Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия присматривается к американским техническим компаниям

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВстреча представителей рынка венчурныух инвестиций России и США "Венчурные инвесторы Кремниевой долины в гостях у РОСНАНО"
Встреча представителей рынка венчурныух инвестиций России и США Венчурные инвесторы Кремниевой долины в гостях у РОСНАНО
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Анатолий Чубайс, отец первой российской программы приватизации, теперь отвечает за инициативу Владимира Путина, планирующего повторить успех Кремниевой долины с помощью инвестиций в высокотехнологические компании, в том числе - американские. У Чубайса, бывшего министром финансов при Борисе Ельцине и возглавлявшего при Путине электроэнергетическую монополию, - «прямая телефонная линия с царем».

Анатолий Чубайс, отец первой российской программы приватизации, теперь отвечает за инициативу Владимира Путина, планирующего повторить успех Кремниевой долины с помощью инвестиций в высокотехнологические компании, в том числе - американские.

Чубайс, который помогал организовать продажу государственных активов в первое постсоветское десятилетие, которая привела к появлению российских олигархов и к обнищанию большинства граждан, покупает доли в научно-проектных компаниях Европы, Китая, Израиля и особенно - США. Он - глава московского ОАО «Роснано», которое ранее было Российской корпорацией нанотехнологий, финансировавшейся государством.


У Чубайса, бывшего министром финансов при Борисе Ельцине и возглавлявшего при Путине электроэнергетическую монополию, - «прямая телефонная линия с царем», заявил, имея в виду Путина, Майкл Фонштейн (Michael Fonstein), со-основатель компании Cleveland BioLabs, в которую «Роснано» вкладывает средства. «Трудно найти союзника, находящегося в лучшем положении», - добавил он.

Усилия «Роснано», основанной Путиным во время его второго срока, - часть кампании по диверсификации российской экономики. Россия считается крупнейшим в мире энергетическим экспортером. Объем ее экономики составляет 1,9 триллиона долларов. Фирмы, принимающие деньги «Роснано», должны переправлять технологии в Россию, строить в ней лаборатории, обучать местных ученых и – в ряде случаев – передавать русским патентные права на разработанные продукты, сообщает Bloomberg Businessweek в своем номере от 27 августа.

«Пылесос»

Этой осенью две американские биотехнологические компании - BIND Biosciences Inc. и Selecta Biosciences – откроют лаборатории в подмосковном технопарке, став первыми американскими предприятиями, которые начнут проводить исследования в России совместно с «Роснано». Это означает новый старт для России, экспортировавшей во времена холодной войны идеи в области высоких технологий с Запада.

«В 1990-х годах у нас не было трансфера и не было технологий», - утверждает Андрей Фурсенко, бывший министр науки и образования, ставший советником Путина по науке. В то время, как у России - по-прежнему мало «завершенных научных проектов», Америка «действует, как пылесос, собирая инновации, часть которых была создана нашими соотечественниками, эмигрировавшими в США».

Путин выделил «Роснано» исходный бюджет на 2008-2015 годы в размере 5,2 миллиарда долларов, а также доступ к гарантированным государствам кредитам еще на миллиарды. С середины 2010 года компания вложила 1,3 миллиарда долларов в 18 американских высокотехнологичных проектов. Учреждение «Роснано» в 2007 вызвало в стране своего рода нанотехнологическую лихорадку. Сотни компаний и исследовательских организаций принялись добавлять к названию слово «нано» в надежде получить государственное финансирование.

«Дитя Путина»

«Это - дитя Путина», - заметил Фурсенко, добавив, что он вел переговоры с американскими чиновниками и компаниями о трансфере технологий с 2002 года. Результатом этого процесса стал «сигнал о том, что они не возражают».

Сейчас «Роснано» работает с американскими венчурными фондами – такими, как хорошо известный в Кремниевой долине Draper Fisher Jurvetson. «Для меня Чубайс стал представителем нового поколения, ведущим себя так же, как американские предприниматели», - говорит его управляющий директор Александра Джонсон (Alexandra Johnson), прибывшая в США из России в 1990 году для учебы.

Первая прямая инвестиция в американскую компанию была осуществлена в марте 2011 года, когда «Роснано» заплатила 4,5 миллионов долларов за 29,7 % акций BiOptix Diagnostics, базирующейся в Колорадо фирме, производящей биочипы для испытания лекарств по технологии, разработанной нобелевским лауреатом Джоном Холлом (John Hall).

Кроме того, были приобретены доли в Cleveland BioLabs, собирающейся испытывать совместно с российской компанией лекарство от рака; Quantenna Communications, разрабатывающей Wi-Fi-чипы для сетевых видеоустройств; и NeoPhotonics, работающей над технологиями передачи голоса и изображения для таких клиентов, как Alcatel- Lucent.

Виноват Чубайс


«В этих американских компаниях работают научные светила», - утверждает 57-летний Чубайс, которого в России в свое время часто ругали за его роль в продаже государственных активов. Выражение «Во всем виноват Чубайс!» - пользовалось в 1990-х годах большой популярностью. Сейчас он собирает на своем личном сайты анекдоты о себе.

Хотя Чубайс бывает в США, по крайней мере, раз в месяц и относится к западным деловым практикам с таким энтузиазмом, что пересыпает свою русскую речь английскими управленческими терминами, американским фирмам, с которыми контактирует «Роснано», временами приходилось объяснять российской компании, как ведутся дела в Америке.

Фонштейн из Cleveland BioLabs, уроженец России, заявил, что, когда он выдвинул в 2009 году предложение для «Роснано», это «стало началом болезненного для обеих сторон процесса обучения». По его словам, «Роснано», будучи корпорацией, контролируемой государством, настаивала на том, что она не может терять деньги на инвестициях.

«Много выиграть»


«Нам пришлось им объяснять: “Ребята, тут можно все потерять, а можно очень много выиграть”. Им было непросто это понять», - вспоминает Фонштейн. «Роснано» подписала соглашение с BioLabs в 2011 году, когда российская корпорация превратилась в акционерное общество.

Главам других американских компаний также приходилось прилагать дополнительные усилия, чтобы работать с «Роснано». Генеральный директор Quantenna Сэм Хейдари (Sam Heidari) рассказывает, что он шесть раз посетил Москву, чтобы «удостовериться, что все идет, как надо».

«Роснано» обещает Quantenna, которая может открыть в России исследовательский центр, 40 миллионов долларов. «У них было все сразу – и размер чека, и известность в этой части мира», - подчеркнул Хейдари.

Компания, заявляющая, что сейчас анализирует 152 заявки от американских фирм, надеется, что надзирающий за стратегическими американскими активами Комитет по иностранным инвестициям в США (CFIUS), продолжит хорошо себя вести. «Мы сейчас рассматриваем некоторые проекты, требующие разрешения CFIUS», - сообщил Чубайс 26 июня в интервью, которое он дал в Иерусалиме.

Советник-посланник по торговым вопросам посольства США в Москве Джон МакКаслин (John McCaslin) утверждает, что он не видит в этом вопросе никаких проблем. «Мы регулярно рекомендуем американским компаниям связаться с “Роснано”», - заявил он.

Тем не менее, Чубайс не исключает возможного непонимания со стороны американских чиновников. Он называет это «риском», который существует в любой стране. «Мы спорим по Сирии и сходимся по Афганистану, но в целом я не ожидаю общего ухудшения отношений, способного затормозить наши проекты», - говорит он.