Опубликован 13-й доклад исследовательского центра Censis о массовых коммуникациях под названием «СМИ между элитой и народом». Исследование очень масштабно, в нем приводится множество данных, демонстрирующих изменение потребления на итальянском рынке массовых коммуникаций, а также в некоторой мере характеризующих происходящие в обществе перемены.

Телевидение продолжает оставаться самым широко распространенным средством массовой информации (ему отдают предпочтение 97,5% населения), количество телезрителей растет (их стало больше на 0,8% за год), не оставляет высоких позиций и радио (84,9%). Читателей же ежедневных печатных газет снова становится меньше (за последний год их количество снизилось на 1,4%, а за последние десять лет — на 26,5). Всего читающая аудитория составляет теперь немногим более 40% всего населения.

Этому спаду соответствует рост популярности ежедневных интернет-изданий, количество их читателей увеличилось на более чем 2% за год. Аналогично и почти параллельно снижается количество читателей книг (меньше 4,3% за год), всего среди населения количество читателей упало до 47%. Отказ от печатной литературы лишь отчасти компенсируется за счет повышения количества читателей электронных книг (их стало больше на 1%, но при этом они составляют лишь 10% населения). Положительная динамика наблюдается за счет увеличения доступа к сети интернет, выросшего на 2,8 по сравнению с прошлым годом и составившего 73,7% среди итальянцев (что касается молодежи младше 30 лет, то здесь количество пользователей интернета составило почти абсолютное большинство, 95,9%). За последние десять лет резко снизился цифровой барьер, количество пользователей сети интернет увеличилось на 28,4%, от менее чем половины населения в 2007 году до почти трех четвертей итальянцев на сегодняшний день.

Из опубликованных институтом Censis данных на первый план выходит быстрое распространение социальных сетей и коммуникационных платформ, из которых быстрее всех набрало популярность приложение Whatsapp (61,3%), далее следует Facebook (56,2%), Youtube (46,8%), при этом ими пользуется почти 90% молодежи. В целом количество пользователей социальных сетей за последние три года выросло с 49% до 65% населения, при этом произошел переход от «телецентрической модели» получения информации к «эгоцентрической».

Так, от чисел институт Censis переходит к описанию воздействия новых медиа на общество и его взаимоотношение с элитой: «Средства цифровой дезинтермедиации встают клином на пороге расхождения между элитами и народом, свергая разнообразные устоявшиеся формы авторитетов, выливаясь в изменяющиеся формы популизма, антисистемности и радикализма, которые быстрыми темпами распространяются по Европе и на Западе».

Censis дает нам понять, что причины тектонических сдвигов, сотрясающих западную демократию, стоит искать в интернете и новых медиа. В качестве примера, когда новые медиа приводят к «разнообразным формам безразличия» даже среди «образованной и работающей публики», в исследовании указывается феномен референдума Брексит, в отношении которого в социальных сетях молодежь выражала в большинстве своем негативное мнение, однако лишь незначительное количество из них пришло на выборы. Безразличие, популизм, бунт против элит, свержение авторитетов, столкновения отцов и детей. Создается впечатление, будто все зависит от новых медиа, а все остальное накладывается на эту основу. Возможно, мы несколько преувеличиваем, приписывая интернету роль генератора общественных волнений, в то время как он служит лишь его усилителем.

Например, снижение избирательской активности среди молодежи происходит уже давно и, возможно, зависит от того, что молодые люди не видят смысла в участии в игре, в которой они регулярно проигрывают. Точно так же причины их недовольства нужно искать скорее в высоком уровне безработицы среди молодежи (около 50%), нежели в дезинтермедиации, так же как антиполитические настроения и свержение авторитетов зависят от неспособности правящей демократии и ее институтов предложить внятное решение проблем глобализации. Новые СМИ играют важную роль, но происходящие сегодня перемены невозможно объяснить только за их счет. Эта проблема имеет гораздо более сложную природу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.