Мытищи, Россия – Это был поздний вечер понедельника в вытрезвителе московского пригорода, но с тем же успехом это могло бы происходить в любое время любого дня в любом подобном заведении этой страны. Людей привели бы. Их всегда приводят. Такова губительная страсть россиян к бутылке – настоящее испытание для нового государственного курса, в рамках которого ее пытаются обуздать.

Первым в сопровождении сотрудников милиции в помещение вошел строитель Дамир  Аскерханов, заявивший, что он устроил себе кутеж с пивом и водкой, – «Это же мой собственный праздник!», - прежде чем его обнаружили на холоде, едва держащимся на ногах. Ему двадцать три и он признался, что в последнее время его уже дважды задерживали в состоянии алкогольного опьянения. «Только я был еще пьянее», - объяснил он.

Следом прибыл тридцатишестилетний Сергей Юровский, который обучается на государственного служащего. Он что-то невнятно бормотал и безуспешно пытался выпутаться из свитера, когда его попросили снять одежду для короткого медицинского осмотра. После того, как его отвели в помещение, где он мог бы проспаться и протрезветь, появились милиционеры с Ларисой Лобачевой, пятидесяти трех лет от роду. Ее волосы были в грязи после падения.

«И вот все время так, - заявил инспектор Игорь Полудницын, уже семь лет заведующий вытрезвителем. - Это наше национальное бедствие».

В последнее время российский президент Дмитрий Медведев не раз озвучивал это мнение, заявляя, что правительство должно что-то предпринять в связи с закрепившимся за страной статусом мирового лидера по потреблению алкоголя.

В этом году Кремль уже одержал победу в борьбе с одним из пороков – азартными играми в казино, которые были практически полностью запрещены в июле. Однако потребление алкоголя – и в особенности водки – это уже совершенно другое дело. На нем держится вся российская жизнь. Это и излюбленная социальная смазка*, и доступное средство бегства от повседневных трудностей.

Президент Медведев пытается ужесточить наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним, а также жестко взяться за пиво, которое стало весьма популярным напитком среди молодежи. Продажи пива в киосках будут запрещены, также как и большие емкости для пива. Вероятно, правительство попытается получить больший контроль над рынком водки, которая до сих пор остается самым распространенным алкогольным напитком.

Однако его плану предшествует длинная цепь неудачных антиалкогольных кампаний, тянущаяся на протяжении веков. Самой известная из них была развернута последним советским лидером Михаилом Горбачевым, который в середине восьмидесятых годов двадцатого века приказал очистить полки магазинов от водки и вырубить исторические виноградники. Поначалу эти меры были успешными, поскольку привели к определенному периоду воздержанию во всенародных масштабах, в результате чего даже увеличилась средняя продолжительность жизни.

Но они также вызвали резкую негативную реакцию общественности, которая пошатнула позиции Горбачева и коммунистической партии, и в конечном итоге он пошел на уступки.

В последние годы, когда Россия оправилась и стала активнее взаимодействовать с остальным миром, алкоголь стал помехой для ее развития. Иностранные компании, которые ведут деятельность в этой стране, очень хорошо осведомлены о цене злоупотребления алкоголем, поскольку им приходится бороться с низкой продуктивностью.

Россияне потребляют приблизительно 4,75 галлона (18 литров) чистого спирта на человека в год, что более чем в два раза превышает уровень, признанный Всемирной организацией здравоохранения критически опасным для здоровья. Показатель потребления алкоголя в США составляет около 2,3 галлонов (8,7 литров).

Стране будет непросто решить проблему демографического кризиса, - по прогнозам к 2050 году численность населения упадет почти на 20 процентов, - если она не начнет борьбу со своей алкогольной проблемой. Сейчас средняя положительность жизни мужчин в России составляет 60 лет, и отчасти алкоголизм тому виной.

По данным отчета, опубликованного в этом году в лондонском медицинском журнале «Ланцет» (The Lancet), исследователи, изучавшие уровень смертности в трех промышленных городах Сибири в девяностых годах прошлого века, обнаружили, что за несколько лет алкоголь стал причиной более чем половины всех смертей в возрастной группе от 15 до 24 лет. Зачастую смерть наступала в результате несчастного случая, насилия или алкогольного отравления.

Общественная палата, консультативный орган Кремля, заявила, что ежегодно в России приблизительно 500 тысяч людей умирает от причин, напрямую связанных с употреблением алкоголя или усугубленных им.

«И сколько бы люди не говорили, что это слишком глубоко укоренилось в нашей культуре, что в России бороться с алкоголизмом практически невозможно, мы должны признать, что другие страны, и вы сами знаете какие, добились успеха в решении этих вопросов», - заявил Медведев в августе.

Несколько специалистов выразили сомнение в том, что правительство добьется значимых результатов, если антиалкогольная программа не будет радикальным образом ужесточена. По их словам, самым важным шагом было бы значительно поднять цены на водку с помощью более высоких сборов и закрытия нелегальных производителей алкогольной продукции. Сейчас полулитровая бутылка водки стоит всего лишь каких-то 2 доллара (чуть меньше 60 рублей).

Они отметили, что в других странах - например, Франции - люди очень много пьют, но потребляют в основном вино и пиво, которые считаются менее вредными. В России же проблему представляют крепкие напитки.

По словам инспектора Полудницына, очевидно, что в Мытищах, население которых составляет 170 тысяч человек, необходимы более значительные ограничения. В вытрезвитель обычно попадают около дюжины людей в день, а в выходные и дни выдачи зарплаты – куда больше.

«Это не та борьба, которую можно вести в течение одного единственного года, - считает он. – Она должна вестись годами, десятилетиями».

Потребление алкоголя резко возросло после распада Советского Союза в 1991 году, хотя в последние годы на улицах стало видно не так много сильно пьяных людей - отчасти благодаря тому, что милиция стала быстрее устранять их с улиц.

Один из ведущих российских специалистов в области алкогольных проблем доктор медицинских наук Александр Немцов, работающий в Московском научно-исследовательском институте психиатрии, заявил, что почти ничего не изменится, если Кремль не займется пресечением деятельности нелегальных производителей алкогольной продукции, которые производят более половины потребляемой в стране водки и обычно находятся под защитой коррумпированных чиновников.

«Правительство не хочет лишать бедняков дешевой водки, поскольку им удобнее, когда люди пьяны, - утверждает доктор Немцов. - Вы, вероятно, знаете о словах Екатерины Великой, что пьяным народом править легче. Вот где корни зла».

По его словам, ограничивать продажи пива будет довольно глупо. Учитывая, что люди едва ли полностью откажутся от алкоголя, поясняет он, разве не предпочтительней для правительства, чтобы они пили пиво?

Депутат Государственный думы от правящей партии Виктор Звагельский не согласился с этим мнением, заявив, что молодые люди, начавшие с пива, впоследствии перейдут к водке.

Он считает, что поддержка Медведева и премьер-министра Владимира В. Путина поможет побороть сопротивление производителей алкогольной продукции введению больших ограничений.

По его мнению, пивные компании, многие из которых находятся в собственности иностранных конгломератов, годами блокировали попытки Государственной думы добиться применения к пиву тех же ограничений, что и к водке – например, ограничения на рекламу или время и место продажи.

«Лоббирование производителями пивной продукции было очень сильно», - рассказывает он.

На примере вытрезвителя в Мытищах было очевидно, что существующие методы борьбы с этой проблемой устарели. После того, как задержанные протрезвели, все данные о них были внесены в соответствующие документы, и им сообщили, что прежде чем их освободят, им придется заплатить штраф.

Сумма штрафа составляла 100 рублей, то есть 3 с половиной доллара - такой она остается еще с советских времен.

 

* «социальная смазка» или «социальный любрикант» (англ. social lubricant) – любое вещество, чаще всего легальное, которое позволяет облегчить общение и настроить на него собеседника или собеседников, помогает влиться в группу людей, а возможно и снять дискомфорт и неловкость в процессе коммуникации. В большинстве случаев используется для обозначения какой-либо жидкости, потребляемой в процессе общения: алкоголя, реже - чая или кофе. Чаще всего употребляется как эвфемизм водки или других крепких алкогольных напитков. – прим. перев.