Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как депутаты Сейма на российский газовый крючок попались

© Фото : Fotolia, natalystudioГаз
Газ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подготовленные Latvijas gāze изменения в Законе об энергетике, которые поддержала комиссия Сейма по народному хозяйству, перечеркивают любые шансы на конкуренцию на газовом рынке Латвии в обозримом будущем.

Подготовленные Latvijas gāze изменения в Законе об энергетике, которые поддержала комиссия Сейма по народному хозяйству, перечеркивают любые шансы на конкуренцию на газовом рынке Латвии в обозримом будущем. Если они получат поддержку большинства Сейма, будет причинен серьезный вред конкурентноспособности латвийской экономики, а также будет оказано содействие политической зависимости от России.

К сожалению, лобби газовой монополии в политике Латвии настолько сильно, что депутаты Сейма готовы на весьма неординарные действия – за закрытыми дверьми выполнять работу правительства, принимая решение, которое фактически находится на грани изменения стратегической политики государства.

Несмотря на то, что правительство должно вести переговоры с представителями частного собственника Latvijas gāze – Газпрома – о либерализации рынка, и сейчас готовится заключение правительства о внедрении в Латвии т.н. Третьего энергетического пакета, к которому относятся поддержанные комиссией Сейма по народному хозяйству изменения в законе, депутаты поспешили «вставить ногу в дверь», фактически сказав со своей стороны, что никакая либерализации рынка Латвии не нужна. Иными словами – чтобы попасть на короткую аудиенцию к премьеру России, Латвии надо склониться так низко, что это становится явно неприличным.

Содержащееся в изменениях в законе предложение отложить либерализацию газового рынка до того момента, когда Латвия напрямую будет соединена с трубопроводной системой любой страны-члена ЕС, за исключением Эстонии, Литвы и Финляндии, по сути, означает, что такое соединение никогда не произойдет.

Это принцип курицы и яйца – мы не можем ожидать вхождения инвесторов третьей стороны на рынок, пока не подготовлено соответствующее законодательство, обеспечивающее им свободный доступ к распределению газа, или право самим создавать сеть распределения  газа. В свою очередь, Latvijas gāze и комиссия Сейма по народному хозяйству предлагают предусмотреть в законодательстве доступ на рынок только тогда, когда такие инвесторы появятся. Это абсурд.

В том случае, если Сейм одобрит предложенные изменения в Законе об энергетике, будет поставлена жирная точка под совместным и финансово поддерживаемым ЕС проектом терминала для сжиженного газа в странах Балтии. Разумеется, действиями различных «инвесторов» этот проект уже ранее «успешно» задержан, что подорвало возможности Латвии договориться о нем на политическом уровне.

Тем временем, наши соседи свою домашнюю работу по подготовке законодательства сделали: в Литве обеспечен доступ третьей стороны к газовому рынку с 2014 года, а в Эстонии – с 1 января 2015 года. Сейчас Латвия не только отказывается провести либерализацию своего рынка, но и мешает сделать это остальным странам Балтии.

Важно также понять, что исключительный пункт директивы ЕС о либерализации газового рынка, который позволяет отложить либерализацию Финляндии, Эстонии и Латвии, не был желанием Брюсселя – этого добились газовые компании и соответствующие министерства упомянутых стран. От исключительного положения можно отказаться в любой момент, что успешно сделала Эстония. Это хорошо понимает и Latvijas gāze, готовая заниматься сезонным хранением сжиженного газа, который можно будет получать с терминала в Литве.

Крючок России, на который попадаются, в том числе и политики Латвии, в данном случае понятен: если не проведете либерализацию рынка, для вас будет одна цена на газ, если проведете – совсем другая, намного выше. Если мы поддадимся этому давлению, то фактически пойдем по пути Украины и Белоруссии, где манипуляция с ценами на газ используется как инструмент политического влияния России.

К тому же, мы испортим отношения с соседями и акцентируем изменение геополитического курса Латвии. Фактически, если мы откажемся от либерализации газового рынка, аргументы о получении геополитической безопасности после введения евро становятся просто смешными. Они не смогут компенсировать эффект «забоя» либерализации газового рынка. Газовая монополия как оружие для реализации геополитических интересов намного сильнее, чем принадлежность к монетарному союзу.

После начала массовой добычи сланцевого газа в последние годы цена на газ и в США, и в Европе значительно снизилась. В свою очередь, в Латвии т.н. «конечная» цена на газ после вступления в ЕС в 2004 году выросла в три раза. Последствия этой тенденции очевидны – без появления конкуренции на газовом рынке разница между той ценой, которую платят потребители газа и электроэнергии в Латвии и в других странах ЕС, не зависящих от одного поставщика, будет расти еще больше, уменьшая конкурентноспособность экономики Латвии и резко увеличивая счета жителей за коммунальные услуги. Это доказывают проблемы немецкого акционера Latvijas gāze - E.O.N - на либерализованном рынке ЕС: цена на российский природный газ по долгосрочному договору там неконкурентноспособна.

Сейм должен остановить эти «пролоббированные» в спешном порядке изменения в законе и дождаться результатов переговоров правительства и акционеров Latvijas gāze, а также решения правительства по данному вопросу.

Робертс Зиле, депутат Европейского парламента (Национальное объединение).

Перевод: Лариса Дереча.