Прошлым лет в СМИ появилась информация о том, что администрация мемориального комплекса, созданного на месте бывшего концлагеря Освенцим, установила специальные установки, разбрызгивающие холодную воду, чтобы посетители могли освежиться в жаркие дни.
Один из израильских посетителей Освенцима выразил по этому поводу бурный протест, поскольку ему это напомнило печально известные «душевые», через которые узников вели в газовые камеры. Израильтянин даже заявил, что это зрелище вызвало у него ощущение дежавю. Стоит отметить, что этот человек родился двадцать лет спустя после трагических событий Второй мировой войны.
В СМИ появились кричащие заголовки: «Полная бесчувственность», «Мы потрясены». Подтекст заголовков был ясен: эти поляки-антисемиты, как они смеют издеваться над нашей памятью; мы им покажем, что такое память о Холокосте. Пора признать: память о Катастрофе превратилась в смесь праведного гнева и нарциссизма. Но так было не всегда.
Наше представление о Холокосте сформировал ряд событий. Во-первых (не стоит забывать), сама Катастрофа европейского еврейства. В первые послевоенные годы это событие старались оттеснить на периферию сознания, о нем не желали вспоминать. Затем была история с германскими компенсациями, которые получило правительство Бен-Гуриона. После этого был суд Кастнера, который привел к тому, что в обществе стали понимать: об этом необходимо говорить. И, наконец, процесс над Эйхманом в Иерусалиме. Именно после этого процесса Бен-Гурион превратил память о Холокосте в один из ключевых элементов израильского национального нарратива. Стало ясно, какой политической мощью обладает память о Катастрофе.
После суда над Эйхманом началась медленная, постепенная девальвация темы Катастрофы в популярной культуре. Это не было связано с отрицанием Холокоста или стремлением забыть о трагедии. Данный процесс был связан с размыванием сути этого непостижимого явления, а также с отсутствием в современной жизни аутентичных событий, которые позволили бы представителям новых поколений действовать и чувствовать так, как чувствовали те, кто пережил трагедию (как это было до процесса над Эйхманом). Те, кто пережили трагедию, вытесняли из памяти страшные воспоминания, стремились к отмщению и относились с сочувствием и пониманием к выжившим в Катастрофе.
На 80-е годы пришлись попытки вернуть к жизни различные национальные символы. В эти годы начался процесс над Иваном Демьянюком. Велись прямые трансляции из зала суда, в СМИ шли бесконечные дискуссии о личности этого человека. Этот процесс оказался проблематичным. Проблематичными оказались и попытки вернуть теме Катастрофы прежнюю остроту. В мире также к теме Холокоста постепенно теряли интерес. Так появилась необходимость создать заново символический облик этой трагедии.
Человеком, почувствовавшим этот исторический момент, оказался Стивен Спилберг. Самый знаменитый еврейский режиссер в мире создает фильм на тему Холокоста, подобный которому «прежде никогда не появлялся на экранах» (речь, разумеется идет о «Списке Шиндлера»). Эта картина кардинально меняет не только художественный облик Катастрофы в кино и популярной культуре, но и становится символическим явлением уровня процесса Эйхмана.
Если после суда над Эйхманом выжившие в Катастрофе прервали молчание и начали рассказывать об этой трагедии, то после «Списка Шиндлера» об этом стал рассказывать Голливуд. Неожиданно весь мир вновь стал говорить о Холокосте. Тема вновь была актуализирована. Такова была реакция на гиперреалистический фильм Спилберга.
Именно тогда родилось явление, которое можно назвать нарциссическим переживанием Катастрофы. Это происходило параллельно с важнейшими политическими, технологическими и глобальными изменениями в мире: падение «железного занавеса», массовые патриотические поездки в Освенцим и другие бывшие лагеря смерти, появление интернета, социальных сетей, в которых все массово выражают «потрясение». Сегодня мы наблюдаем пик этого холокостного нарциссизма.
Общественная дискуссия обрела облик, который можно определить следующим образом — «Я и Холокост». В интернете полно записей о поездках представителей молодого поколения в Восточную Европу. Каждый пишет о том, что он чувствовал, когда стоял рядом с крематориями. Что он чувствовал, когда участвовал в той или иной церемонии. «Мы вернулись в Освенцим, мы вернулись в Майданек».
Мы превратили тему Катастрофы в личную собственность. Мы бережем эту собственность, как зеницу ока — почти с религиозным фанатизмом. Это стало не только нашей национальной травмой, но и источником гордости. Мы потомки выживших, это делает нас особенными людьми.
Главным в общественном отношении к теме Холокоста стало не стремление сохранить документальную память о трагедии, как это было вначале, а праведный гнев в адрес любого, кто смеет посягать на эту память.
Несколько месяцев назад мы были «потрясены» тем, что ультраортодоксальные демонстранты использовали желтую звезду и полосатые робы узников в ходе своей манифестации. Почему мы были так «потрясены»? Ведь деды и прадеды этих харедим тоже были жертвами нацистов. Этот символ принадлежит им в той же степени, что и нам. С его помощью они хотели заявить, что их преследуют, дискриминируют. Все очень просто. Но мы, никого не слушая, кричали «Гевалд».
Я убежден, что если бы пережившие лагеря смерти люди столкнулись с установками для разбрызгивания воды в мемориальном комплексе, они увидели бы в этом… установки для разбрызгивания воды. И ничего более. К сожалению, память о Катастрофе уже не принадлежит им. Ею завладели мы, кричащие, протестующие, использующие эту память для нужд собственной идентификации.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 4 Подтверждаю правдивость статьи. Евреи в своих домах душем не пользуются. Так как это напоминпет им газовые камеры. Абажуров у них тоже нет. Как и мыла. Тут ведь стоит выбирать, или антисанитария или душевное спокойствие. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 2 МакО, Осталось превратить Освенцим в четырёхзвёздочный отель, в кинотеатре посмотреть очередную сагу Спилберга в 3D, попить крепкого кофе напротив печей крематория с мацой, принять душ и засыпать под бравуные марши "Дойче зольдатен ..." 
| 4 Мы превратили тему Катастрофы в личную собственность. Мы бережем эту собственность, как зеницу ока — почти с религиозным фанатизмом. Это стало не только нашей национальной травмой, но и источником гордости.
Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 Недождётесь, Тема Лохокоста - оооочень прибыльна. Немцы до сих пор дороги в Израилевке строят, или уже прекратили, кто-нить в курсе? 
| 0 Kobylo, железные вроде бы строили недавно. Автомобильные никогда. 
| 3 Автор прав.Для очень многих сегодня тема геноцида стала удобным способом иметь бонусы. 
| 3 Мы потомки выживших, это делает нас особенными людьми.
Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| -1 Selenium, за красной армией пришли евреи из нквд и отослали всех на таймыр. 
| 4 Сразу замечу - живу в Израиле и наблюдаю явление живьем. 
| 1 Сразу замечу - живу в Израиле и наблюдаю явление живьем. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| -1 Migrena, Вы и должны не дать. Плохо проводите просветительскую работу. Даже отвратительно. Вот в моей родной Монголии абсолютно все благодарны красноармейцам. 
| 0 МакО, честно пытаюсь. Иногда действует. Но чаще все сводится к тому, что "путинская пропаганда и сюда добралась" 
| 0 Я несколько лет прожил в Израиле. И у меня были замечательные результаты. Когда новогоднюю елочку засунешь в зад ордодоксу, окружающие сразу же проникаются. И довольно таки искренне. 
| -1 Migrena, В России огромное количество мемориальных комплексов, где высечены фамилии павших во времена ВОВ, там много еврейских фамилий. Евреям реально есть чем гордиться, а их лишают этой гордости. 
| 0 aist99, да-да! Но ещё следует помнить, что Эйхман - правая рука Алоизыча "по решению еврейского вопроса" сам был чистокровным евреем. Эти его выкрали, тихонько судили и тихонько удавили... А ведь он то мог мнооогое поведать о тех секретах... )) 
| 2 Само явление "холокост" крайне не демократично, потому что основано на правах определённой национальности, а значит это национализм. Как бы парадоксально это не звучало. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 2 aist99, мой дед, еврей, капитан Красной Армии, погиб в 1943 году на фронте. В Израиле он не считается жертвой Катастрофы, потому что воквал с оружием в руках. Я не в состоянии понять эту логику 
| 0 Migrena, Надеюсь вашему деду не отказывают в почестях, которые он заслужил отдав жизнь в войне против виновников "Катастрофы"(видимо священный символ в Израиле)? 
| 0 up2hill, дело не в компенсации. Мне хотелось поставить деду памятную свечу в музее памяти жертв Холокоста - не согласились, потому что, как Вы и написали, он не считается жертвой. Вот это разделение и кажется мне неправильным и вредным, оно извращает историю и разделяет людей 
| 3 ///...об этом стал рассказывать Голливуд

| 4 Да. Евреи стригут купоны с холокоста. Монетизировали свою трагедию. И, тем самым, показали себя не с лучшей стороны. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 cbe4kacbe4ka, поговаривают, что скоро армян подключат к неистощимому банковскому счету..)) 
| 0 крымнаш, По-хорошему Эйхману нужно бы памятник в Израиле поставить, как основателю государства. Это же он отвечал за переезд евреев из Европы в Палестину. Так бы и случилось, да черт его дернул начать писать мемуары. А как там тему сотрудничества Германии и сионистов обойдешь? 
| 0 up2hill, Уве Болл неплохо снял Аушвиц. Жаль, что его мало кто воспринимает всерьез.
Показать новые комментарии (0)МакО
Чтоб я так жил
Всё идёт к тому, что будут говорить, что Освенцим и прочие - это коммунистическая пропаганда, придуманная Сталином для оправдания злодеяний, совершенных РККА на территории демократической Германии.А Гитлер, защитник европейских ценностей, вместе с Британией и США сдерживали Орды Мордора с востока. Но не мытьём, так катанием, деспотичный режим СССР был побеждён "холодной войной" и более высоким содержанием сои в колбасе.
Недождётесь
Автор забыл указать самое главное - создали "катастрофу" и превратили её в источник обогащения.
Кобыло Кабыло
МакО
шаман
Такой подход дискредитирует само понятие-геноцид.
Видимо в мире есть силы,которым хотелось бы размазать память о жутких событиях того времени.Ведь без такой памяти проще втащить человечество в очередную мясорубку.
В газовых камерах гибли не только евреи.Нацисты уничтожали всех объявленных их идеологами неполноценными.
Унтерменш?-В печь его!
Гибли евреи,славяне,цыгане.
Негры в штатах ещё в 60х не смели сесть в транспорте на места для белых.
А завтра в Европе унтерменшами станут белые,и новые хозяева укажут им,как жить.Или не жить.И всё пойдёт по кругу.
Кажется я перестаю сочувствовать человечеству.
S
Где бы были сейчас эти потомки, если бы советская армия не освободила заключенных. Если уж кричите о Холокосте, то кричите при этом о советской армии освободительнице и погромче, чтобы заткнулись те, кто называет нас оккупантами.
МакО
Migrena
Тема Холокоста намеренно муссируется еще и для того, чтобы заместить у людей память о ВОЙНЕ памятью о КАТАСТРОФЕ.
С Израиле огромная чать даже немолодого населения, не говоря и молодежи, искренне считают, что суть Второй мировой войны вот в чем: нацисты преследовали евреев, потом пришли американские солдаты и освободили выживших из концлагерей. ВСЕ! Они не могут понять, что это русские дедушки выходят на парад с орденами. А когда говоришь им о Дне Победы, они изумляются - какая победа? При чем здесь русские? Я не преувеличиваю, постоянно с этим сталкиваюсь.
Еще одно поколение - и так будут думать во все мире. И вопрос, кто сможет не дать этому случиться
Migrena
Тема Холокоста намеренно муссируется еще и для того, чтобы заместить у людей память о ВОЙНЕ памятью о КАТАСТРОФЕ.
С Израиле огромная чать даже немолодого населения, не говоря и молодежи, искренне считают, что суть Второй мировой войны вот в чем: нацисты преследовали евреев, потом пришли американские солдаты и освободили выживших из концлагерей. ВСЕ! Они не могут понять, что это русские дедушки выходят на парад с орденами. А когда говоришь им о Дне Победы, они изумляются - какая победа? При чем здесь русские? Я не преувеличиваю, постоянно с этим сталкиваюсь.
Еще одно поколение - и так будут думать во все мире. И вопрос, кто сможет не дать этому случиться
МакО
Migrena
МакО
aist99
крымнаш
aist99
Migrena
aist99
Migrena
as99 tt
Как бы на заявленную тему мюзиклы, шоу и представления в Диснейленде не появились...
cbe4ka
Хотя евреи это не все жертвы лагерей смерти. И не только в лагерях смерти уничтожали людей. Посмотрите сколько крови и горя принесли немцы нашим братьям из Беларуси или Украины. Сколько крови русских людей они пустили...
Но деньги на своей трагедии делают только евреи.
крымнаш
Тагил1
cbe4ka
Такое жесткое кино с "любительской" съёмкой(камера на трясущихся руках, как будто снимали с натуры) и циничной реалистичностью у него неплохо получается.
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)