На прошлой неделе гамбургский судостроительный концерн Blohm+Voss наконец передал заказчику самую большую и самую дорогую в мире частную яхту Eclipse («Затмение»). Владелец Роман Абрамович получил её ровно на год позже, чем планировалось.
От того, что завершающая стадия работы над заказом растянулась на много месяцев, выиграли, пожалуй, только жители Гамбурга и туристы. Больше года «Затмение», стоявшее в доке или у причалов Blohm+Voss, привлекало к себе всеобщее внимание. Многочисленные экскурсионные судёнышки проходили по Эльбе как можно ближе к нему, чтобы туристы могли сфотографировать новую «игрушку» Абрамовича. А редкие выходы мега-яхты на ходовые испытания в открытое море вообще превращались в шоу, поскольку развернуться на реке судно могло только с помощью двух буксиров.
Ничего удивительного, ведь «Затмение» (162,5 м) в полтора раза длиннее стандартного футбольного поля. Оно почти на 20 м превосходит самые крупные фрегаты Бундесмарине класса Sachsen (143 м), а также известный гамбургский плавучий музей Cap San Diego. Загостившаяся яхта рисковала превратиться в один из символов Гамбурга, но на прошлой неделе в Лондоне представители Романа Абрамовича и судостроительного концерна, наконец, достигли соглашения по оплате заказа, и яхта сразу же покинула город на Эльбе.
В общей сложности судно строили более пяти лет. По первоначальному плану его должны были передать заказчику ещё в декабре прошлого года, но это стало возможным лишь сейчас. Причин задержки было много. С одной стороны, сам Абрамович по ходу работ то и дело вносил в готовый проект изменения и дополнения, которые требовали дополнительного времени и всё больше повышали стоимость Eclipse. Например, одну из двух вертолётных площадок пришлось «подвинуть» на несколько метров. Поговаривают, что даже общую длину судна увеличивали дважды, чтобы хотя бы на полметра превзойти самую большую в мире на тот момент яхту Dubai (162 м), принадлежащую премьер-министру ОАЭ, шейху Мохаммеду бен Рашиду аль-Мактуму.
С другой стороны, у судостроителей были и собственные проблемы: во время ходовых испытаний проявились весьма существенные неполадки технического плана, устранять которые надо было, естественно, за свой счёт. В частности, из-за вибрации в районе 6-й палубы (а всего их 9), где как раз находятся жилые и рабочие помещения самого владельца, пришлось менять винт. Это тоже потребовало финансовых затрат и времени.
А когда испытания Eclipse успешно завершились, заказчик и судостроители долго не могли прийти к соглашению по поводу того, какая часть проведённых работ покрывается выделенными по первоначальному договору средствами, а какая – нет. По данным Hamburger Abendblatt, за задержку заказа представители Романа Абрамовича требовали от Blohm+Voss 80 млн евро скидки. Чем именно завершились переговоры, неизвестно, но ясно одно: стороны договорились.
Раньше было принято считать, что каждый метр длины мега-яхты обходится примерно в миллион долларов, но этот стандарт явно устарел – по крайней мере, если говорить о «Затмении». Судно оценивают в 400 млн евро, причём половина этой суммы приходится на внутреннюю отделку помещений. Любимый дизайнер Абрамовича Теренс Дисдэйл (Terence Disdale) предпочитает работать с такими экзотическими материалами, как шкуры леопарда, речная галька, окаменелые от древности куски деревьев. Стены 80-метровой спальни владельца обиты кожей ската, а её потолок способен открываться, чтобы при хорошей погоде Роман Аркадьевич мог спать под звёздным небом.
Гигантская столешница гостевого ресторана выполнена из роговых пластин миллиметровой толщины, а прочие столы обиты крокодиловой кожей. Глубина воды в огромном бассейне может варьироваться за счёт подвижного дна, которое при необходимости поднимается до уровня пола, и тогда бассейн превращается в танцзал. На судне две вертолётные площадки, причём одна из них способна опускаться вместе с машиной в закрытый ангар. В четырёх других «гаражах» прячутся мини-субмарина на 12 мест, четыре прогулочных катера и два десятка скутеров-гидроциклов. «Затмение» имеет также систему предупреждения о ракетном нападении, пуленепробиваемые стёкла, защиту от проникновения аквалангистов и специальное оборудование, создающее помехи для цифровых фото- и видеокамер назойливых папарацци.
Похоже, всё это очень пригодится Абрамовичу уже будущей весной, когда он будет выдавать замуж свою дочь Анну. Роман Аркадьевич не любит излишней шумихи, поэтому свадьба состоится в присутствии всего 400 гостей на одном из самых маленьких островов Карибского моря – острове Святого Варфоломея. Журналистам будет весьма трудно проникнуть на торжество, особенно если учесть, что на расстоянии полутора километров от берега запрещено всякое несанкционированное судоходство. Отец невесты намерен потратить на свадьбу порядка восьми миллионов долларов.
А тем временем на верфи Blohm+Voss приступили к работе над очередным российским заказом – 70-метровой яхтой, которая обойдётся будущему владельцу «всего» в 150 млн. евро. Говорят, что это очередная прихоть Романа Абрамовича, но вполне возможно, что заказчик вовсе не он. Работу над корпусом яхты начали в Мурманске, но затем решили достраивать её в Германии и отправили морем в Гамбург. Во время шторма у берегов Норвегии буксирные тросы оборвались, судно вынесло на скалы. Корпус получил значительные повреждения, и яхту пришлось отправить дальше на понтоне. Гамбургским корабелам придётся изрядно потрудиться, чтобы привести её в порядок.