Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Робби Уильямс прав — русские умеют веселиться

© Фото : YoutubeКадр из Клипа Робби Уильямса Party Like A Russian
Кадр из Клипа Робби Уильямса Party Like A Russian
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проблема певца не в том, что он обыграл стереотипный образ русского кутилы, а в том, что он игнорирует гедонизм собственных соотечественников. Устали от политкорректности, споров о культурном угнетении и упреков за расистские шутки в «Твиттере»? Не волнуйтесь. В этом мире по-прежнему есть страна, стереотипный образ которой можно эксплуатировать без всякой опаски. Разумеется, это Россия.

Проблема певца не в том, что он обыграл стереотипный образ русского кутилы, а в том, что он игнорирует гедонизм собственных соотечественников.

Устали от политкорректности, споров о культурном угнетении и упреков за расистские шутки в «Твиттере»? Не волнуйтесь. В этом мире по-прежнему есть страна, стереотипный образ которой можно эксплуатировать без всякой опаски. Разумеется, это Россия.


Хотя без некоторого скандала дело не обошлось, песня Робби Уильямса (Robbie Williams) «Веселись, как русский» («Party Like a Russian») вряд ли повредит его карьере, станет поводом для акций протеста или лишит его возможности выступать на академических конференциях (если он вдруг воспылает таким желанием). Это же всего лишь песня об этих безумных русских, с их водкой, пьяными эскападами и странной склонностью вкладывать куклу в куклу. Всем известно, что стереотипы о русских — это просто безобидные шутки, а кому это не нравится, тот просто обидчивый неудачник без чувства юмора.


Идея о том, что стереотипы бывают «хорошими» и плохими«, не нова. Как отмечает профессор Йельского университета Мариета Божович (Marijeta Bozovic), есть что-то странное в том, как «спокойно космополитические элиты относятся в 21 веке к избитым культурным клише, если они направлены против славян».
В то же время песня Уильямса — не только собрание дурацких шуток про олигархов и Распутина, но и вполне очевидная издевка над излишествами, которыми славится российская элита. Такие строчки, как: «У меня банк в автомобиле, автомобиль в самолете, а самолет на яхте;/ Чтобы поддерживать мой корабль на плаву, нужна половина западного мира», могут также читаться как намек на западных юристов и политиков, которые спокойно позволяют российским коррупционерам хранить грязные деньги за рубежом, несмотря на любые санкции.


Сейчас в России нарастает бедность, и характерно, что на этом фоне прокремлевские СМИ — от «Вестей до Life News — отреагировали на песню крайне нервно. В этом году в России все чаще случаются протесты рабочего класса — фермеров и водителей, и властям совершенно не нужны лишние напоминания о том, в какой роскоши живет элита. Хотя герой песни — богатый российский предприниматель, не секрет, что высокопоставленные российские чиновники ничуть не беднее бизнесменов, а может быть, даже богаче. В России большой бизнес и большая политика неразрывно связаны, и противопоставлять «российских олигархов» «российским политикам» просто бессмысленно.


Уильямс также абсолютно прав, когда оправдывает свою песню тем, что «русские удивительно лихо веселятся». Это, в самом деле, так. Веселиться русские умеют — и богатые, и бедные, и те, что посередине. На Западе, собираясь поужинать с компанией типичных представителей среднего класса — семейных и с детьми, — вы вряд ли ждете приключений. Скорее всего, вы будете потягивать мерло и спорить о том, не вредит ли детям избыток родительского внимания.
В России вечер с такой компанией (с участием супругов, а иногда и детей) легко может перетечь в общую поездку на подпольный боксерский матч, а потом в совместную встречу рассвета на крыше — в разной степени раздетости, если погода позволяет. Я не говорю, что в России танцевала голой на крыше — буду все отрицать! — но скажем честно, «обычный российский вечер» можно назвать как угодно, но не обычным.


И дело не в том, что «эти русские» по своей природе «безумные», «буйные» и «дикие», а в том, что люди в России поколениями живут под властью непредсказуемых правителей. Они каждый раз веселятся, как в последний раз, потому что каждый раз, действительно, может стать для них последним.
Интеллигенты в России любят жаловаться на отсутствие «русской национальной идеи», но она существует, и это: «Живем один раз». Даже план по захвату Крыма, явно разработанный заранее, был запущен спонтанным решением. Это не стереотип, такова социально-политическая реальность, пусть даже песни о матрешках — не лучшее ее зеркало.


При этом, пожалуй, самая неприятная сторона песни Уильямса связана с тем фактом, что на Западе люди привыкли высмеивать выходки русских нуворишей — и игнорировать (если не превозносить) своих богачей, столь же склонных к безудержному потреблению.


Когда «экзотические» иностранцы демонстрируют свое богатство, это нелепое хвастовство. Когда так ведут себя местные, все в порядке. Собственно, поэтому я и не жду от Уильямса песни «Веселись, как тори».