Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От ЗАГСа до могилы: как регламентируется жизнь таджика

© РИА Новости Марина Маковецкая / Перейти в фотобанкПарикмахер делает невесте прическу в свадебном салоне города Душанбе в Таджикистане
Парикмахер делает невесте прическу в свадебном салоне города Душанбе в Таджикистане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подготовка к свадебным торжествам детей во многих таджикских семьях начинается задолго до самой свадьбы, нередко сразу после рождения детей. Несмотря на то, что экономическая ситуация сегодня очень сильно влияет на стоимость подарков и размах торжества, жители страны стараются соблюсти основные традиции и правила проведения свадебных мероприятий.

Приготовления к свадебным торжествам детей во многих таджикских семьях начинаются задолго до самой свадьбы, нередко сразу после рождения детей.

С этого времени родители, беспокоясь о самом счастливом и долгожданном дне, начинают собирать приданое для дочери и думать о калыме для сына.

Несмотря на то, что экономическая ситуация сегодня очень сильно влияет на стоимость подарков и размах торжества, жители страны стараются соблюсти основные традиции и правила проведения свадебных мероприятий.

При этом в Таджикистане все больше появляется пар, чьи родители договариваются об отказе от калыма — некогда обязательного условия проведения свадьбы, а в городах стороны отказываются от выкупа.
Спрос на приданое

Почитатели национальных традиций уверены, что старинное наследие несет в себе практическую пользу, а потому актуально и сегодня. По их мнению, вступающие в самостоятельную жизнь молодые пары благодаря приготовлениям взрослых менее зависимы от обстоятельств и более подготовлены к реальным будням.

Противники проведения пышных торжеств считают, что свадебные расходы становятся обременительной ношей, из-за которых таджики, стремясь провести торжества с размахом, залезают в долги и уезжают на заработки.

По словам современных свах, выкуп за невесту и ее приданое необходимы для создания материальной базы для молодой семьи.

Жительница города Куляб на юге Таджикистана Бибигуль Мирова, мать трех дочерей, приданое для детей приобретает уже сейчас.

«Я стараюсь дарить своим дочерям на их дни рождения золотые украшения, которые станут потом частью приданого. Многие семьи сейчас приобретают украшения на средства, которые приносит жених в качестве выкупа невесте. Золото — показатель состоятельности. Это повышает статус невесты и ее семьи», — рассказывает Бибигуль Мирова.

«Ведь свекрови бывают разные, — продолжает Бибигуль, — в том числе и такие, которые могут потом попрекнуть девушку, если родители собрали ей мало приданого. Оно бывает разным, покупают бытовую технику, дорогую посуду, мебель, постельное белье. Все это потом невеста отвозит в дом жениха».

Нередко главным критерием выбора будущей жены становится богатое приданое. Чем оно больше, тем выше «спрос» на невесту, и, соответственно, больше претендентов на ее руку и сердце.

«Отсутствие приданого, скромность подарков или размер подношений может стать причиной скандалов. Сейчас женихи выбирают богатых невест. Состоятельность помогает в будущем пережить экономические неурядицы», — поясняет профессиональная сваха Ойти Хакимова, жительница города Худжанда.

И приводит пример: мужчина не может себе найти работу, а невеста пришла в дом состоятельная, да еще и работящая.

«Нередки случаи, когда мужчины безработные сидят, а жены работают. Но, конечно, все индивидуально, но традиции очень давят на людей, есть много ненужных условностей. К сожалению, сейчас ищут не женщину и хозяйку, а приводят в дом помощницу, служанку», — говорит Хакимова.

С ней согласна и жительница Душанбе Зарина Хушвахтова, видя в национальных традициях, регламентирующих вопросы калыма и приданого, «нечто унизительное для женщины»: «Муж, выкупая невесту, приводит в дом не любимую жену, а служанку и домработницу, которая обязана отработать потраченные на нее средства», — говорит Хушвахтова.

Женщина уверена, что «давние обычаи, которые имели смысл много веков назад, сегодня утратили его. Если у родителей и родственников молодоженов есть возможность помочь молодой семье, это хорошо, но при этом не должно возникать обязательства отработать, вернуть долг».

Против проведения пышных торжеств не раз выступали таджикские власти и духовенство. Запрещали, просили, но результатов это не принесло.

В качестве выкупа за невесту приносят отрезы для платьев, одежду, постельное белье, драгоценности, а также продукты питания, которые затем используются на свадебных мероприятиях в доме невесты.


Согласно традиции, приданое невесты выставляется на всеобщее обозрение, чтобы гости увидели ценности, которые получили жених и невеста после свадьбы.

У девушек, не имеющих богатого приданого, меньше возможностей для выбора женихов и немного шансов выйти замуж.
Торжества с размахом

В разных регионах Таджикистана традиционные свадьбы сильно различаются между собой.

На севере страны к исполнению всех принятых норм относятся более внимательно, на востоке и юге требования намного демократичнее.

«Калым и выкуп, как необходимое условие свадьбы, сохранены, но даются и собираются они исключительно как помощь детям для будущей жизни. Во время сватовства стороны договариваются о сумме расходов, взаимопомощи и размере выкупа за невесту», — говорит Улфат Мамадшоева, жительница города Хорог, областного центра Горно-Бадахшанской автономной области.

По ее словам, родители молодоженов стараются избегать излишеств и дополнительных трат. Все делается по обоюдному согласию и во внимание принимаются экономические показатели семей брачующихся.

Редкие семьи отказываются от выкупа и приданого для невесты. Размеры негласных выплат составляют от 1000 до 5000 долларов и больше, в зависимости от благосостояния конкретной семьи.

Основные затраты на проведение всех традиционных семейных обрядов — свадьбы, поминок или обрезания — ложатся на мужчину. Их проведение строго обязательно. Даже наименее затратное из этих мероприятий обойдется в 1000 долларов.
Упорядочивающий траты закон

По мнению психологов, проблема кроется в национальном таджикском характере. Мужчина в сознании таджиков — добытчик. А тут он не может не то что достойно обеспечить семью, а элементарно заработать на хлеб.

«Время вносит свои корректировки в национальные обычаи. Теперь многое зависит от финансовых возможностей семьи. Но провести церемонию „как надо“ считают своим долгом все, иначе засмеют, и на тебя будут показывать пальцем. Люди боятся и стесняются общественного мнения, залезают в долг, уезжают в многолетнюю миграцию, но свадьбу проводят хорошо. Все понимают, что это неправильно, но открыто выразить свое несогласие или поступить иначе не решаются», — полагает Ниссо Саидова, жительница Хатлонской области.

Между тем, таджикские власти несколько лет назад приняли закон об упорядочении национальных обычаев, торжеств и обрядов. В новом законе строго расписаны правила и требования для тех, кому предстоит сыграть свадьбу или провести ритуальные обряды.

Власти настоятельно рекомендует согражданам сократить расходы на проведение религиозных обрядов и свадеб и поделить свадебные траты между семьями жениха и невесты.

До принятия нового закона, по данным комитета по делам религии Таджикистана, жители страны тратили на проведение семейных торжеств до 1 миллиона долларов, при том, что около 50% таджикистанцев, по официальным данным, живут за чертой бедности.

Свадьба в кредит


Закон регламентирует также время проведения торжеств, число приглашенных гостей, количество угощений и сами торжества.

Полностью отменены смотрины, девичники и мальчишники, а также распространенные в Таджикистане поминальные встречи через 20 дней, каждый четверг и другие подобные мероприятия.

«В целом за 8 лет действия этого закона было проведено более 1 миллиона 175 тысяч свадеб и обрядов, на которые жители потратили 3 575 149 таджикских сомони (около 571 млн долларов). Таким образом благодаря введенным ограничениям удалось сэкономить более 13 млрд сомони (более 2 млрд долларов)», — сказал Русской службе Би-би-си Афшин Муким, пресс-секретарь комитета по делам религии Таджикистана.

Дискуссия вокруг размера свадебных расходов в пору экономического кризиса, когда одни призывают уменьшить траты, а другие выступают за сохранение национальных традиций предков, продолжается в обществе и сегодня.

В последние годы в таджикском обществе очень сильно возросло влияние ислама, который также обязывает выплачивать выкуп за невесту.

«Мне пришлось самому зарабатывать деньги на свадьбу. Пришлось уехать на заработки в Россию, где я проработал около пяти лет. Вернулся домой, сыграл свадьбу, но заработанных денег не хватило, пришлось взять кредит в банке. И вот теперь через месяц после свадьбы я снова уеду на заработки, кредит-то надо возвращать. Можно было обойтись без многих вещей, но мне очень не хотелось обижать родителей, которые хотели провести свадьбу с учетом всех старых и новых традиций», — рассказывает Камол Рашидов, житель Душанбе.