Ослепленные революцией в России. Да, ослепленные и вовсе не в переносном смысле этого слова. На выставке в Доме иконы в Москве можно увидеть лики Мадонны и Иисуса. Иконы нашли свое пристанище в этом затерянном уголке столицы, который не изменился с течением времени и устоял перед разрушительной силой большевиков. Рядом с Домом иконы находится красивый особняк в стиле либерти, который Максим Горький выбрал в качестве далеко не скромного жилища, когда вернулся на родину. Напротив расположена Церковь Вознесения, где венчался поэт Александр Пушкин. Экспозиция представляет собой 200 тыс. икон, для образцов христианского искусства отведен целый зал. Здесь представлены  редкие экземпляры из различных музеев и реставрационных лабораторий, среди которых одна икона из египетского оазиса Эль-Фаюм. Иконы принадлежат Московской и Новгородской школам, но есть также образцы иконописи из более отдаленных регионов. Каждый, кто хочет насладиться видом икон, посмотреть как их реставрируют, понять их роль в жизни и культуре России, может бесплатно посетить удивительный Дом иконы, который открылся буквально в этом году.
 
Однако на этой неделе, в середине одного из четырех залов, появились иконы, оскверненные коммунистами. Большой портрет Мадонны с выколотыми глазами и изуродованный советским символом пятиконечной звезды, лик Христа, изображенный на ступеньке, по которой годами ходили ногами, фрагмент сцены Страшного суда, десятилетиями служивший перегородкой в конюшне, разорванная на четыре части большая икона св. Петра, которую таким образом пытался спасти один эмигрант.  

Эти свидетельства ненависти большевиков к иконописи дополняет собрание листовок в духе воинствующего атеизма с приглашением посетить лекции, где будет доказано, что бог не существует. (Cлово «бог» строго пишется с маленькой буквы). Листовки также приглашают принять участие в массовом сожжении икон. В день открытия выставки, чтобы придать ей большую достоверность, молодые люди, переодетые в беспризорников (этот социальный феномен возник в СССР и существует до сих пор. В 1922 году насчитывалось 7 миллионов беспризорников, сейчас их количество равно где-то двум миллионам) раздавали листовки  с подобными свидетельствами победы большевиков над церковью. Этими действиями они хотели показать, что беспризорников, лишившихся семей, было легко завербовать в Союз воинствующих безбожников, который в 1930 году насчитывал уже 5,7 миллиона членов.

В углу выставочного зала без перерыва показывают подборку видеосъемок, сделанных советскими коммунистами в 20-е – 30-е годы. Это было время, когда, добившись относительной стабильности, советская власть, то есть Ленин, издала декрет о конфискации церковного имущества (1922 г.) и с того момента начались акции воинствующего атеизма. Разрушенные церкви, колокола, низвергнутые  на глазах у ликующей толпы, сожженные монастыри, издевательские пародии на христианские ритуалы в исполнении  переодетых священников, старательно уничтоженные барельефы, советские граждане, избавляющиеся от домашних икон, которые годами хранились у них дома, в почетном уголке. Не сказать, чтобы первые послереволюционные годы были для церкви благоприятными. Троице-Сергиева Лавра, духовный центр России, была передана государству уже 1918 году, а 4 октября 1919 года был издан декрет о передаче бывшего монастыря «угнетенному рабочему народу». Однако, лишь после 1922 года процесс уничтожения уцелевшего религиозного наследия достиг действительно серьезных масштабов.

В следующем выставочном зале представлены две прекрасных хоругви с иконами, датированные началом 20-го века, которые привезли из собора в Царском селе, императорской резиденции недалеко от Санкт-Петербурга. Это все, что осталось от грандиозного иконостаса, который приказал сделать последний царь, Николай II, в честь празднования трехсотлетия правления династии Романовых. Эти иконы удалось спасти от  большевиков, так как в тридцатые годы их обменяли на зерно. Сейчас они снова в России, но они стоят дорого и не известно, удастся ли найти средства, чтобы их снова выкупить – сказала мне одна из кураторов выставки.  Своими актами вандализма, советская власть уничтожила христианские основы российской действительности – считает коллекционер Александр Сергеев. Он уже несколько лет, по совету покойного патриарха Алексея  II, проводит исследования  и собирает свидетельства антирелигиозных действий большевиков.

Пожилая пара, пришедшая на выставку вместе со мной, обращается к куратору с просьбой объяснить, что символизирует одна из икон. Если у кого-то еще оставались сомнения, выставочная коллекция призвана развенчать миф о том, что коммунисты уважали искусство и народные традиции. Ослепленные революцией, они убивали священников, монахов и епископов. В публикации русской православной церкви в изгнании в Сербии говорится о том, что в 1924 году количество жертв большевистского насилия среди религиозных людей и церковнослужителей составляло 8110 человек. Затем настала очередь монастырей, колоколов и икон.