Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Странная революция: вопросы без ответов

© PanARMENIAN Photo / Перейти в фотобанкЭкс-кандидат в президенты Армении Раффи Ованнисян
Экс-кандидат в президенты Армении Раффи Ованнисян
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Власть дает понять, что отступать по ключевым вопросам не собирается, да и нет никаких побудительных поводов к отступлению — протестное давление слабое, мобилизовать оппозиционные политические силы вокруг себя Раффи Ованнисяну так и не удалось.

Ереван – Неделя, прошедшая с момента объявления лидером партии «Наследие» Раффи Ованнисяном голодовки, была наполнена событиями, неоднозначными по своей сути и беспримерными в политической жизни Армении. Ставшая традиционной для республики поствыборная борьба кандидата в президенты, не признавшего итогов голосования, знаменуется необычайно низкой для подобного рода акций степенью конфронтации. Сам Ованнисян заявил, что не допустит противостояния и всеми силами сбивает накал страстей, хотя делать это очень непросто, учитывая радикальный настрой людей, участвующих в его мероприятиях.
 
Есть ли выход?
 
Начав голодовку и объявив, что инаугурация переизбранного президента Сержа Саргсяна пройдет «только через его труп», Ованнисян, по мнению ряда экспертов и политиков, поставил себя в затруднительное положение, выйти их которого не так-то просто. И уже не важно, являлись ли эти шаги экс-кандидата спонтанными или они были продиктованы политической целесообразностью, необходимостью сохранения определенного градуса драматизма, поддерживающего тлеющий протестный огонь. Более существенными являются пути достойного выхода из сложившейся ситуации.
 
«Любая крайность недопустима, так как она несет в себе отрицательные импульсы...Сейчас прибегать к крайним средствам, означает загонять себя в угол. В этом случае, возникает вопрос: как из него выйти?», - считает депутат от правящей Республиканской партии Армении Артак Давтян.
 
Поиском решений проблемы занялся спикер парламента Овик Абрамян, посетивший голодающего лидера «Наследия» в пятницу вечером и заявивший о готовности властей к разумным компромиссам. При этом спикер с ходу отмел возможность проведения второго тура президентских выборов или роспуска парламента.
 
Власть дает понять, что отступать по ключевым вопросам не собирается, да и нет никаких побудительных поводов к отступлению — протестное давление слабое, мобилизовать оппозиционные политические силы вокруг себя Раффи Ованнисяну так и не удалось, а полученные им на президентских выборах свыше полумиллиона голосов недовольного властями электората скоро будут поделены между несколькими партиями, решившими самостоятельно идти в мае на выборы в Совет старейшин Еревана.
 
Провал попыток объединения вокруг «битвы за Ереван» основных оппозиционных партий либо альтернативных сил - партий «Процветающая Армения», Дашнакцутюн и Армянского национального конгресса, делают не совсем уместными утверждения о всеобъемлющем характере движения в поддержку Раффи Ованнисяна.
 
Фактически, на площади главным образом стоят члены возглавляемой им партии «Наследие». Если, конечно, не считать маргинальных политиков и воодушевленных революционным пафосом искренне верящих новому лидеру некоторых деятелей искусства, представителей, как было принято говорить, творческой интеллигенции, которые, как обычно, видят в хаосе и волнении масс признаки зарождения чего-то нового и совершенного.
 
По всей видимости, сложившаяся ситуация заставит как власти, так стоящих на площади людей найти какие-то пути решения проблем с обязательным в этих условиях обоюдным сохранением лица.
 
Атаки на Церковь
 
В эти дни под горячую руку негодующих масс, как это бывает во время «революционных брожений» в любой стране, попала Церковь. Толчок к нападкам дал сам лидер «Наследия», заявивший, что Католикос Всех Армян может «осквернить» Библию, если благословит Сержа Саргсяна во время инаугурации 9 апреля.
 
Это стало сигналом к действию для секуляризированной, либеральной интеллигенции. Поток оскорблений в адрес Армянской Апостольской Церкви и его иерархов заполнил социальные сети. Дело дошло до того, что на митинге сторонники Ованнисяна чуть было не освистали Первопрестольный Святой Эчмиадзин, когда зачитывали заявление о позиции Церкви по поводу поствыборной ситуации .
 
Сомнений не осталось — есть группа «революционеров», готовая отказаться от своей 1712-летней истории и бесценного христианского наследия ради очередного «вождя», в котором она видит нового спасителя. Хотя лидеру «Наследия» в тот день удалось сдержать гневное улюлюканье и свист, но через психологический барьер представители этого течения уже перешагнули.
 
Сумрак неизвестности
 
То, что предлагает Раффи Ованнисян в качестве решения существующих в стране проблем, так и останется декларативным заявлением, обычной митинговой риторикой, пока он не представит механизмы достижения поставленных целей и не укажет на людей, которые этими механизмами смогут воспользоваться. Сегодня он этого не делает.
 
Человек, провозгласивший себя «избранным» президентом Армении, открыто грозит лидерам сверхдержав, заявляя о необходимости выстраивания с ними горизонтальных отношений. Однако Ованнисян так и не сказал, что именно он будет делать, если вдруг случится невероятное и, скажем, Китай не захочет относиться к Армении с таким же почтением, как, например, к США.
 
Он так и не объяснил, у кого и по каким ценам Армения будет закупать оружие при полностью равноправных и горизонтальных отношениях с Россией, кто будет защищать границы Армении от посягательств 75-миллионной Турции, никогда не скрывавшей свое стремление решить по-своему армянский вопрос, причем раз и навсегда.

Он так и не представил перспективы карабахского урегулирования после предлагаемых им резких шагов (в частности, незамедлительного признания НКР), которые непременно приведут к срыву мирного процесса.
 
Нет ответов и на другие вопросы. В частности: от кого Армения получит финансирование для реализации жизненно важных экономических проектов, таких как строительство новой АЭС или железной дороги Иран-Армения, если Ереван потребует от потенциальных доноров исключительно равноправного, почтительного отношения к себе?

Как человек, стремящийся к сотрудничеству с одним из главных олигархов, готовится покончить с олигархией? Кто будет бороться с коррупцией по всей стране? Не те ли представители «Наследия» в участковых избирательных комиссиях, которые подписались под всеми итоговыми протоколами, подтвердив результаты президентских выборов, и, по сути, лишив своего лидера юридических оснований их оспаривания?

И, наконец, кто будет управлять страной? По существу, у Ованнисяна сегодня нет ни теневого кабинета, ни хотя бы списка профессионалов - не пламенных революционеров, а технократов, которые смогут оградить страну от лишних потрясений.

Это не праздные вопросы. Речь, строго говоря, идет о существовании государства. Пускаться в революционную пучину, полагаясь лишь на личную порядочность и доброту нрава вождя, не имея никаких гарантий, программ, проектов, механизмов и команды, мягко говоря, неосмотрительно. Люди, потерявшие инстинкт самосохранения и руководствующиеся принципом «да пропади все пропадом», всегда найдутся, но их чрезмерная активность не всегда желательна и почти всегда неконструктивна.