30 лет назад, в начале перестройки в СССР, которую инициировал Михаил Горбачев, тогда еще советское телевидение стало организовывать телемосты между зрителями в США и трудящимися Союза Советских Социалистических Республик.

 

Зрители могли спрашивать и о самых простых, и о самых необычных вещах. Одна зрительница из Бостона спросила москвичей: «Есть ли секс в СССР?» Ответ из Москвы был таким: «Секса в СССР нет…» В поднявшемся смехе потерялась вторая часть ответа: «…У нас есть любовь». Это была правда: любовь и отношения между мужчиной и женщиной воспринимались серьезнее.

 

Отношение к сексу в бывшей царской России, ставшей впоследствии СССР, изменилось в 1917 году, став более свободным. Супружество считалось пережитком буржуазных отношений. Ярким сексуальным символом пролетарской революции была Александра Коллонтай. Ее слова о том, что «из-за классовых ролей неважно, какую форму имеет любовь — продолжительного формального союза или краткосрочной связи», произвели эффект разорвавшейся бомбы.

 

Ее самое знаменитое изречение было о том, что потребность в сексе сопоставима с желанием выпить стакан воды. Александра Коллонтай очень скептически относилась к семье. Она полагала, что женщины должны служить классовым интересам, а не изолированной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть", меньшая закрепленность общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».


Ленинский треугольник

 

Владимир Ульянов (Ленин) и сегодня известен тем, что, увлекшись революционными идеями, имел отношения с двумя женщинами — Надеждой Крупской и Инессой Арманд. Во время пребывания революционной пары в Париже Арманд была не только их доверенным лицом и секретарем, но и подругой. Их тройственная связь до сих пор вызывает вопросы. Историки реконструируют их отношения по мемуарам и оставшейся корреспонденции. Вот фрагмент из письма Инессы Ленину от декабря 1913 года: «Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты „провел" расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя».

 

Однако необходимо учитывать, что письма Инессы Арманд были сокращены и подкорректированы: не дай бог, пролетарии всех стран узнают все о любовном треугольнике товарища Владимира Ильича Ульянова (Ленина).

 

Национализация женщин

 

В одном из русских городов вышел декрет о национализации женщин. Все незамужние женщины были переданы в общее пользование и должны были удовлетворять потребности членов Союза коммунистической молодежи (Комсомола) и Коммунистической партии (тогда ВКП(б) — Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)). Холостые мужчины, которые имели право воспользоваться услугами незамужних дам, должны были вносить свой вклад в это общее дело в виде 10% от заработной платы. Ведь товарищи-женщины должны были на что-то жить.

 

Шел март 1918 года. Гражданская война. В первые теплые дни весны все гонялись за женщинами. Те стояли перед клубом и возмущались. Их обступили представители клуба… Что послужило причиной для этого конфликта? Стены домов в городе Саратове были облеплены листовками — «Декретом об отмене частного владения женщинами». Авторами были местные анархисты. В преамбуле документа говорилось, что «все лучшие представительницы прекрасного пола находятся во власти буржуазии», а это «мешает правильному продолжению рода человеческого». Поэтому все женщины, кроме тех, у кого пятеро и более детей, в возрасте от 17 до 32 лет объявляются общими.

 

В документе описывались правила регистрации женщин и их «использование». В декрете говорилось, что мужчина имеет право «использовать» одну женщину «не чаще трех раз в неделю в течение трех часов». У бывших супругов был приоритет, но мешать другим они не имели права. Если бы бывшие мужья стали чинить препятствия, то лишились бы привилегий.

 

Секс, рынок и цены

 

Свободные нравы сохранились и после смерти Владимира Ильича Ленина. Все закончилось с приходом И. В. Сталина. Будучи не так уж молод, я как автор этих строк, который учился в СССР, могу рассказать, что в Советском Союзе секс был, его было много, и он был намного доступнее, чем сегодня. Почему?

 

СССР не был рыночным государством. Советское общество не основывалось на денежных отношениях. Люди занимались сексом исключительно бесплатно, в порядке взаимообмена или взаимной услуги, но чаще всего по взаимной симпатии и привязанности.

 

Иногда в Советском Союзе можно было столкнуться и с платным сексом. Его цена достигала 3% от средней зарплаты. Сегодня стоимость секса в денежном выражении колеблется в районе 15% от средней зарплаты и также зависит от некоторых макроэкономических факторов, таких как цена нефти на мировых рынках, к которой привязан курс национальной валюты, то есть рубль зависим от свободно конвертируемых валют. Если падает цена на нефть, снижается и стоимость платного секса.

 

Почему же секс в СССР был бесплатным? У советской женщины не было возможностей инвестировать средства в свою сексуальную привлекательность, например, в красивое нижнее белье, эпиляцию, маникюр, педикюр, солярий, не говоря уже о спортзале. Слово силикон тогда никто даже не отваживался произнести. Сегодня все иначе. Сегодня многие русские дамы занимаются такими инвестициями. К примеру, если перед свиданием она «выложила» три тысячи рублей в парикмахерской (около 45 евро), то она ожидает ужина той же стоимости.

С лопатой (из серии «Девушки метростроя», 1934). Худ. Александр Самохвалов (1894 – 1971). Акварель, бумага. Русский музей (Санкт-Петербург)

Если вы пригласите такую женщину на ужин, то можете ожидать «ответных услуг» на ту же сумму. Есть и те, кто ведет «счет». Вы несколько раз приглашаете ее на ужин, в театр, в отпуск, где вступаете в связь… Собираетесь вступить в брак. А потом вдруг слышите: «Не заплатил, недодал». И нередко все заканчивается словами: «Я передумала. У меня изменились планы».

 

Отсутствие денежных отношений в сексе в Советском Союзе привело к очень интересным последствиям. В советской стране не существовало явления, известного как «трофейные жены». Ты заработал много денег, поэтому можешь себе позволить жениться на молодой красавице, лучше всего модели или актрисе. Когда в области секса или отношений мужчины и женщины нет монетизации, не может быть и тарификации, когда доплачиваешь за качество кожи или эстетические качества какой-либо части тела.

 

Престиж

 

В СССР были престижные женщины, были красивые и ухоженные, но они были практически «переходящим призом». Таких дам добивались сразу несколько соперников, желающих взять их в жены, и притягательность подобных женщин была не в их красоте, а в престиже их бывших мужей.

 

Модернизацию российского общества после распада СССР в 1991 году Владимир Путин называет геополитической катастрофой. После нее произошли катастрофы и в восприятии отношений в обществе и в поведении людей. Поведение молодежи объясняется ее воспитанием, в котором было допущено много ошибок. Так называемые хипстеры считаются цветом общества, но речь идет, скорее, о «выцветании» мозгов, с которыми можно спокойно претендовать на инвалидность. Когда они были детьми, их возили или водили в школу, из школы, на музыкальные занятия, балет, туда, сюда и обратно. Эти дети предрасположены к социальной несамостоятельности.

 

Современные отношения между мужчинами и женщинами напоминают эксперименты с морскими свинками. Те из них, кто утратил самостоятельность, кого выращивали в тепличных условиях, ощущали сексуальное возбуждение, но не понимали, что с ним делать. Проблема не в том, что современные молодые люди не знают, что такое секс, или не видят его. Проблема в так называемом неспецифическом социальном опыте, порождающем формы адекватного поведения. Это похоже на использование языка. Я не хочу сказать, что хипстеры в России не знают, что такое секс. Они знают, но они привнесли в него денежные отношения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.