За несколько дней до женского праздника 8 Марта стоит проанализировать, как экономические, социальные и культурные устои патриархата сказываются на всех людях. В наиболее выраженной степени это сказывается на женщинах, в особенности на тех, что вышли из народной среды, хотя социальная модель патриархата наносит ущерб и мужчинам. Мужчины выступают не только в качестве провозгласителей идеологии мужского превосходства, но также являются и ее жертвой, поскольку гендерная значимость, которую они себе приписывают, убивает ощущения, ценности и модели поведения, присущие человеку, а также оказывает влияние на выбор образа жизни и приоритетов.

У мужчин и женщин имеются биологические различия, которые видны невооруженным взглядом. Но человеческие характеристики, недостатки и модели поведения у мужчин и женщин не являются результатом биологических различий. Принадлежность к мужскому или женскому полу есть нечто, установленное самой Природой, в то время как функции, выполняемые мужчиной или женщиной, социально обоснованы. Женщина выполняет задачи по уходу за очагом и продолжению рода, за которые она не получает какого-либо вознаграждения. Считается, что они являются ее естественным продолжением. Она от природы наделена заботой и нежностью, а домашний очаг – это ее царство, из которого она может выйти и отправиться на работу, но при этом не может бросить, потому что это ее ответственность. Совмещая домашние заботы и работу, женщины зачастую осуществляют деятельность, аналогичную поддержанию очага, уходу и заботе о других и продолжению рода, или же помогают мужчинам в решении стоящих перед ними важных задач.

Мужчине же определено зарабатывать деньги за стенами дома. Он наделен властным характером и умом для решения важных задач, силой и напористостью. И, что особенно важно, ему доверена политика, возможность участвовать и принимать решения. Что касается семьи, то мужчина выступает как добытчик, что придает ему авторитет и значимость в глазах женщины. Если речь идет о современном и сознательном мужчине, то у него хватит порядочности позаниматься с детьми и выполнить какие-нибудь работы по дому (помните, приличные мужчины дома помогают, а не наблюдают). От мужчин не стоит ждать проявления заботы, нежности и слабости, выражения своих чувств, ухода за детьми и престарелыми. Это – удел женщины. Все, что ожидают от мужчины, бесспорно, представляет собой важные стороны человеческого характера, но считать себя выше других (мужчин и женщин) не принесет особой пользы ни одному мужчине. Для того, чтобы мужчины получили все то, чего им не хватало в детстве, необходимо задуматься о выстраивании новых общественных отношений, особенно отношений между мужчинами и женщинами, которые должны основываться на равноправии, доверии и взаимном участии (у каждого должны быть свои предпочтения и свой собственный жизненный план), а не сводиться заранее установленными ролям в отношениях между людьми разного пола. Все это предполагает переосмысление образа мужчины и усиление процесса освобождения женщины, которому еще предстоит преодолеть долгий путь. Рассмотрим в качестве примера изменения в общественных отношениях. В области душевных чувств необходимо пересмотреть саму модель отношений, определиться с тем, к какому типу отношений каждый стремится и какую роль хотела бы играть каждая сторона. Ничего хорошего нас не ожидает, если мы свернем с пройденного пути. Об этом свидетельствуют некоторые случаи отношений между подростками, которые, мечтая о романтической любви, когда индивидуальность каждого не принимается во внимание, и девушка терпит повелительный тон и контроль со стороны своего молодого человека. Мы не закрепили изменения, произошедшие в этой области, прежде всего в том, что касается высвобождения женщины и особенно уважения ее прав со стороны мужчины.

 

Сексуальные отношения являются еще одной больной темой для мужчин. Почему-то принято считать, что мужчина – это некий сверхчеловек, у которого нет сомнений, ему неведом страх и не отказывают нервы. Потенция и гордость мужчины идут рука об руку. Их с детства воспитывают в духе превосходства над женщинами, что само по себе уже оскорбляет женщину, но при этом наносит вред и мужчине, который оказывается не в состоянии выстраивать равноправные отношения. Наглядным выражением этого является отношение к женщине как к своего рода игрушке, которая должна обслуживать сексуальные потребности мужчины. При этом во внимание принимаются лишь ее внешние данные, а не ум, порядочность и другие душевные качества. Крайним проявлением такого отношения является проституция. Общество согласно с тем, что мужчина может купить тело женщины, как и когда ему заблагорассудится, делать с ней все, что угодно и получать удовольствие с позиции своего превосходства.

Мужчине нового типа необходимо отказаться от такой модели поведения, потому что она не имеет ничего общего с равноправием и нормальным отношениям между людьми. Ему также следует изменить отношение к семье, дому и работе. Для переосмысления всего этого нам необходимо перейти от устоявшегося образа к действительности. Заявления вроде «я помогаю по дому» тут не годятся, равно как и рассказы современных мужчин, образованных и состоятельных, о том, что они никогда не позволят себе дурных слов в присутствии женщин, однако их отношение к женщинам и вклад в ведение домашнего хозяйства от этого мало меняется. Всем нам, мужчинам, следует задуматься о принципах, провозглашаемых феминизмом с тем, чтобы переделать самих себя и свою модель поведения.

Феминизм – это не агрессия в отношении мужчины, а стремление создать мужчину нового типа и разрушить патриархат. Если не предпринять шагов по созданию нового мужчины и новых общественных отношений, то не будет и равенства. Для совершения этого качественного скачка нам необходимо преодолеть устаревшие представления о женщине, которыми до сих пор оперируют левые общественно-политические движения и представители органов государственной власти, когда говорят о чисто женских областях деятельности, поскольку тогда получается, что психологию мужчин и менять не надо. Необходимо разработать такую государственную политику, а также меры политического и профсоюзного характера, направленные на достижение гендерного равенства, учитывающие потребности и интересы мужчин и женщин, работающих дома и вне дома, ухаживающих за младенцами и престарелыми, участвующих в общественной и политической жизни, состоящих в различных организациях. Отрицание хотя бы одного из вышеупомянутых аспектов будет означать значительное ущемление человеческой личности.


Рикард Рибера Льоренс (Ricard Ribera Llorens) - политолог

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.