Жители Москвы считают, что их метро самое красивое в мире.

Метро — это может быть самая большая туристическая достопримечательность российской столицы. История московского метро отражает также и драматическую историю самой России последних 80-ти лет. Это своего рода отражение того, что происходило над ним наверху, на поверхности земли.



«Я считаю, что это брэнд Москвы и достопримечательность мирового уровня», — говорит искусствовед Елена Желдукова, с гордостью показывая мне станцию метро «Площадь Революции», расположенную недалеко от Красной площади в самом центре Москвы. Около нас стоит группа японских туристов, которым гид рассказывает, что эта станция была открыта в 1938 году.

Елена очень много знает о московском метро, и она — один из кураторов крупной выставки, посвященной истории подземки российской столицы, открытой в марте в Музее архитектуры Москвы.

«Думаю, что нигде в мире нет ничего похожего», — с гордостью говорит она. И когда осматриваешь все это, напоминающее больше выставочный зал, чем станцию метро, трудно не согласиться с нею.

Станции метро должны были заменить церкви

По сравнению с такими городами, как Париж и Лондон, проектирование и строительство московской подземки началось относительно поздно. Лишь в 1932 году началась работа с привлечением английских специалистов, но год спустя они были высланы домой, потому что тайная советская полиция подозревала их в шпионаже и подрывной деятельности.

15 мая 1935 года была открыта первая линия с 13 станциями, а три года спустя были открыты еще несколько станций, в частности, величественная Маяковская, напоминающая церковный собор своими мраморными колоннами и сводчатым потолком и, не в последнюю очередь, своими мозаичными картинами вверху, на потолке.

Станция метро «Маяковская»


«Станция неслучайно имеет такой внешний вид», — говорит Елена Желдукова, проходя вместе со мной между колоннами на Маяковской.

«Когда большевики пришли к власти и начали переделывать Россию, бывшую религиозной страной, в атеистическое общество, они хотели предложить народу некую альтернативу. Многие церкви были закрыты и разрушены, и вместо них людям дали это — громадные станции метро, которые должны были вызвать у людей чувство, как будто они входили в церковь».

Станция в духе Сталина

Но, кроме оформления станций, большое восхищение вызывают украшения на главных станциях в центре Москвы, построенных в первые десятилетия после 1935 года. На станции «Площадь революции» установлены целых 76 бронзовых фигур разных людей — одни с оружием, другие с киркой и лопатой в руках. Примеры идеальных людей социализма, которые должны строить новую Россию и защищать ее.

© AP Photo, Alexander Zemlianichenko
Станция метро «Площадь революции» в Москве


«Архитектор Алексей Душкин, который проектировал эту станцию, не был рад идее установить здесь эти скульптуры. Он считал, что они не особенно вписывались в общий вид этой станции, — говорит Елена Желдукова. — Но тогдашнее руководство Советского Союза во главе с единоличным правителем Иосифом Сталиным заявило во время открытия, что это очень хорошо».

— Так значит, это станция в духе Сталина?

— Да, это была станция в духе Сталина, как символ революции. Метро можно назвать воплощением пропаганды, направленной как против Запада, так и против народа собственной страны.

Эйнар Герхардсен тоже был здесь

Иностранные руководители, в частности, бывший премьер-министр Норвегии Эйнар Герхардсен, во время экскурсий по Москве часто посещали метро, которое вместе с Красной площадью является, наверное, самой крупной туристической достопримечательностью российской столицы.

Но оно имеет также и стратегическое значение как убежище для жителей Москвы. Елена Желдукова рассказывает, что один из ее коллег, который сейчас уже давно на пенсии, был рожден на станции Маяковская во время бомбежки во время Второй мировой войны.

Москвичи в подземном зале станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги


После войны было принято решение построить ряд станций так глубоко, чтобы они смогли выдержать ядерное нападение.

«В руководстве Советского Союза тогда считали, что такое нападение на страну вполне реально, и что необходимо подготовить станции метро так, чтобы они смогли выдержать возможный ядерный удар», — говорит Елена Желдукова.

Теракты


Сегодня московское метро ежедневно перевозит от 8 до 10 миллионов пассажиров. Общая протяженность линий метро составляет более 330 километров с более чем 220 станциями. Но московское метро также может быть и опасным местом. В 2004 и 2010 годах в вагонах метро были осуществлены террористические нападения, вызвавшие многочисленные жертвы.

«Мне трудно ходить здесь с такими воспоминаниями», — говорит Елена Желдукова. Вместе с ней мы скользим на эскалаторе глубоко вниз к одной из станций метро около Музея архитектуры.

«С такими мыслями невозможно жить. Мы просто должны продолжать, хотя и знаем, что здесь произошли такие трагические события».

© AP Photo, Alexander Zemlianichenko
Московский метрополитен


Остановка на многих станциях метро — это еще и погружение в драматическую и не до конца проясненную историю России. После станций с тяжелой революционной символикой в оформлении и названиях начали строить станции в современном функциональном стиле, который нам известен, в частности, по метро в Осло.

Сегодня станции называют по местности, в которой они находятся, но в "шкафу" у каждой все равно есть свой "скелет", вызывающий споры и сильные эмоции.

Зеркало истории России

Одна из станций, построенных в 1964 году, была названа в честь Петра Войкова, одного из революционеров 1917 года, который, согласно последним исследованиям, был одним из главных среди тех, кто принимал решение о казни царской семьи в 1918 году. Сильная Русская православная церковь выступила за то, чтобы станция была переименована, но встретила мощное сопротивление российских коммунистов, считающих ошибочным изменение названий в зависимости от различных политических ветров, дующих в России.

«По оформлению и названиям различных станций метро мы можем отследить различные архитектурные стили и идеологические изменения общества с 30-х годов прошлого столетия до наших дней», — говорит Елена Желдукова в Музее архитектуры Москвы.

И это может быть еще одной причиной для того, чтобы, не торопясь, совершить прогулку по подземной Москве.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.