Петр Шкуматов пришел с опозданием, и эта задержка подтверждает необходимость существования «Общества синих ведерок», организации, которая борется против привилегий чиновников на перегруженных автомобилями дорогах. Шкуматов является одним из основателей движения, выступающего против распространения ревущих сирен в России, которые дают превосходство, а иногда и освобождают от наказания водителей государственных машин.

Езда в Москве – это настоящая каторга, усугубляемая неудобствами, которые государственные машины доставляют другим автомобилистам. Встреча со Шкуматовым проходит на проспекте, по которому ежедневно снуют машины правительственных чиновников. Они ездят между Кремлем и районом элитных дач. «Люди думают, что жить на Кутузовском здорово, но на самом деле это невыносимо», говорит он в качестве приветствия.

Шкуматову 32 года, он достаточно крупного телосложения, в прошлом химик. Он заказывает себе пиццу с колбасой. Соблазнившись моим горячим супом, он заказал себе бульон, после которого употребил половину еще одной пиццы, предусмотрительно заказанной его спутницей (она платит за себя сама).

Читайте также: Ведерки, аплодисменты и граффити - так Восток протестует против власти

«Общество Синих Ведерок» насчитывает более 4 000 активистов и пытается добиться регистрации в качестве неправительственной организации. Хотя она и была основана в 2010 году, но по сути дела ее имя связывают с кампанией солидарности с водителем Олегом Щербинским, осужденным на четыре года лишения свободы за аварию, в которой в 2005 году погиб губернатор Алтайского края. «В своем мчавшемся на огромной скорости «Мерседесе» губернатор выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем Щербинского, из которого и сделали козла отпущения», вспоминает Шкуматов.



В ходе одной из многочисленных акций протеста, которые прокатились по стране, кто-то объехал вокруг Кремля с установленным на крыше его автомобиля пластиковым синим ведром, вот отсюда-то и пошло название нашего движения, говорит. Щербинский был освобожден, а «потом наступил спокойный период, потому что в 2006 году власти сократили количество чиновничьих мигалок с 7.000 до 1.000». Однако это «радикальное сокращение» было недолгим. «Постепенно число проблесковых маячков снова достигло 7.000». «В 2010 году мы стали ловить мигалки, нарушающие правила дорожного движения, и помещали соответствующие фотографии и видеосюжеты в интернете» (ru-vederko.livejournal.com), продолжает Петр Шкуматов. На нашу страницу ежемесячно заходят около 300.000 посетителей, и еженедельно на ней появляются сотни сообщений о новых нарушениях, продолжает мой собеседник. Шкуматов не подвергает сомнению преимущественное право проезда высших государственных лиц, полиции и экстренных служб. Он борется с кастовыми привилегиями, «которые в силу дисциплины и меньшей интенсивности дорожного движения не были столь распространены в советское время».

Еще по теме: Игрушечные протестующие - маленькая проблема российской полиции

«Новые правила устанавливают, что пешеход должен уступать дорогу машинам с сиреной даже на переходах. И хотя мы не смогли добиться того, чтобы сирены были убраны с чиновничьих автомобилей, фактическое положение дел улучшилось: все случаи нарушения чиновниками правил дорожного движения могут быть выставлены в интернете». «В 2010 считалось нормальным, что машина с мигалкой не обращала внимания на правила дорожного движения, сейчас это не так», говорит он. «С точки зрения закона они могут не считаться нарушителями, однако общество им этого не простит», говорит мой собеседник.

Петр Шкуматов член Лиги избирателей, координирующей проведение митингов за чистые выборы. Как и другие российские активисты, он самоутвердился в сети. «Интернет позволил нам найти самих себя, самоутвердиться и вырасти».

Он курит и рассказывает, что мысль о создании движения пришла к нему в тот момент, когда на переходе его чуть не сбила государственная машина. На своей интернет-странице он, кроме того, сообщает о коррупции среди сотрудников ГИБДД. «И здесь также формируется культура того, что правильно и что неправильно», заявляет он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.