Когда-то оно было «Кока-Колой Советского Союза» — предметом роскоши отечественного производства, который, по мнению Иосифа Сталина, должен был поддерживать в народе веру в будущее изобилие.

Теперь, спустя 80 лет после «изобретения» Сталиным советского шампанского, запрет на импорт продуктов питания европейского производства, введенный после аннексии Россией Крыма, способствует возрождению местных сортов иностранных товаров роскоши.

Фестиваль "Золотая балка" в Крыму


В августе, в рамках попыток возродить отечественное производство российские власти поддержали проведение фестиваля «Золотая Балка» в знаменитом винограднике в Балаклаве, в Крыму, где производится один из самых популярных сортов российского шампанского. Этот фестиваль собрал более 12 тысяч человек, которые пили шампанское, ели и слушали выступление популярной в России группы «Ленинград».

Этот фестиваль стал частью более масштабных попыток российских властей модернизировать экономику Крыма. В ходе своего недавнего визита в Крым премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о том, что к 2020 году правительство инвестирует 2,5 миллиарда рублей в «объекты культурного значения» на полуострове, в том числе в местные виноградники.



Крымское «бюро винограда и вина», созданное еще до присоединения полуострова к России, получило новую жизнь после введения санкций. Теперь оно активно работает над производством местных брендов, в том числе популярного шампанского «Золотая Балка». К 2025 году оно надеется увеличить объемы производства крымских вин на 20%.

Этот фестиваль вина прошел в тот момент, когда ситуация с безопасностью на полуострове постепенно ухудшается. Россия и Украина усилили посты на фактической границе между полуостровом и материковой Украиной в начале августа, спустя день после того, как Москва обвинила Киев в планировании терактов на полуострове.

Информация о якобы готовящихся терактах спровоцировала серьезный рост напряженности вокруг этого полуострова, которая достигла наивысшего уровня с момента аннексии Крыма в 2014 году. ФСБ России заявляет, что на территории Крыма ее сотрудникам удалось задержать украинскую диверсионную группу, у членов которой при себе было 20 самодельных взрывных устройств, а также пришлось отражать огонь противника через границу. В результате столкновений погиб один офицер ФСБ и солдат российской армии.

Между тем, местные жители, такие, как Богдан Паринов, владелец 5-звездного отеля в Крыму, стараются извлечь максимальную выгоду из сложной политической ситуации. По словам Паринова, санкции способствовали развитию местного производства продуктов питания. Большую часть продуктов он закупает на полуострове, и у него есть своя сыроварня. Он даже назвал один из сортов сыра, которые он производит — «Блэкаут» — «в честь» отключений электричества, которые часто случаются на полуострове после аннексии.

Богатая история

В начале 1920-х годов советские власти обратились к российским виноделам с предложением разработать рецепт «шампанского для народа», которое было бы дешевым и простым в производстве.

Создателем советского шампанского стал Антон Фролов-Багреев, ученый-технолог, предложивший использовать сорта Алиготе и Шардонне и выдерживать вино в огромных резервуарах, а не в отдельных бутылках, как того требовала классическая технология. В результате в 1936 году на прилавках появилась марка «Советское шампанское», которая быстро стала популярной в советском регионе.


Сегодня большинство производителей шампанского в Крыму используют доработанные варианты технологии Фролова-Багреева: напиток созревает в больших резервуарах в течение 1-3 месяцев вместо обычных 15 месяцев, принятых для французского шампанского.

Оба метода в принципе могут давать качественное вино. Однако, как отмечает Павел Сюткин, автор книги «Непридуманная история русской кухни», любое вино, стоящее менее 200 рублей за бутылку, чаще всего является просто примитивной смесью импортного сусла, порошка, спирта, красителей и ароматизаторов».

По сравнению с ним «Золотая Балка» или «Новый Свет», которые стоят примерно 400-600 рублей за бутылку, считается уже вином приличного качества.

В то время, как на международном рынке только вина, произведенные в конкретном регионе Франции, могут носить название «шампанское», в России ситуация — другая. Предприятие «Новый Свет» до сих пор использует этикетку со словом «шампанское» и утверждает, что вправе делать это, поскольку слово написано на кириллице. На фоне усиления политической напряженности местные жители говорят, что производство продуктов питания по-прежнему является для них источником гордости. «Шампанское для русского человека всегда означает праздник. Часто не шампанское покупается к празднику, а открытие бутылки шампанского создает этот праздник. До недавнего времени у меня не было особого желания пить отечественное шампанское — пока я не посетила несколько виноделен. Тогда я поняла, что „Новый Свет“ и „Золотая Балка“ — это для меня», — рассказала гид из Ялты Катерина Семенова.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.