования и науки России запустило проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, направленный на адаптацию российских университетов к мировым стандартам и включение их в международную образовательную среду, также известный как проект «5-100». Цель состояла в том, чтобы не менее пяти российских вузов вошли в сотню лучших университетов мира.

Двадцати одному университету, отобранному государством, было выделено очень солидное финансирование. Спустя семь-восемь лет ни один из этих университетов в первую сотню не попал. Это означает, что мировое академическое сообщество просто «обнулило» российские университеты наряду с попытками Путина восстановить международный академический статус.

Иллюзорные места в солидных рейтингах

В последнем рейтинге лучших университетов мира (Best Global Universities), опубликованном американскими новостным агентством U.S. News, ни один из российских университетов в топ-200 не попал. В рейтинге Best Global Universities только пять из 21 вуза смогли закрепиться в топ-500, в том числе Московский физико-технический институт (385), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (402), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (447), Новосибирский государственный университет (453) и Томский государственный университет (490). Сколковский институт науки и технологий из российской «кремниевой долины», занял только 741-е место, а лучший медицинский вуз России — Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова — только 1321-е место. Тюменский государственный университет с его «гринфилдской» Школой перспективных исследований в рейтинг вообще не попал.

В России нет ни одного высшего учебного заведения, способного постоянно сохранять свое место в списках 200 ведущих университетов мира по всем авторитетным рейтингам, не говоря уже о первой сотне ведущих вузов мира. Даже главный и легендарный российский университет — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, основанный в 1750 году, — не может достичь этого показателя. Иногда университету удается попасть в первую сотню, а иногда университет выпадает даже из первых двух сотен. В рейтинге Best Global Universities, составленном агентством U.S. News, МГУ имени М. В. Ломоносова занял 285-е место, в рейтинге Times Higher Education (THE) —174-е место, а в рейтинге QS — 74-е место. Кроме того, лучший российский университет — МГУ имени М. В. Ломоносова — в российском проекте 5-100 не участвует.

Репутация ослабевает

МГУ имени М. В. Ломоносова, самый «высокий» университет в мире, почивает на лаврах, довольствуясь тем, что было достигнуто в течение многих десятилетий, и пользуется репутацией, заработанной еще в советское время. Однако слава старого гигантского вуза угасает в отсутствие замены тех ученых, которые после распада Советского Союза в начале 1990-х годов уехали на Запад. Ректор университета Виктор Садовничий, занимающий этот пост с 1992 года, будет руководить университетом до конца 2024 года, когда ему исполнится 85 лет. Но даже в этом случае Путин может вновь назначить его ректором еще на один пятилетний срок. Садовничего позиционируют в качестве выдающегося математика, ставшего руководителем университета, хотя на самом деле при власти коммунистов он возглавлял университетский партком. Настоящая история Садовничего — это история бывшего партократа, ставшего хозяйственником.

Престарелый ректор занят административными делами и бизнес-проектами. Под руководством Садовничего МГУ имени М. В. Ломоносова пережил несколько громких скандалов, широко освещавшихся в средствах массовой информации. Среди причин скандалов было низкое качество подготовки, уровень преподавателей, коррупция и сексуальные домогательства. Эти скандалы, какими бы громкими они ни были, не привели ни к улучшению ситуации, ни к тюремному заключению виновных. МГУ имени М. В. Ломоносова предпочитает жить прошлым, опираясь на свою репутацию, заработанную в советские времена, и устаревшие достижения в области математики и естественных наук. Проще говоря, речь идет скорее о текущей работе в обычном режиме и сохранении статус-кво, чем о стремлении попасть в мировые рейтинги в число лучших университетов.

Новый старый сталинизм

Всего три года назад московский Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики был объявлен одним из лидеров проекта 5-100. К сожалению, в рейтинге 2021 Best Global Universities, составленном агентством U.S. News, университет занял лишь 547-е место. То, что ему не удалось стать членом элитного клуба лучших университетов мира, не является единичным случаем, поскольку Высшая школа экономики занимает лишь 298-ю позицию в рейтинге 2021 QS и место где-то между 251 и 300 среди университетов мира в рейтинге 2021 THE. Ни один из этих рейтингов не позволяет отнести Высшую школу экономики к университетам мирового уровня.

У Высшей школы экономики, на протяжении почти трех десятилетий возглавляемой Ярославом Кузьминовым, нет кампуса, что является одновременно прискорбным и типичным для большинства постсоветских вузов. Школа не может и не желает брать на работу специалистов из-за рубежа, во всяком случае, в том количестве и такого уровня подготовки, которые позволили бы университету продвинуться в мировом рейтинге. Вместо этого он выращивает собственных специалистов. Университет выплачивает денежное вознаграждение за публикации, хотя наличие публикаций должно быть обязательным условием. За редким исключением преподаватели не могут публиковаться в рецензируемых журналах, предпочитая вместо этого совместное редактирование научных изданий с известными западными учеными, финансирование совместных исследовательских проектов, приглашение лекторов со стороны или привлечение преподавателей из ведущих западных университетов в качестве консультантов, научных руководителей и ведущих научных сотрудников. В целом, это неверная стратегия, которая ни к чему не приведет.

В соответствии со сталинской традицией прикрепления к экономическим отраслям университет находится в ведении Министерства торговли и экономического развития. В Советском Союзе каждое высшее учебное заведение работало под эгидой соответствующего отраслевого министерства, и эта устаревшая система сохранилась практически в первозданном виде. Более того, супруга ректора, Эльвира Набиуллина, экс-министр экономического развития и торговли, сегодня занимает пост председателя Центробанка. Таким образом, университет является скорее контролируемым государством семейным предприятием, чем автономным учебным заведением. Университет, ограниченный советским менталитетом кумовства и блата, не в состоянии порвать со старой традицией. Здесь очень мало иностранных студентов и преподавателей. Некоторые занятия ведутся на английском языке, но языком преподавания является русский язык.

ДВФУ или «белый слон» Путина — обошелся дорого, но отдачи никакой

Российское правительство обратило свой взор на Дальний Восток, где проходит граница России с Китаем. Несколько лет назад Россия рекламировала свой новый Дальневосточный федеральный университет, созданный в результате слияния университетов и ставший проявлением наметившейся тенденции постсоветской гигантомании. Вуз называли будущим центром международного образования и исследований на восточной окраине страны, воротах в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кампус, на строительство которого было потрачено два миллиарда долларов, соединенный с материком мостом стоимостью миллиард долларов, даже по мировым меркам представлял собой неплохую инвестицию, единственную в своем роде на всем постсоветском пространстве. Сам мост является самым длинным вантовым мостом в мире.

ДВФУ был торжественно открыт в качестве площадки для проведения саммита АСЕАН-2012, и сразу же после отъезда гостей кампус был заселен местными студентами и преподавателями — местными, а не зарубежными. В Кремле рассчитывали, что новообразованный ДВФУ уже через 10 лет войдет в число лучших университетов мира. Почти 10 лет спустя университет занимает лишь 1441-е место в рейтинге 2021 Best Global Universities, составленном новостным агентством U.S. News, что примерно то же самое, что не попасть в рейтинг вообще. ДВФУ также занимает 493-ю позицию в рейтинге 2021 QS и строчку ниже 1000 в рейтинге 2021 THE.

С самого начала своего существования ДВФУ столкнулся с фундаментальными проблемами. Декан физического факультета Александр Молочков указал на «чрезвычайно слабый профессорско-преподавательский состав» с недостаточным опытом научно-исследовательской работы и скромными научными достижениями. Набрать зарубежных специалистов тоже не удалось. У зарубежных кандидатов на преподавательские должности были «очень плохие профессиональные характеристики. Сейчас работать в ДВФУ готовы немногие ученые, главным образом потому, что мы пока еще обустраиваемся». Сыграла свою негативную роль советская традиция инвестировать в материально-техническое обеспечение за счет кадров — для зарубежных исследователей и ученых огромные серые бетонные здания оказались непривлекательными.

По сути, ДВФУ представляет собой набор плохо заполненных бетонных коробок. Его можно назвать лего-кампусом, собранным из коробок и пустым внутри. Максимум, что может предложить ДВФУ в плане привлечения зарубежных преподавателей, это преподаватели, приезжающие из соседней Японии на один-два месяца и, конечно же, не отличающиеся особым знанием английского языка. В кампусе почти нет иностранных студентов. Не сумев привлечь зарубежных ученых в области общественных наук, университет теперь объявляет о планах проведения исследований в области естественных наук. Зарплата с самого начала не была привлекательной — около 30 тысяч долларов плюс небольшая квартира в кампусе. Такое вознаграждение не смогло привлечь даже вузовских преподавателей из Москвы, не говоря уже о всемирно признанных профессоров и научных сотрудников университетов. Поэтому профессорско-преподавательский состав почти полностью состоит только из выпускников советских и постсоветских вузов, имеющих ученую степень.

Одни и те же лица означают те же самые традиции, ту же самую неэффективность и ту же коррупцию. Вопреки предыдущим заявлениям, университет не смог утвердить английский язык в качестве языка преподавания. В 2016 году ректор ДВФУ Сергей Иванец, бывший вице-премьер с большим дипломатическим опытом, был арестован по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями, в результате которого им был нанесен ущерб, оцениваемый примерно в 300 тысяч долларов. Затем последовали новые коррупционные скандалы.

Без нефтедолларов нет будущего

В 2012 году Евгений Ясин, бывший министр экономики, а ныне научный руководитель московской Высшей школы экономики, сказал, что, возможно, еще слишком рано говорить о том, есть ли у Дальневосточного федерального университета будущее или нет. Теперь, восемь лет спустя, уже совершенно ясно, что у университета нет будущего, во всяком случае, в том, что касается статуса мирового уровня. В настоящее время ДВФУ — это не что иное, как путинский «белый слон», дорогостоящая, но бесполезная затея, без четкой перспективы развития и роста. Очевидно, что одних нефтяных долларов недостаточно, поскольку необходимы изменения в организационной структуре и академической культуре.

Вместо того чтобы признать поражение, российские вузы продолжают отчитываться о своих «успехах». Неспособность признать поражение отходит на второй план по сравнению с гораздо более серьезной проблемой — неспособностью создать настоящие современные исследовательские университеты. Когда мировые рейтинги университетов будут составляться более продуманно и когда в них публикации по общественным наукам будут отделены от публикаций по математике и естественным наукам, российские университеты могут лишиться еще большего количества мест в рейтингах. Избранные российские вузы, вытянувшие из федерального бюджета миллиарды долларов, не смогли достичь статуса мирового уровня. А это значит, что российское правительство вводит в заблуждение студентов и их родителей. Даже самые лучшие и умные не могут учиться в университетах мирового уровня просто потому, что в России их нет. Сейчас власти создают поколение «0-100», лишенное лучшего образовательного опыта. Инициатива Путина «5-100» провалилась, превратившись в «0-100». То есть, наберите на своем телефоне 0-100, и вы попадете к Путину.

Арарат Осипян — научный сотрудник Института международного образования (Institute of International Education) и член консорциума Нового университета в изгнании (США). Имеет докторскую степень (PhD) в области образования и развития человеческого потенциала, полученную в педагогическом колледже Пибоди Университета Вандербильта (Peabody College of Education at Vanderbilt University), куда поступил в качестве научного сотрудника, участвовавшего в международном проекте при поддержке Госдепартамента США.

Популярные комментарии
s
serrg
29
Зато у нас есть три вакцины, ракеты "супер-пупер". А ваши выпускники престижных западных вузов знают меньше чем наши школьники. Одна только псаки чего стоила.
M
Mich2
12
Арарат Осипян, ехал бы ты на ... войну. Ну, ей богу, вот какое твое собачье дело до ДВФУ
Обсуждение
Комментариев: 107
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
s
serrg
30 октября 2020, 09:50
Зато у нас есть три вакцины, ракеты "супер-пупер". А ваши выпускники престижных западных вузов знают меньше чем наши школьники. Одна только псаки чего стоила.
0
0ncnjqybr
30 октября 2020, 09:54
serrg, зато какие они уверенные в себе.
a
a--z
30 октября 2020, 16:08
serrg, у ВСЕХ есть вакцины и ракеты... даже у серверной кореи...последняя даже хакерские атаки круче российских хакеров устраивает..
u
urchin
30 октября 2020, 21:26
a--z, и много ракет, например у пиндосии? А у лимонников? Лягушатников? Колбасников? Про вакцину можно не спрашивать.
M
Mich2
30 октября 2020, 09:50
Арарат Осипян, ехал бы ты на ... войну. Ну, ей богу, вот какое твое собачье дело до ДВФУ
o
ox900
1 ноября 2020, 08:30
Mich2, в очередной раз не могу не отметить, что лучшая компетенция американцев - пропаганда. Оперативно нашли представителя обиженной нации на заданную тему. Особенно оборот про уехавших специалистов повеселил, это Осипян себя имел в виду, видимо. Как же он с таким дерьмовым образованием в граде на холме существует?
a
ama55
30 октября 2020, 09:53
Все эти "рейтинги" проплачены их хозяевами, в чём смысл стараться занять там какое-то место..
Полупроводник
30 октября 2020, 09:55
Деспотам умные рабы совершенно ни к чему. А спецов-надсмотрщиков пока еще можно заказать из-за бугра.
nPoBogHuk
30 октября 2020, 09:57
Полупроводник, так этим запад и занимается)))
Полупроводник
30 октября 2020, 10:01
nPoBogHuk, Запад как раз образованием и занимается. В том числе и сынков элитки "нашей".
A
Alexxandro
30 октября 2020, 10:42
именно поэтому западенцы - просто тупое быдло, ждущее зрелищ
Полупроводник
30 октября 2020, 14:26
ты за западенцев отвечаешь, а не я.
harlequin
30 октября 2020, 12:19
Полупроводник, хозяевам нужны подхрюкивающие, правда, тролльчонок ?
Полупроводник
30 октября 2020, 14:23
harlequin, поросенок вроде тебя всем нужен.
A
Alexxandro
30 октября 2020, 14:41
а тебе так и не удалось стать своим для западенцев, колбасник-полукровка? пичалька...
peresvet
30 октября 2020, 14:56
Полупроводник, Транзистор, ты бы на досуге поинтересовался кто практически все медали на профильных олимпиадах берёт и где там студенты из сша.
Полупроводник
30 октября 2020, 18:29
peresvet, на параолимпиадах и с допингом даже тебе медаль дадут.
ibrovkin
30 октября 2020, 21:29
Полупроводник,ты ориентируешься на показания этого Арарата? Попутного тебе ветра!
Wuisky
1 ноября 2020, 13:51
Полупроводник, особенно образование для элиты заметно на лице Хантера Байдена, а содержимое ноута только подтверждает его.
Йожык
30 октября 2020, 09:55
Армянский изгнанник))) Надо его познакомить с питерским профессором Соколовым. Пущай тот объяснит кавказскому альпинисту про российскую нацку)))))
Дмитрий Молодцов
30 октября 2020, 10:00
Интересно, он в Пендосии чёрным считается или нет?
Йожык
30 октября 2020, 10:18
Дмитрий Молодцов, нет. В полицейских ориентировках белых людей называют лицами кавказского типа. Невероятно, но это факт.
0
0ncnjqybr
30 октября 2020, 09:59
Пьют наши танкисты пиво возле обломков статуи Свободы. - А вот информационную войну мы все-таки проиграли!
Дмитрий Молодцов
30 октября 2020, 09:59
Конечно! У нас же в ВУЗах очень мало педерастов и негров среди преподавателей. Какое уж тут образование мирового уровня? :-)
0
0ncnjqybr
30 октября 2020, 12:14
Дмитрий Молодцов, может будем завозить?
o
ox900
1 ноября 2020, 08:40
0ncnjqybr, Осепян, собственно, об этом прямо говорит - нет иностранных специалистов. Откуда нам самим про прогрессивные направления и всевозможные гендерные дисциплины узнать? Шах и мат, ватка. Так и будем в отстающих.
мрррачная кусака
30 октября 2020, 10:05
Ну, наши выпускники американских президентов из Питера выбирают, а их на гендернонейтральном новоязе гутарят. Кто на что учился.
А
Александр
30 октября 2020, 10:25
"занял лишь 547-е место". Это конечно забавно, что самый пафосный вуз страны занял место ниже чем парочка провинциальных. Но вузы существуют не для рейтингов, а чтобы давать обществу необходимых специалистов.
belyikovnikolai
30 октября 2020, 10:26
Наши хоть пытаются дать образование всем. Выши уже оставили 10 коммерческих универов для элиты, а остальным остаются техникумы.
N
Nauru
30 октября 2020, 10:34
С одной стороны, проблемы безусловно есть, а с другой чьи это рейтинги и кто считает? Рад за Москву, что 30тыс$ ежемесячно для них гроши, но это скорее о ненормальности в сфере оплаты труда в столичном высшем образовании говорит.
Лаврентий Палыч
30 октября 2020, 14:31
Nauru, Ну как бы там принято считать доход за год. Думаю тут в этом контексте цифра.
A
Alexxandro
30 октября 2020, 10:43
...в рейтинге клубов для педерастов женский кружок домашней выпечки оказался на последнем месте...
Никнейм
30 октября 2020, 10:44
Все эти рейтинги довольно сомнительные, особенно когда смотришь на три разных и один и тот же вуз на совершенно разных местах. Кстати, один раз смотрела в вики статью про Карнавального (мне было интересно знать в каком вузе учится его дочурка). И да, в университете, где учится дочурка Лехаима, есть программа "Феминистские, гендерные и сексуальные исследования". По-моему это уже попахивает (откровенно воняет) полным абсурдом.
o
ox900
1 ноября 2020, 08:50
Никнейм, главное, этих специалистов нужно куда-то трудоустраивать. Из этого следует , что весь этот истеричный маразм в СГА будет только нарастать, что не может не радовать.
e
eugene_kkk
30 октября 2020, 10:55
Это печально. Но даже если наплевать на рейтинги, но падение уровня образования в стране очевидный факт. Его не отрицает никто из тех, кто занимается наукой. Диссертации пишутся, защищаются, но они не цитируются и по этому критерию не вызывают интереса в научном мире. Крупных научных достижений нет.
Дмитрий Молодцов
30 октября 2020, 11:21
Отголоски "святых 90-х". Нужно восстанавливать фундаментальную науку и высшее образование. Начать можно с малого - с зарплат и стипендий
e
eugene_kkk
30 октября 2020, 13:18
Дмитрий Молодцов, я бы сказал, что начинать надо с дискредитации учебной степени. Если их получают за компилятивные и плагиаторские труды, то множится число липовых учёных, которые учат других и дают в свою очередь положительные научные заключения в сторону таких же коллег. Вот когда я учился в техническом институте, там кандидаты наук были на уровне кандидатов наук. А вот докторов т.н. не было ни одного. Потому как выйти на такой уровень было сложно. Сейчас встречаю кандидатов-историков, которые лучше владеют английским чем предметом.
J5
Jackson 57
31 октября 2020, 09:12
eugene_kkk, "...Сейчас встречаю кандидатов-историков..." (С) ============= Вы всё продолжаете считать историю наукой? Как по мне, история - это нечто вроде дамы не самого тяжёлого поведения с Ленинградки, да и все т.н. "общественные" науки - из той же бочки. Одна ВШЭ чего стоит...
e
eugene_kkk
31 октября 2020, 10:37
Jackson 57, хотел бы согласиться. Тем более что встречал много людей с высшим техническим образованием, которые очень прилично знают историю и литературу. И практически никогда не видел гуманитария, который бы разбирался в технике. Я думаю, что история это наука. Ведь есть археология. Вполне научная область в исторической науке. Изучение древних текстов. Одно только прочтение глиняных таблиц открыло целый мир прошлого. Ну, изучение гаплогрупп и вообще исследования ДНК, языкознание. Всё это имеет отношение к истории и это безусловно научные методы её реконструкции. Или вот очень на меня произвела сильное впечатление книга Р.Коллингвуда "Идея истории". Кстати, там и ответ на вопрос, а почему мы такие разные истории имеем в области истории. :) Причём я имею ввиду вполне научные истории, а не рассказы Пикуля или Дюма. А просто потому, что "историк может изучать лишь то прошлое, которое не мертво, а живёт в настоящем (например, современный историк имеет возможность изучать Средние века лишь настолько, насколько в настоящем ещё живут способы мышления людей Средних веков)". Иначе говоря, наше представление об истории это заимствованное у историков представление о тех событиях. Ведь даже о событиях, например, в 90-х годов в России, нам, которые были современниками и всё происходило на наших глазах, но истории о них будут разные. И это при собственно одинаковых фактах, всем известных. Но что касается экономики и особенно политологии... да, там много шаманства. Сродни лекарям средневековья. Одни говорят надо больше пустить крови пациенту( в смысле напечатать денег), другие не надо, пациенту будет только хуже( вырастет инфляция). И ведь оба учёные лекари, то есть хотел сказать крупные экономисты....
J5
Jackson 57
31 октября 2020, 10:59
eugene_kkk, Это очень непростая тема, которую крайне легко заболтать из самых разных соображений. Я вообще считаю, что наука начинается там, где можно измерять и считать, то есть, любой эффект должен быть измерим и воспроизводим, а пока этого нет, будет не наука, а "Записки Марко Поло" - чем дальше от Европы, тем причудливее сказки:)) ============ 1) Археология стала наукой (в современном понимании) только тогда, когда появились методы датировки, и те же тексты стало возможно проверять на аутентичность и более-менее точно располагать на временной шкале; 2) Современные методы в генетике и в антропологии практически перевернули эти науки с головы на ноги - стало возможным считать. А ведь до этого была практически одна говорильня; 3) Насчёт "...насколько в настоящем ещё живут способы мышления людей Средних веков..." - на самом деле всё гораздо хуже - когда разные странные личности лезут оценивать прошлое по сегодняшним шаблонам. Получается не просто ложь, а злокачественная ложь и злонамеренный обман. 4) Примитивный "псевдокоммунистический" подход в экономике - сущий обман, точнее, недалёкость:(( А вот т.н. "либеральные" взгляды на экономику - злокозненный обман, точнее сказать, шулерство. Мировой опыт экономики конца XX начала XXI веков говорит о том, что капитализм естественным способом приходит к системе госрегулирования и планирования хотя бы потому, что крупные проекты в состоянии вытянуть только государство, да ещё и не всякое.
k
klara721
30 октября 2020, 11:20
Ой, не могут, не могут. Про BLM и 138-ой пол ни одного курса. Ужос! Какой уж тут мировой уровень. :)))))
Дмитрий Молодцов
30 октября 2020, 11:24
Педерастов на все ВУЗы не хватает. Все хотят в ВШЭ преподавать :-)
В
ВоробейВ
30 октября 2020, 11:27
Ну да, армянину засевшему в США лучше всех известно об уровне российского образования.
GreyCat
30 октября 2020, 11:33
В последнем рейтинге лучших университетов мира (Best Global Universities), опубликованном американскими новостным агентством U.S. News ------------- Рейтинг государственного желтого листка? Вы серьезно?
l
ldv64
30 октября 2020, 11:36
Арарат Осипян — научный сотрудник Института международного образования (Institute of International Education) и член консорциума Нового университета в изгнании (США). Имеет докторскую степень (PhD) в области образования и развития человеческого потенциала, полученную в педагогическом колледже Пибоди Университета Вандербильта (Peabody College of Education at Vanderbilt University), куда поступил в качестве научного сотрудника, участвовавшего в международном проекте при поддержке Госдепартамента США\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Все с тобой понятно, Арарат.
Дмитрий Молодцов
30 октября 2020, 13:34
Средне-специальное образование, да ещё и непонятной специальности. Надеюсь, себя-то он не относит к образованным людям?
o
ox900
1 ноября 2020, 08:47
Дмитрий Молодцов, нормальное образование он у нас получал. Но как жертва рейтингов ВУЗов был вынужден прикупить корку местного чушка. Это не мешает Акопяну, тьфу, Осипяну, писать статейки в ведущий амерский журнал по международным отношениям. Все, что нужно знать о рейтингах и качестве образования.
b
bodsu
30 октября 2020, 12:01
Глядя на состояние мировой экономики можно точно сказать: выпускники всех "лиг плюща" и т.п. имеют образование не лучше российских выпускников. Не надо нам тут маркетинг впаривать.
n
neshchimenko
30 октября 2020, 12:23
Среди победителей студенческих олимпиад и школьных я не заметил американцев. Весь ихний хайтек основан на приглашённых специалистах за некоторым исключением. А оплёвывание России это часть американского менталитета.
ger.neufeld
30 октября 2020, 12:44
neshchimenko, я помню, как в конце 80-х Сергей Иванович Пинчук уехал на 2 года в Штаты преподавать математику в одном американских университетов. Не помню уже в каком именно. Вернувшись оттуда он рассказывал, что математика в США никому не нужна. Единственные кто исправно посещал его лекции были студенты из Китая.
e
evrazhka2
1 ноября 2020, 10:30
neshchimenko, это результат работы родителей по поиску школ, кружков по подготовке к олимпиадам, физмат и т.п. лагерей на каникулы... если в ссср был высокий средний уровень образования, то сейчас образование становится элитарным.
Enta
30 октября 2020, 12:33
Можно было бы и обидеться, но зачем? Это в военных вопросах недооценка противника может привести к авантюрам, войнам и прочим драматическим последствиям. А в науке недалекая спесь потенциального конкурента - только на руку. Чем позже прозреют, тем больше форы у нас будет.
Дмитрий Молодцов
30 октября 2020, 13:35
Вспоминается рейтинг стран по готовности к пандемиям :-)
J5
Jackson 57
31 октября 2020, 09:24
Дмитрий Молодцов, А ведь это как раз напрямую связано именно с уровнем как собственно науки, так и соответствующего образования. У меня есть пример из жизни - мой одногруппник по МХТИ в начале 90-х уехал в Израиль, хотя особо и не рвался - родители и все дела... Саня оказался умнее многих и увёз не только учебники, но и "слепые" кафедральные пособия, в которых было многое из того, что в толстые учебники не попало. Там ему пришлось сперва пойти на химзавод аппаратчиком, но начальство быстро просекло, что парень (бывший дома, к слову, завзятым преферансистом-троешником:)) потолковее многих местных, и его стали потихоньку двигать вверх. В конце концов, он стал замначальника цеха, а потом его назначили ответственным за совместные работы с российскими заводами и НИИ, и он половину времени проводил в России. Однако, неисповедимы пути господни - одним из основных аргументов "за" такое его назначение было хорошее знание русского:))
S
Siberia
30 октября 2020, 12:48
"Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова — только 1321-е место". Первые строки в ваших рейтингах занимают западные университеты, а от Covid-19 вы дохните как мухи. Парадокс!
L
Lawrentij_Padlovich
30 октября 2020, 12:55
Армян прав на 146%. Особенно про МГУ, который под долголетним руководством путиноида Садовничего, давно превратился в аналог шашлычной на трассе, а не университет мирового уровня 🙄...
J5
Jackson 57
31 октября 2020, 09:27
Lawrentij_Padlovich, Вы таки просто дурак? Нет, скорее, "профессиональный хохол"...
L
Lawrentij_Padlovich
31 октября 2020, 16:47
Jackson 57, не, я иностранный огенд😎.
AMIGO
30 октября 2020, 13:10
Армян забыл добавить, что в отличие от американских ВУЗов , Россия не ворует чужие мозги по всему миру! Техника воровства примитивна и проста, заманивание талантливой молодёжи, обрабатывать её ( обещать все благо мира) А потом все их изобретения и открытия выдавать за свои! Нобелевская премия Вам в пример!) 3/4 наменантов от США выходцы из других стран.
p
plskplsk
31 октября 2020, 00:30
AMIGO, Ну так да, об этом статья! Наши заманить не могут. Нечем, не на что. А там условия лучше, вот люди и едут. Вот только разве это воровство? Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Просто условия лучше предлагают. Мы не крепостные, государству не принадлежим, права менять место жительства, включая страну, никто не отнимет. И второе. ВСЕ американцы - выходцы из других стран. Все до одного.
o
ox900
1 ноября 2020, 10:19
plskplsk, вот и учитесь там, где глубже. А то на нашей шее, на наши налоги сидят до трудоспособного возраста, а потом они не крепостные. Паразиты.
L
Lawrentij_Padlovich
31 октября 2020, 16:47
AMIGO, что мешает России делать то же самое 😎? Духовность со Скрепами?
p
plskplsk
1 ноября 2020, 19:22
ox900, уважаемый, вы мне? Я где учился, там и живу. Здесь, в России. И заниматься тем, чем я занимаюсь, могу с блокнотом на коленке. Другим для полноценной работы нужны условия (лаборатории, нормальная атмосфера без безумной бюрократии), и я не могу их судить за то, что они выбирают эти нормальные условия. Общий эффект от этого будет больше. На фига вообще готовить учёных, если потом им работать негде? В наши дни работать в университетах вообще вряд ли возможно, потому что "эффективные менеджеры" творят в них черт знает что и превращают учёных в дрессированных обезьянок, то есть науку просто уничтожают. И, кстати говоря, не факт, что я получал образование на ваши налоги. Не исключено, что вы под стол ходили или вас в планах не было, когда я получал свое образование. Так что не вам говорить.
AMIGO
30 октября 2020, 13:17
"Высшее образование в России ниже плинтуса", - Силиконовая долина не даст соврать! Там Русский почти второй язык!)
a
a_pu
30 октября 2020, 13:18
Интересно, а как считают рейтинги ВУЗов? Каков вес прямых показателей качества образования в интегральной оценке? Увидел, что недостатком может быть "нет кампуса" и "нет возможности приглашать иностранных специалистов нужного уровня". Эти опции сильно на рейтинг влияют? )
p
puh
30 октября 2020, 13:20
Проблема не в ВУЗах, а в том, что у нас есть свое научное сообщество с русскоязычными научными изданиями. которые в рейтингах всяких американских изданий не учитываются. И цель рейтингов - не столько объективная оценка ВУЗов, сколько продвижение своих ВУЗов. потому что сама система образования и научная деятельность - они достаточно инертны и резкие скачки от года в год по занимаемому место в таких рейтингах говорят или о несовершенстве оценки, когда методика не может оценить такую инертность, так и о смене критериев оценки, что не позволяет проводить временной анализ "успешности" ВУЗа
p
plskplsk
31 октября 2020, 00:37
puh, "Свое научное сообщество" - это чушь. Наука не имеет национальных границ. Сейчас английский, как ни крути, язык МИРОВОЙ науки. Когда-то была латынь. И это нормально, потому что научное знание общее, оно верное везде и для всех. И все его коллективно вырабатывают. Так проще и правильнее. А для обмена результатами нужен общий язык. В принципе, любой почти, но так сложилось, что сейчас это английский. Научные журналы на русском языке могут читать только те, кто по-русски понимает. Ну да, кто-то усвоит, использует, дополнит, но в мировых масштабах это мертвый груз.
p
puh
31 октября 2020, 15:42
plskplsk, вы не правы. Многие из тех, кто занимаются прикладными исследованиями а) делают это на деньги минобороны и на заинтеремованы в международных публикациях, и публикуются в отраслевых изданиях еа русском б) со времен ссср многие научные школы у нас самодостаточны и лишь незначительно связаны с мировым сообществом 3) мы- страна под санкциями, и это уменьшает шансы на публикацию и для тех, кто хочет. Недавний пример с публикациями - тому пример. Поэтому, хоть сейчас английский - язык международного в т.ч.и научного общерия, российское научное сообщество достаточно изолировано.
p
plskplsk
31 октября 2020, 23:47
puh, 1. Те, кто проводит исследования на деньги Минобороны, скорее всего, не публикуют своих результатов нигде. Ни в зарубежных, ни в российских журналах. В этом нет смысла, если это секретно. А если не секретно, почему бы не показать это как можно большему числу людей? Это эффективно. И это, кстати, прославляет страну, в которой эти исследования были проведены, создает ей репутацию и т.д. 2. Сущность научного знания — это универсальность и общезначимость. Именно поэтому «национальная наука» — это чушь. Результаты, полученные одним ученым в одном месте, справедливы для всех других обстоятельств (если эти результаты верны). Нет и не может быть русской или китайской физики, французской или японской биологии. К сожалению, публикация в российских журналах приводит к тому, что результаты лежат мертвым грузом, то есть не могут быть использованы по полной другими. Их могут использовать только те, кто понимает по-русски. Учитывая количество языков, это усложняет ситуацию многократно и препятствует обмену результатами. А ведь иногда (далеко не всегда) эти результаты могут быть жизненно важными для огромного количества людей. Фрагментировать науку на национальные науки — значит искажать ее сущность и навязывать ей то, что ей не присуще. Более того, это значит препятствовать ее развитию и втягивать ее в политические игры. Это не нужно государствам. Скорее, это нужно политиканам. Советская наука могла бы больше, если бы не была изолирована. Это, несомненно, создает проблемы. В частности, всеобщая склонность писать по-английски неизбежно ведет к забвению национальных научных языков. Но это же в мировых масштабах приводит к серьезным проблемам с распространением знания. Решение простое: надо писать по-русски, на английский переводить и публиковать на двух языках. 3. Если я вас правильно понимаю, вы об истории с тем, что под предлогом санкций отказались принимать статьи русских ученых? Так это единичный случай. И те, кто отказались, уже извинились. Инцидент исчерпан. Наука должна быть вне политики. Это не всегда возможно (вспомним Минобороны), но в подавляющем большинстве случаев этому не препятствует ничто. Повторюсь: «национальная наука» неизбежно варится в собственном соку и вынужденно изобретает велосипед, когда он, возможно, уже давно изобретен.
adik.milde
30 октября 2020, 13:55
Ivory Tower (2014 film) - посмотрите, что говорят сами американцы про своё "самое лучшее" в мире образование.
А
Апоговорить?
30 октября 2020, 14:11
Пока читал чуть не заснул. Проснулся на месте - ""Арарат Осипян — научный сотрудник Института международного образования (Institute of International Education) и член консорциума Нового университета в изгнании (США)"""
Oleges23
30 октября 2020, 14:23
Это не новость. Они постоянно об этом пишут. Они писали, что наши "недоумки" инженеры смогут сделать ядерное оружие к 70-м года, и то если повезет. Они писали так во времена нашего космического прорыва...они пишут так и сегодня во времена когда Россия первая в мире освоила гиперзвуковые и новые ядерные технологии...Они всегда так писали и всегда будут писать
Pax Amᴱricana
30 октября 2020, 14:58
Арарат Осипян — ...член ... в изгнании (США). - Чья бы корова мычала )))
F
Flancer
30 октября 2020, 15:08
Карабах в огне а что этот умник ещё не на фронте? У нас огромное количество проблем с образованием но в статье бред
tolikarpov
30 октября 2020, 15:16
Интересная статья для философский раздумий о конкуренции в области образования. При развале СССР в США и другие страны поехали сотни тысяч бывших советских инженеров таким образом втянулись в конкуренцию с другими выпускниками.Прожив в США более десяти лет я ни разу не слышал о плохом качестве работы бывших советских выпускников. Сам проработал в американских компаниях созданных русскими.При этом на рабочих местах сидят сами американцы а в офисах русские инженеры. В американских вузах много преподавателей из бывшего СССР. Эта статья скорее всего один из элементов конкуренции как и все эти рейтинги.Кроме того в США много врачей выпускников советских вузов.Только они проходят переподготовку по английскому языку и технологии. Вся проблема может быть в том не как учиться а что дают университеты и как устраиваются выпускники.Их адаптация в среде. Ни Форд, ни Эдисон, ни Калашников университетов не оканчивали однако же каждый университет был бы рад иметь их в числе своих выпускников.
440
30 октября 2020, 15:16
так почему "воруете" наших специалистов?
p
plskplsk
31 октября 2020, 00:42
440, так они же переманивают (это не воровство) и потому у них с наукой лучше. А нам переманить нечем. И даже задержать тех, кого подготовили, нечем. Зарплаты так себе, условия для работы тоже. Там условия лучше, вот все и едут туда.
a
arctic
30 октября 2020, 15:29
Арарат, вроде, гуманитарий, что он может знать о качестве наших технических вузов? На рейтинги смотрел? ))))))
i
inegeld
30 октября 2020, 15:42
Советское образование до мирового не дотягивало, но было образованием к временам образования при царе-батюшки вообще нет вопросов, ну, а сейчас это даже не образование и не профанация образования - это машина по выкачиванию денег родителей, хотя в некоторых частных школах образование есть и оно достойное.
B
Byin50
30 октября 2020, 16:03
Уж кто бы вякал! Тупизм американцев уже стал нормой даже в международных отношениях!
p
plskplsk
31 октября 2020, 00:54
Byin50, а это разве комментарий умного человека?
a
a--z
30 октября 2020, 16:24
самое смешное как все это показывают в российской пропаганде, как огромную победу... такой то универ по такой то категории вошел в топ100 и не рассказывают какое у него место в общем рейтинге...это так удивительно... они реально людей считают за дураков...
figjam
30 октября 2020, 16:24
К сожалению все эти рейтинги не проплачены, а определяются количеством нобелевских лауреатов и просто научных авторитетов среди профессорско-преподавательского состава, цитированием научных статей вуза в мире, конструктивным участием в международных научных конференциях, возможностями проводить научные исследования и т п. Это очень конкретные метрики.
r
realAVA
30 октября 2020, 21:05
figjam, по поводу критерия "цитировать". Много цитировать будут только если вопросом занимается много народа. Если научный сотрудник разрабатывает узкоспециализированную тему (например, денежное обращение ассирийцев, проживавших на территории Грузинского царства в XI веке), то кто его будет цитировать?! Половина условно западных универов вообще не занимается наукой, они имеют исключительно бизнес-курсы и юриспруденцию. Вот в "экономических теориях" можно докторские из одни цитат составлять. Но разве ж это наука?!
figjam
30 октября 2020, 21:41
realAVA, Это демагогия. Цитирование - один из критериев. И потом, есть такое понятие как "диссертабельность" темы - актуальна она для человека или нет, и в какой мере полезна. А так, изучайте хоть влияние северного сияния на удой. По поводу того чем занимаются условные Западные университеты - посмотрите список изобретений, открытий, нобелевских лауреатов и т д. Нет никакого уклона в пользу экономики или бизнеса, тем более открытий в области юриспруденции. Рейтинги составляются по категориям: наука, культура, экономика и т п. К сожалению, несмотря на огромный вклад России в науку в прошлом, сейчас наблюдается застой.
p
plskplsk
31 октября 2020, 00:49
realAVA, Вы ошибаетесь. Если человек занимается узкой темой и публикуется по-английски, ему немного проще найти тех одиночек, которые в других концах мира занимаются тем же. А если он пишет по-русски, то его результаты будут лежать мертвым грузом и его точно никто, кроме русских, не процитирует. Дело не только в теме, но и в языке, от языка уровень цитирования зависит тоже.
r
realAVA
31 октября 2020, 21:50
figjam, ///Нет никакого уклона в пользу экономики или бизнеса, тем более открытий в области юриспруденции. <> ---------------------------------------------------------------------------- <> Уважаемый, вы вообще адекватный, выяснять "уклон" по премии, выдаваемой "штуку в руки", т.е. по одной на каждую науку?! Уклон можно выявить по процентному количеству публикаций, научных работников, факультетов, кафедр, студентов. Сколько факультетов астрономии? А сколько -- экономики и бизнеса? Ну, подсчитайте хотя бы на примере небольшой Австралии.
r
realAVA
31 октября 2020, 21:54
plskplsk ///Если человек занимается узкой темой и публикуется по-английски, ему немного проще найти тех одиночек, которые в других концах мира занимаются тем же. <> --------------------------------------------------------------------------- <> Кому за пределами Грузии будет интересен вопрос денежного обращения грузинский ассирийцев в XI веке?! Я почему такую тему указал? Вот был известнейший по "Лекциям по истории России" историк Ключевский. Его "Лекции" некоторые до сих пор цитируют. А вы назовёте без Вики его историческую специальность? Т.е. ту тему, которую он разрабатывал как историк-учёный, а не историк-преподаватель.
p
plskplsk
1 ноября 2020, 19:13
realAVA, Эта тема может быть интересна не в Грузии. Кто-то ей занимается. В России никто не зснимается мировой историей? В России никто не занимается историей других стран? Эти данные не имеют ценности для истории денежного обращения и экономики в целом? Второй вопрос показывает всю меру вашего ума. Я не историк, я знаю про Ключевского, но не знаю ни шиша о его исторических разысканиях. И не должен, потому что всего знать нельзя. И если я начну задавать вам вопросы в своей специальности, то вы вообще засыпетесь, потому что даже в своей Вики ответов не найдете. Профессиональное знание неизбежно специализировано. Как-то так.
e
evelyn87
30 октября 2020, 16:28
Рейтинги составляются самим Западом. Требования к рейтингам их же. В России нет смысла преподавать на английском, на нём почти никто не говорит. Кроме того такое образование будет облегчать утечку мозгов. Зачем это западным прохиндеям понятно, а вот России это зачем?
p
plskplsk
31 октября 2020, 00:21
evelyn87, В России есть смысл преподавать на английском. В настоящее время английский - это международный язык науки. Как латынь в свое время. Все пишут по-английски, статья, опубликованная на английском, будет прочитана многими учёными, на международных конференциях, чтобы тебя поняли, нужно не только доклад читать, но и отвечать на вопросы по-английски. Участвовать в дискуссии. Не по-русски, не по-французски или по-китайски. Если Россия желает о себе заявить, научные кадры должны владеть английским в совершенстве. Ваша позиция... Ну, забавно это. Взгляд инженера, который после вуза сразу на завод. Инженеру английский действительно ни к чему. Но инженеры науку не делают, они только используют ее результаты.
o
ox900
1 ноября 2020, 10:15
plskplsk, вы эльф. Никому не нужна наша наука. Мы под санкциями, потому что запретили бесплатно качать наши ресурсы. Максимум, что интересно западу - выкачать всех русских ученых к себе. На фиг встраиваться в эту систему, чтобы потерять весь научный потенциал. Нужно пользовать эту научную инфраструктуру, изучать публикации, а рейтинги свои пусть засунут куда-нибудь. Заявить о себе. Хех.
i
info
30 октября 2020, 17:38
больше крутитие дом2, малахов бредни, экстрасенсов и сериальную мотню. Показывайте бабу из катафалка, 10 условных сроков анальному и ворам-казнокрадам. И вузы вообще узы можно закрывать. Мерзость то, что государство тратит МОИ деньги - МОИ налоги, на эту гниль телеканальную. Я не хочу платить налоги чтобы на них жировала эта группка шоу-гавнюков
J5
Jackson 57
31 октября 2020, 09:35
info, Блин, это ж надо обладать столь девственной чистоты мозгом - я прямо-таки умиляюсь. Вы ещё песенку про беременных пенсионеров спойте, до кучи:)) Возьмите и посчитайте, какую долю (а я бы сказал - дулю), слабо отличающуюся от нуля, ваших налогов расходуют на высшее и специальное образование - существенно большая часть идёт на пенсионные дела. Блин, да это же хохлизм чистой воды, хатаскрайничество...
J5
Jackson 57
31 октября 2020, 09:36
info, А насчёт ТВ - ну не смотрите ЭТО всё, и всё.
s
ss30
30 октября 2020, 17:55
Спору нет,множество студентов идут в вуз,потому что Мама сказала идти, средний уровень снизился в сравнении с СССР, но "пики" стали гораздо солиднее,да и немного компенсируют кол-вом учащихся.И также пачками едут уже Российский ученые за баблом туда,мы столько не напечатаем,а взрастить ученного патриота,это проблема. Но их рейтинг с качеством,это две вещи вообще о разном. Помогает продвигать учеников на работу,и следовательно зарабатывать на поступающих. Типа кредитного))) Америка самая надежная в нем с госдолгом равным ввп(состоящим на 60% из сферы услуг)Украина равна России,с долгом равным уже 60% годового бюджета вроде как и с непреодолимым дефицитом этого самого бюджета.А рейтинг равный)))
A
Andreykan
30 октября 2020, 18:01
Никому не известный рейтинг, никому не известный автор... Реклама нового проекта? Рейтинг, придуманный на один раз, чтобы написать енту статейку?
s
ss30
30 октября 2020, 18:29
Спору нет,множество студентов идут в вуз,потому что Мама сказала идти, средний уровень снизился в сравнении с СССР, но "пики" стали гораздо солиднее,да и немного компенсируют кол-вом учащихся.И также пачками едут уже Российский ученые за баблом туда,мы столько не напечатаем,а взрастить ученного патриота,это проблема. Но их рейтинг с качеством,это две вещи вообще о разном. Помогает продвигать учеников на работу,и следовательно зарабатывать на поступающих. Типа кредитного))) Америка самая надежная в нем с госдолгом равным ввп(состоящим на 60% из сферы услуг)Украина равна России,с долгом равным уже 60% годового бюджета вроде как и с непреодолимым дефицитом этого самого бюджета.А рейтинг равный)))
А
Александр
30 октября 2020, 19:24
"занял лишь 547-е место". Это конечно забавно, что самый пафосный вуз страны занял место ниже чем парочка провинциальных. Но вузы существуют не для рейтингов, а чтобы давать обществу необходимых специалистов.
lexinvest
30 октября 2020, 21:45
Даже лень дискутировать. С недоумками.
K
Ksenia_spb
31 октября 2020, 00:30
Не имея образования по физике, я её преподавала в престижном западном университете в Англии на втором курсе. Это наша школьная программа... В России меня бы и близко не допустили - у нас столько квалифицированных специалистов. А там - преподавать некому.
i
irina13
31 октября 2020, 06:38
Наши университеты не попадут в сотню престижных рейтиногв потому что: 1. Это университеты "ужасного" Путина. 2. Эти университеты в "тоталитарной" России. 3. Эти университеты не приглашают таких преподователей как Якоб Корейба и подобных ему, что бы учить нашу молодёж призерать всё росийское, учить их как устраивать майданы. Меньше нужно гнаться за зарубежными рейтингами, а больше вкладывать денег оборудование научных баз и выделение средств на гранты для молодых учёных.
s
sergeyall
31 октября 2020, 18:59
Колледж это техникум, насколько я знаю. Каких уж там докторов выпекают, не знаю. Заказали бы статью уж кому-нибудь посолиднее, что ли. Армянин к тому же. Из ЛГБТ, видимо.
h
herodthegreat
31 октября 2020, 23:50
содержание и качество образования - это очень неоднозначные понятия. концепция российского образования почти противоположна американской. и за ней будущее. большинство выпускников американских колледжей весьма глупы, ограничены и необразованны. в дальнейшем они регулярно заканчивают различные курсы с таким же успехом.тем не менее Сенфорд или Йель считают чуть ли не образцом. по невидимым причинам. в идеале образование в каждой стране должно соответствовать ее потребностям. именно США, а не Россия ввозит вагонами мозги из-за границы. это все, что нужно знать о рейтингах вузов. существующая "объективная" модель оценки рейтинга вузов "в мире" ни к науке, ни к образованию отношения не имеет. если внимательно ее изучить - можно посмеяться.
e
evrazhka2
1 ноября 2020, 10:40
Смотрите лучше китайские рейтинги, у них метододогия позволяет получить правдоподобные результаты. В данном же подсчете некоторые вузы имеют высокий рейтинг по большей части за счет своей многовековой истории.
Wuisky
1 ноября 2020, 13:49
Далеко ходить не надо - яркий пример американского университетского образования Лёша Навальный. Нам бы ВШЭ вычистить от предателей либерастов и образование станет вполне приемлемым.
s
sidorov01
2 ноября 2020, 08:50
Главный месседж, возьмите наших профессоров к себе на довольствие и будет вам счастье. У меня преподавал профессор с Сорбоны, лекции как лекции, на семинарах (практика) выглядело так, мы предлагаем решения он все засирает и говорит все не так, спрашиваем, а как надо-то, а он отвечает: "Как то надо но не так". Кстати он преподавал моделирование энергосистем было это в 2003 году, очень хвалил Американскую и Канадскую, а когда пришел осенью дочитывать курс мы ему задали очевидный вопрос про блэкаут, когда 50 млн. человек без света остались и его ответ был: "Погода виновата, а система надежная, защиты-то сработали".
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем