Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На фоне WikiLeaks: имидж России за рубежом

© коллаж ИноСМИроссия и ее сферы влияния
россия и ее сферы влияния
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе, раз уж все вокруг обсуждают WikiLeaks, мы поговорим об имидже. «Вы не думаете, - спрашивали меня многие, - что эти жуткие пьесы о наркоманах, алкоголиках и нелепых неудачниках написаны специально, чтобы испортить имидж России за рубежом? Чтобы оправдать дурное мнение о России, существующее на Западе?»

На этой неделе, раз уж все вокруг обсуждают WikiLeaks, мы поговорим об имидже.

Бэтмен и Робин, мафиозное государство с альфа-самцом во главе и так далее. Если вам нужно лезть в Google, чтобы понять, о чем все это, значит, вы не следите не только за историей WikiLeaks, но и за происходящим в России. В таком случае интересно, зачем вы читаете эту заметку?

Впрочем, давайте на минуту отвлечемся от этой темы. Через день-другой после того, как началась шумиха, связанная с WikiLeaks, я провожал родителей моей жены на поезде в Домодедово. По дороге в аэропорт за окном не попадается ничего интересного – особенно для того, кто уже десяток раз прокатился по этому маршруту, - и мне оставалось только смотреть висящий в вагоне телевизор.

В основном на его экране тоже не было ничего нового. Рычащие как львы и тигры поп-звезды привлекали внимание зрителей к исчезновению экзотических видов животных (своеобразная идея!). Затем последовал материал о достопримечательностях Баварии. Затем неизменные и абсолютно завораживающие кадры полета птиц над реками, горами и горными потоками. Наконец, после неуклюжей социальной рекламы, объясняющей зрителям, что перебегать пути перед поездом может быть опасно для здоровья, начался ролик, которого я никогда раньше не видел.

МТС, одна из самых популярных в России компаний мобильной связи, решила рассказать нам, какой у нее замечательный роуминг, и сняла для этого рекламу из трех сценок.

Сцена первая: Суматоха в африканской деревне, жители явно готовятся отразить нападение. Разумеется, это какой-то молодой русский похитил самую красивую девушку в деревне, перебросил ее через плечо и весело убегает с ней по африканской равнине.

Сцена вторая: Рим. Тот же самый молодой русский, не жалея мыла, радостно купается в историческом фонтане в Риме.

Сцена третья: Наш молодой герой нанял катер и катается на водных лыжах по венецианскому каналу. Догнав пару гондольеров, он приближается к ним, окатывает их водой и, хохоча во все горло, летит по каналу дальше.

Мораль, я полагаю, в том, что, каким бы несносным ты ни был, ты все равно можешь позвонить домой, если закажешь у МТС роуминг.

Какое это имеет отношение к WikiLeaks, спросите вы?

Как я уже заметил, мы говорим об имидже. Наверняка кто-то где-то уже рассуждал о том, как вредят имиджу России за рубежом опубликованные на прошлой неделе документы.

Однако МТС, входящая в одну из крупнейших компаний России, явно гордится тем имиджем, который она создает стране с помощью этих реклам, представляющих российского туриста, осквернителем национальных памятников и хулиганом, издевающимся над жителями тех стран, которые он посещает.

Смешно? Честно говоря, по-моему, Бэтмен и Робин смешнее.

Все это заставляет меня вспомнить фразу, которую я слышал не раз с тех самых пор, как в начале века возникла так называемая новая русская драма.
 
«Вы не думаете, - спрашивали меня многие, - что эти жуткие пьесы о наркоманах, алкоголиках и нелепых неудачниках написаны специально, чтобы испортить имидж России за рубежом? Чтобы оправдать дурное мнение о России, существующее на Западе?»

Нет. Я так не думаю. Ни в коей мере.

Напротив, это российские политики и российские бизнесмены портят имидж своей стране – вполне успешно, самостоятельно и без чужой помощи.

Для этого нужно всего лишь, скажем, бросить в тюрьму пару политических противников и продержать их за решеткой десяток-другой лет, если уж их нельзя убить (бизнесмен Михаил Ходорковский, отбывающий сейчас восьмилетний срок и ожидающий приговора по новым обвинениям, который должен прозвучать на следующей неделе, и юрист Сергей Магнитскому, которому год назад «позволили» умереть в тюрьме); не обращать внимания на убийства и избиения журналистов (Анна Политковская и Олег Кашин); увольнять избранных представителей власти и заменять их людьми из своего окружения (Сергей Собянин, которого назначили на смену бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову).

Также неплохо начать рекламную кампанию, прославляющую хулиганов.

Между тем, новые русские пьесы, поднимающие трудные вопросы, делают нечто совсем другое. Они пытаются найти духовность или, по крайней мере, материал для искусства в окружающем нас море современных проблем.

Именно этим и заняты хорошие писатели во всем мире. Именно это делала в Англии в девяностые Сара Кейн (Sarah Kane). Именно это делает сегодня в Соединенных Штатах Сьюзан-Лори Паркс (Suzan-Lori Parks).

Вспомним «Заполярную правду» Юрия Клавдиева, в которой рассказывается о группе ВИЧ-инфицированных юношей и девушек, пытающихся построить новый мир, в котором они смогут жить с достоинством, даже если это значит уйти от общества и бороться с милицией.

Вспомним «Геронтофобию» - новую пьесу Вадима Леванова, которая была представлена публике на моих глазах в сентябре на фестивале молодой драмы «Любимовка». В ней речь идет о женщине, которая убивает стариков, чтобы избавить их от страданий, пока за ней не приходит человек помоложе и не убивает ее, потому что она стала смягчаться.

Вспомним «Пьяниц» Вячеслава и Михаила Дурненковых, зарубежная премьера которых состоялась в прошлом году в Лондоне, - историю о нечистоплотных политиках, стремящихся нажить политический капитал, манипулируя ветераном чеченской войны, которого считали мертвым.

Эти пьесы не разрушают имидж России. Они делают то, что всегда входило в задачи искусства, – рассматривают трудные проблемы и пытаются их осмыслить.

Если же говорить именно о положительном образе России в мире, и о тех, кто его на самом деле поддерживает, могу отметить только, что я не раз ездил в разные страны с самыми разными российскими драматургами, и везде их встречали с симпатией и уважением, даже с почтением.

Ничего не могу сказать о политологах, политиках и бизнесменах, но я уверен в одном: когда через пару десятков лет мы будем вспоминать нынешние времена, мы увидим, что в числе лучших, наиболее достойных и запоминающихся представителей российского общества были драматурги, которые писали эти «неприятные» пьесы.