Штефан Мария Карл (Stephan Maria Karl) – молодой австрийский композитор, пишущий симфонию о Голодоморе, массовом голоде 1932-33 годов, который повлек за собой смерть порядка 3-4 миллионов украинцев. Он живет в Зальцбурге. Интервью проходило на немецком языке.
World Affairs: Почему молодой австрийский композитор решил написать симфонию о массовом голоде на Украине?
Штефан Мария Карл: Творец может вдохновить публику и заставить ее пересмотреть свои убеждения – либо посредством чистой эстетической силы своей работы, либо в результате мыслительного процесса, который его работа запускает. Если искусство влияет на отдельного человека, оно также влияет и на общество. Этически мотивированный художник, знающий это, обязан творить с полным пониманием того влияния, которое его искусство может оказать на людей.
Поскольку Голодомор – одно из самых ужасных и наименее признаваемых на международном уровне преступлений 20 века, он должен найти свое отражение в искусстве: необходимо как отразить справедливость и правду, так и помочь Украине объективно оценить свое прошлое. Необходимость осмыслить свое прошлое – непременное условие для социального, экономического и политического развития Украины, потому что прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой.
Я решил написать симфонию о Голодоморе, потому что верю, что могу сделать важный, пусть и скромный, вклад в примирение Украины со своей собственной историей. Беседы со множеством украинцев в Англии, Франции, Канаде и на Украине лишь укрепили мое стремление. Кроме того, я всегда испытывал тягу к славянскому духу, которым проникнуто славянское искусство.
- Но каким образом симфония – и музыка в целом – может передать реалии Голодомора?
- Передать истинный ужас Голодомора посредством музыки невозможно. Никакая мелодия, никакой звук, никакое слово и никакое изображение не способны в достаточной степени отразить боль, которую испытывали миллионы людей. Однако музыка может содействовать процессу переживания и, давая определенные импульсы и вызывая определенные эмоциональные ассоциации, способствовать исцелению.
- Расскажите поподробнее о самой симфонии. Она тональная или атональная? Будут ли в ней задействованы слова и изображения? Предусмотрено ли пение?
- Тема моей кандидатской диссертации, которую я пишу в Университете Моцартеум в Зальцбурге и Гилдхоллской школе музыки, - «Синтез тональной и атональной звуковых структур». В симфонии я надеюсь объединить оба элемента в одно очень значимое целое. Пение и украинские народные мелодии – еще одна важная часть работы.
- Вы пишете симфонию для украинской публики или для западной?
- Обращаясь к украинским народным мелодиям, я надеюсь вызвать определенные ассоциации у украинского слушателя. Однако артистической ошибкой было бы ставить стиль моей симфонии в зависимость от ожиданий и вкусов публики - или художественной моды. В конечном счете, вкусы и мода постоянно меняются, а готовое произведение может существовать вечно. Как недавно здесь в Зальцбурге в беседе со мной сказала композитор София Губайдулина, «меня не волнует, современна я или нет, лишь внутренняя правдивость моей музыки имеет значение».
- Как тот факт, что вы работаете над этой симфонией, воспринимается в Австрии и на Украине?
- Холокост – частая тема в Австрии и Германии, потому что он имел место именно здесь и ответственны за него наши предки. Преступления советского режима также представляют большое интерес для образованной элиты Австрии. С другой стороны, о Голодоморе практически ничего не знают. Это связано скорее не с отсутствием интереса со стороны австрийцев, а с отсутствием международного признания.
Большинство украинцев одновременно удивлены и поддерживают мою инициативу, в особенности когда узнают, что у меня нет украинских корней. Нередко, однако, я также сталкиваюсь с пассивностью, отсутствием интереса, подозрением и неприятием со стороны украинцев. Также огорчают обещания помочь, которые не выполняются. В результате таких вещей завершение проекта было отсрочено, моя вера в Украину пошатнулась, а мотивацию надо постоянно подкреплять. Отсутствие интереса со стороны россиян, которые имеют дело со множеством преступлений коммунистического режима в своей стране, никогда меня не деморализовало.
- Как вы думаете, как ваша симфония повлияет на украинскую публику, и не только на нее?
- Если моя работа побудит украинцев, русских и международное сообщество сильнее заинтересоваться Голодомором – мирным, объединяющим и либеральным, а не гипернационалистским образом, я буду считать это своим большим успехом.
- Как вы считаете, украинцы и международное сообщество должным образом чтят память жертв Голодомора?
- С точки зрения исторически сознательного человека, верящего в справедливость, незнание мирового сообщества о Голодоморе – также бесславно, как то, что мир свыкся со многими другими геноцидами: Конго, 1886–1908; Армения, 1915; Советский Союз, 1917–1989; Алжир, 1954–1962; Китай, 1958–1969; Камбоджа, 1975–1979; Эфиопия, 1975–1978; Руанда, 1994; Дарфур, 2008. И это не считая многих до сих пор непризнанных фактов геноцида со стороны колониальных держав.
Мировому осмыслению Голодомора может посодействовать, если Украина будет оказывать постоянное давление по этому вопросу (как это делает Польша в отношении Катынского расстрела) и способствовать адекватному осмыслению вопроса внутри страны. Таким образом Украина послужит примером России и международному сообществу.
Однако мой опыт показывает, что удивительно много украинцев избегают этой темы – то ли от досады на историю и политику, то ли от страха перед правдой и болью, которую она приносит, то ли по более банальным соображениям. В результате Голодомор вызывает бесплодные споры как между русскими и украинцами, так и среди самих украинцев. Стоит ли говорить, что споры эти отвлекают внимание от самого факта - погибли миллионы невинных людей.
- Почему вы думаете, что осмысление Голодомора имеет большое значение для развития Украины?
- Меня интересует как история, так и ее видимые и невидимые последствия для сегодняшней Украины. Голодомор и весь период репрессий со стороны русских и украинских коммунистов разворотили украинский дух. Вследствие многих лет осуждения, отрицания и вынужденного молчания эта рана так и не исцелилась.
Однако осмысление коммунистического правления на Украине не должно просто фокусироваться на истории, миллионах жертв или осуждении виновных. Самый важный шаг для Украины – диагностировать психологические, социальные, экономические и политические последствия коммунизма и Голодомора. Если, как пишет Дж. Уилмс (J. Willms), нация состоит из «богатой памяти, с одной стороны, и желания делиться полученным наследием – с другой», и если для народов «общий опыт боли - более решающий, чем радостные воспоминания», Украина не может стать полноценной нацией, пока не осознает болезненный опыт Голодомора.
Насколько глубоки раны украинского народа, если в течение десятилетий украинцы были вынуждены подчиняться воле государства и интегрировать страх и подозрения в свою повседневную жизнь? Достиг ли этот народ точки, на которой он больше не мог отличать правду от обмана, справедливость от несправедливости, друга от врага? Не впал ли этот народ в перманентную летаргию и малодушие и не стал ли славить своих мучителей? Не передается ли такое поведение от поколения к поколению?
Здесь есть разительные параллели со Стокгольмским синдромом, при котором жертвы, движимые инстинктом самосохранения, развивают положительные отношения со своими мучителями. Такое происходит и с народами в деспотичных государствах. К сожалению, народ, страдающий от такого синдрома, вряд ли способен легко или быстро изменить авторитарные структуры.
- Как вы планируете продвигать симфонию?
- Я бы хотел, чтобы она стала частью более крупного проекта по Голодомору с участием многих других представителей искусства, медиа-событий и культурных мероприятий. К сожалению, я еще не встретил того, кто захотел бы осуществить такой амбициозный план.
Кстати, могу предположить, что могло бы стимулировать международное осознание Голодомора: голодовка в течение нескольких дней перед такими международными институтами как ООН, ЮНЕСКО, Европейский суд по правам человека (просто представьте себе величайшую голодовку всех времен, объединяющую тысячи украинцев во время фестиваля украинской народной музыки!); флэшмобы, международные конкурсы по сценариям для фильмов, музыке, изобразительному искусству и пьесам о Голодоморе; продвижение темы Голодомора в качестве темы для диссертаций в европейских университетах, создание Мирного оркестра из музыкантов из бывших советских республик.
- Хотите что-то сказать украинцам?
- Прошло 22 года с тех пор, как Украина обрела независимость. Настала пора для мирного высказывания против косных социальных, экономических и политических структур. Всем сердцем желаю, чтобы украинцы наконец обрели уверенность в своей способности действовать независимо. Как писал Эдмунд Берк (Edmund Burke), «для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Да по всему СССР голодомор был, не только на Украине. Джугашвиля нахозяйствовал, что, как пел тогда народ:" ни коровки на загоне, ни барашка на дворе, потонула в самогоне вся РСФСРе". Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| 0 Квазя, покормить тебя что-ли Итак цитата массовом голоде 1932-33 годов, который повлек за собой смерть порядка 3-4 миллионов украинцев Это количество умерших всего, если брать предыдущие и последующие годы, то ежегодная смертность в УССР была порядка 1.6 милиона в год, сейчас эта смертность еще выше. А теперь внимание вопрос, а был ли голодомор? 
| 0 А коз называли "сталинская корова", из-за огромных налогов на крестьян при Сталине скотину держать было невыгодно. 
| 0 "Налоги на крестьян" - это нечто новое Были налоги, направленные на стимулирование коллективного хозяйствования, кооперации, как более эффективной формы хозяйствования. Вполне экономическая , я бы даже сказал, практически рыночная форма стимулирования развития агросектора. При этом при Сталине дефицита мяса в стране не было... 
| 0 Да по всему СССР голодомор был... ... а также в Польше, в Бесарабии, на Западэнщине... Дотянулся проклятый Сталин! 
| 0 И даже у японцев,- они вообще ели пленных и друг друга, пока их самих не пленили. Правда многие считают, что пленных они ели не столько от голода, сколько для разнообразия рациона, но сами японцы считали, что это своих они ели от голода, а американцев с малазийцами можно и не считать, мол не та раса,- животные? чего о них вспоминать то? 
| 0 Квазям,Резунам и Шиловым �Я впервые заинтересовался темой предпринимательства в сталинские времена, когда просматривал многотомное издание документов НКВД периода Великой Отечественной войны. Там был представлен рапорт старшего майора (было такое звание) НКВД о состоянии дел на заводе, выпускающем артиллерийские снаряды. Рапорт чисто статистический, столько-то тысяч готовых снарядов на складах, столько-то тысяч — в процессе производства, материалов для производства снарядов — столько-то, на такой-то период работы. Все понятно, рутинно, но неожиданным было то, кому принадлежит производство — производственной артели! А ведь речь шла о выпуске десятков тысяч снарядов, мощном производстве! … после прочтения этого рапорта начал интересоваться и старался понять — а каким же оно было, советское, сталинское предпринимательство, артельное производство? Первым делом вспомнилось — по прочитанным мемуарам оружейников-конструкторов и производственников — что в осаждённом Ленинграде, например, знаменитые автоматы Судаева (ППС) делались в артелях. А это значит, что артели располагали машинным парком, станками и прессами, сварочным оборудованием, достаточно высокой технологией. Потом начал искать сведения об артелях — и узнал удивительные вещи. Оказалось, что при Сталине предпринимательство — в форме производственных и промысловых артелей — всячески и всемерно поддерживалось. Уже в первой пятилетке был запланирован рост численности членов артелей в 2,6 раза. В самом начале 1941 года Совнарком и ЦК ВКП(б) специальным постановлением �дали по рукам� ретивым начальникам, вмешивающимся в деятельность артелей, подчеркнули обязательную выборность руководства промкооперацией на всех уровнях, на два года предприятия освобождались от большинства налогов и госконтроля над розничным ценообразованием – единственным и обязательным условием было то, что розничные цены не должны были превышать государственные на аналогичную продукцию больше, чем на 10-13 % (и это при том, что госпредприятия находились в более сложных условиях: льгот у них не было). А чтобы у чиновников соблазна �прижать� артельщиков не было, государство определило и цены, по которым для артелей предоставлялось сырье, оборудование, места на складах, транспорт, торговые объекты: коррупция была в принципе невозможна. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 1941-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны… В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей. Я читал воспоминания своего ровесника об отце, руководителе крупной и успешной артели, коммунисте, фронтовике. Ему поручили организовать артель в небольшом поселке, где он жил. Он съездил в райцентр, за день решил все оргвопросы и вернулся домой с несколькими листками документов и печатью новорожденной артели. Вот так, без волокиты и проволочек решались при Сталине вопросы создания нового предприятия. Потом начал собирать друзей-знакомых, решать, что и как будут делать. Оказалось, что у одного есть телега с лошадью — он стал �начальником транспортного цеха�. Другой раскопал под развалинами сатуратор — устройство для газирования воды — и собственноручно отремонтировал. Третий мог предоставить в распоряжение артели помещение у себя во дворе. Вот так, с миру по нитке, начинали производство лимонада. Обсудили, договорились о производстве, сбыте, распределении паев — в соответствии со вкладом в общее дело и квалификацией — и приступили к работе. И пошло дело. Через некоторое время леденцы начали делать, потом колбасу, потом консервы научились выпускать — артель росла и развивалась. А через несколько лет её председатель и орденом за ударный труд был награжден, и на районной доске почета красовался — оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почетен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка �…или член артели промысловой кооперации�. …В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья. И артели производили не только простейшие, но такие необходимые в быту вещи — в послевоенные годы в российской глубинке до 40 % всех предметов, находящихся в доме (посуда, обувь, мебель и т.д.) было сделано артельщиками. Первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) выпускала ленинградская артель �Прогресс-Радио�. …Ленинградская артель �Столяр-строитель�, начав в 1923 году с саней, колес, хомутов и гробов, к 1955 году меняет название на �Радист� — у неё уже крупное производство мебели и радиооборудования. Якутская артель �Металлист�, созданная в 1941 году, к середине 50-х располагала мощной заводской производственной базой. Вологодская артель �Красный партизан�, начав производство смолы-живицы в 1934 году, к тому же времени производила ее три с половиной тысячи тонн, став крупным производством. Гатчинская артель �Юпитер�, с 1924 года выпускавшая галантерейную мелочь, в 1944-м, сразу после освобождения Гатчины делала остро необходимые в разрушенном городе гвозди, замки, фонари, лопаты, к началу 1950-х выпускала алюминиевую посуду, стиральные машины, сверлильные станки и прессы. И таких примеров успеха — десятки тысяч. …В 1956 году он (имеется ввиду Н. С. Хрущёв: наше пояснение при цитировании) постановил к 1960-му полностью передать государству все артельные предприятия — исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией. Разгром артельного предпринимательства был жестоким и несправедливым. Упомянутый выше �Радист� стал госзаводом. �Металлист� — Ремонтно-механическим заводом. �Красный партизан� — Канифольным заводом. �Юпитер� превратился в государственный завод �Буревестник�. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности за символическую плату. 
| 0 Поздравляю, тема "Тов.Сталин - организатор и вдохновитель процветающего предпринимательства" раскрыта, премия шнобеля однозначно. Кстати, сталинисты, почему у вас своих премий нет им.Джугашвили за выдающиеся открытия в области сталинизма? Жаба душит скинуться? 
| 0 продвижение темы Голодомора в качестве темы для диссертаций В древности любую тему продвигали посредством театрализованных постановок для простого люда. Чем скабрезнее была постановка, тем лучше зомбировался простой люд. Например, если добавить к теме голодомора голую грудь или чекиста с плеткой (элементы БДСМ приветствуются), то диссертация может стать популярнее. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0
вы немного опоздали..памятник "советсикий солдат - зверски насилующий беременную от немецкого солдата-освободителя" уже есть svit24.net/culture/54-culture/89947-pamjatnyk-sovetskomu-soldatu-nasylnyku-postavyly-v-polshe 
| 0 Конго, 1886–1908; Армения, 1915; Советский Союз, 1917–1989; Алжир, 1954–1962; Китай, 1958–1969; Камбоджа, 1975–1979; Эфиопия, 1975–1978; Руанда, 1994; Дарфур, 2008. Я что-то пропустил , а где геноцид евреев , циган и населения СССР? Автор не забыл как доблестные союзнички фашистской Германии австрийцы резали мирное население. 
| 0 Ничего так симфония в стиле боевого гопака выдержана? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 В этом стиле лучше сочинить эпическую сагу О том, как будущие "Жертвы Голодомора", годом двумя ранее, с энтузиазмом высылали своих односельчан в Северный Казахстан (в Южную Сибирь), среди зимы, с маленькими детьми на руках (как моих деда и бабушку) не дав взять ни сельхозинвентарь, ни запас продуктов. А их имущество делили между собой. А потом, практически прекратили снабжать города, потому что с уходом с рынка кулаков цена на продукцию сельского хозяйства выросла, и стало выгодно меньше работать. 
| 0 Дедуля всея Руси доведет и не до такого. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Сама не твоя:Дедуля всея Руси Инвест бабуля,все еще не выспалась? 
| 0 Чё-та личное к "дедуле"? Чё-та цепляет? Последние ваши посты только о "дедуле"...Сама ничья..... Комплексы...комплексы..комплексы.. 
| 0 Я решил написать симфонию о Голодоморе прошу жертв хохломора ответить на следующие вопросы: - кто ответит за подделку документов о голодоморе, когда фотографии американских голодающих конца двадцатых выдавались за фотки хохлов, когда в книгу памяти голодомора вписывались живые и умершие в 50х годах? - кто вообще может рассказать, дело о фальсификациях возбуждалось? - каково отношение хохлов к хохлам, давашим встречные планы по увеличению продразверстки и раскулачиванию? - голов в поволжье - тоже голодомор или укры лезут на делянку "богоизбранных? что это вообще за нация такая - терпилы пожизненные? 
| 0 Хохломор)) До сих пор поражаюсь, как хохлы, чьи далекие предки пасли динозавров, могли позволить устроить у себя хохломор? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Хохлочмор) Типа а, а. Кто твой мастер) 
| 0 на очереди рок-опера оперетта... Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 Водевиль Ах, холхломор, хохломор, хохломор Музыка, песни, интриги и танцы, Пусть простоват и наивен он был, Пусть он таким и остался.... 
| 0 Ну это уже глупость. Не надо опускаться до их уровня. И не забывайте, что украинцы это русские, только они зомбированы поляками и прочими еврогейцами. 
| 0 рок-опера...оперетта...балет...водевиль... Нынче в почете мюзиклы типа "Хохломор де Пари" или что-то в этом роде, с обязательным показательным хохломором зрителей в зале (привлечь спецслужбы России, у них опыт есть). 
| 0 Очень, очень соевгеменное и нужное пгоизведение. Надеюсь, что Европа послушает эту великую музыку, проникнется к нам жалостью, после чего пошлёт Греков на хрен. 
| 0 А чего ж симфонию, надо оперу - пока напишет, пока то-се, выйдут из кровавых застенков пуськи - вот тебе и примы на главные партии. А, если дать им развернуться, то очень современная получится опера!
Показать новые комментарии (0)saturn2w
Suxar
Шилов
A5
Чайников
N99
Рожденный в СССР!!!
Шилов
FuckleberryFinn
ДНК79
spoiler
A5
Сама не твоя
Хренаce
Скутер
cтарый_эльф
Опечаленный бурундук
FuckleberryFinn
chubola
spoiler
chubola
dozator
Бердичев
Прасковья Иванова
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)