Когда все будет готово, этот 19-километровый мост в Крым станет самым длинным в Европе. Но «Путинский мост», новый наземный путь, связывающий незаконно аннексированный украинский полуостров и Россию, — это в то же время и крупнейшая за всю историю «черная», то есть нелегальная, стройка.


80-летняя Надежда Федоровна выглядит довольной. Она с нетерпение ждет, когда физически, экономически и психологически изолированный Крым, наконец, получит связывающий его с Россией мост. А в следующем году наладят и железнодорожное сообщение.


«Да, конечно, я очень рада. Сейчас слишком уж трудно добираться до моих родственников на Таманском полуострове, по ту сторону пролива, приходится стоять в длинных очередях и покупать дорогие билеты на паром. Когда дорога по мосту будет готова, я смогу ездить просто на такси», — говорит Надежда Федоровна.

Тестовое включение наружного освещения на Крымском мосту. 2 апреля 2018

Она — одна из нескольких миллионов крымчан, не говоря уже о множестве украинцев и русских, которые раньше могли спокойно проезжать на полуостров и обратно, но четыре года назад внезапно лишились большей части своих возможностей в этой области.


Надежда Федоровна не хочет вступать в дискуссию по поводу интеграции Крыма в Россию.


«Нет, это все политика, хотя я, конечно, думаю, что следовало решить конфликт по-другому. Я сама украинка, моя семья из Полтавы. Родственники у меня есть и на Украине, и в Казахстане, и в России. Я сама приехала в Крым в 1956 году и построила тут свою жизнь с нуля. В то время мы все были друзьями…»


Еще один позитивный эффект моста, помимо хорошего дорожного сообщения с континентальной Россией, — это то, что товары подешевеют, ведь дорогие грузовые суда заменят грузовиками.


Студентки Наталья Мамчич, 19 лет, и Юлия Шамрай, 20 лет, тоже выглядят радостными.


«Теперь мы довольно легко и удобно сможем добираться на материк».


В том, что Крым политически важен, никому не пришло в голову усомниться за все четыре года, что прошли с завоевания Россией этой территории. Российскую военную оккупацию и аннексию Крыма по большому счету весь мир осудил как преступление против международного права. США и ЕС ввели ощутимые штрафные санкции против России, и с этого начался самый серьезный кризис между Востоком и Западом с момента падения советского коммунизма.


Но и с точки зрения географии Крым тоже нельзя назвать незначительной территорией. Площадь полуострова — примерно со шведскую провинцию Смоланд, и от Симферополя в центральном Крыму до Керчи, расположенной на самом востоке, нам приходится на машине проделать основательный четырехчасовой путь по весенней равнине.


Через какой-то год этот путь в 200 километров можно будет преодолеть гораздо быстрее. Вдоль колдобистого проселочного шоссе активно строится современная четырехполосная автомагистраль. Благодаря новой дороге время в пути уменьшится наполовину. Автомагистраль идет к мосту над Керченским проливом, а он соединит Крым с Россией.


Когда российский президент Владимир Путин приезжал с визитом в Крым и инспектировал стройку моста за несколько дней до президентских выборов, он представил переход Крыма к России четыре года назад как историческое решение. Путин сказал: «Вы своим решением (в ходе референдума) восстановили историческую справедливость, которая была попрана, когда Крым оторвали от России в советские времена».


Официальное решение построить новый Крымский мост было принято еще в сентябре 2014 года, всего через полгода после аннексии. Цель — интегрировать ранее украинскую территорию политически и экономически в новую российскую родину, от которой она физически отрезана, чтобы Крым мог функционировать без ресурсов с Украины, единственной страны, с которой он граничит по суше.


Мост станет единственной физической пуповиной, связывающей полуостров с окружающим миром, помимо российских самолетов и морского сообщения (никакие другие корабли и самолеты Крым не посещают).


Украина, которая так и не признала Крым русским, а называет его «временно оккупированным», ввела свою собственную экономическую блокаду Крыма. Прекращение железнодорожного сообщения было весьма драматическим, ведь до аннексии с Украины в Крым ежесуточно ходило 95 поездов.


Постепенно Украина также прекратила поставки электричества и пресной воды. Так что, помимо дефицита товаров, начался еще и дефицит электричества. По дну Керченского пролива в качестве временного решения был проложен кабель, но сейчас эту проблему решают более основательно, строя две газовые электростанции в Симферополе и Севастополе.


В начале 2015 года контракт на строительство моста достался холдингу «Стройгазмонтаж» (или Группе компаний СГМ), который занимается строительством объектов нефтегазового комплекса. Он принадлежит Аркадию Ротенбергу, другу детства Путина и его бывшему тренеру по дзюдо в Ленинграде. «Форбс» (Forbes) оценивает состояние Ротенберга в сумму не менее 2,5 миллиардов долларов, он включен в санкционный список, составленный США и ЕС в ответ на военную интервенцию России на Украину.


Так что называть Крымский мост «Путинским» основания есть.


Когда Путин посещал мост, он всячески расхваливал стройку. Перед множеством камер ему сообщили, что дорожная часть моста по плану будет готова в декабре 2018 года. Но насчет этого у него было собственное предложение:


«То, что вы уже сделали, впечатляет. Но было бы хорошо закончить его к курортному сезону», — сказал Путин.


«Мы сделаем все возможное», — ответил Аркадий Ротенберг, который стоял рядом.

Президент РФ Владимир Путин во время осмотра готового участка автодорожной части Крымского моста через Керченский пролив. 14 марта 2018

Позднее он уточнил дату открытия, назвав 9 мая, ежегодный праздничный день в России, когда страна отмечает победу над нацистской Германией 1945 года.


Эта сцена едва ли разыгралась спонтанно. Она явно была срежиссирована для домашнего потребления, и президент в ней сыграл доброго царя. Никто всерьез не поверил бы, что Путину неизвестен план строительства моста или что Ротенберга не проинформировали о том, что собирается сказать его босс.


На подъезде к мосту, примерно в километре от места, где шоссе срастется с его пролетными строениями, я поговорил с Сергеем, одним из бригадиров на стройке, который не захотел назвать свою фамилию, о том, насколько вероятно, что мост действительно будет готов к маю.


«Да, это возможно, — говорит он и пожимает плечами, показывая на свою строительную бригаду, которая трудится вовсю. — Мы иногда работаем и по ночам, чтобы уложиться в план».


Сам он работает на фирму из Санкт-Петербурга, но многие рабочие и мелкие подрядчики — из Москвы, а также из Краснодарского края, который находится на той стороне Керченского пролива.


Кроме того, речь идет об одной из крупнейших инвестиций в инфраструктуру России. Стоимость проекта, по оценкам, составит 4-5 миллиардов долларов.


Правительство Украины протестовало против строительства моста.


Основным аргументом было то, что строительство ведется на незаконно оккупированной территории. Мост усилит и без того уже прочный контроль Москвы над Крымом. Кроме того, представители Украины утверждают, что мост может заблокировать украинские корабли, идущие через Керченский пролив в Черное море из крупных портов в Азовском море, в том числе из Мариуполя.


Самая высокая точка полотна моста находится в 35 метрах над водой, а это значит, что треть судов украинского грузового флота больше не смогут проходить через залив. Это тяжелый удар по украинской экономике.

Вид на строящийся Крымский мост в Керченском проливе

Идея моста через Керченский пролив не нова: на самом деле еще российский царь Николай с 1903 года размышлял над его постройкой. Но ему помешала российско-японская война, а затем Первая мировая.


Затем, в 1943 году, мост запланировал возвести нацистский министр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер (Albert Speer). Было начато сооружение железного моста, но его не успели завершить до того, как советские силы оттеснили немецких захватчиков назад за Керченский залив. Немцы взорвали готовые части моста, прежде чем отступить. Годом позже советская Красная армия построила мост длиной 4,5 километра к острову Тузла. Но через полгода он рухнул под давлением ледяных масс.


Кое-кто из независимых экспертов опасается, что и новый мост не продержится долго. Помимо тяжелых погодных условий, еще и геологическая обстановка там ненадежна. Слой глины на дне очень глубок, что не позволяет прочно закрепить сваи. Кроме того, это район высокой сейсмической активности.


Но даже если мост и будет крепко стоять, факт остается фактом: стройка — такая же незаконная, как и сама аннексия Крыма. Мост не только нарушает двусторонний договор между Украиной и Россией, заключенный в 2003 году, по которому любое строительство в Керченском проливе должно происходить по согласию обеих сторон. Он также идет вразрез с Конвенцией ООН по морскому праву, которая подразумевает, что у России нет права начинать строительство моста или перекрывать Керченский пролив без разрешения Украины.


Крым


Население — примерно 2,3 миллиона (60% русских, 25% украинцев, 12% крымских татар).


В конце февраля 2014 года российские элитные войска вторглись на Крымский полуостров, входивший в состав Украины. Конфликт распространился на восток Украины, где война между пророссийскими сепаратистами и украинской армией унесла более 10 тысяч жизней.


Чуть более чем через неделю новые властители Крыма объявили там референдум, посвященный переходу полуострова к России. По официальным данным, 97% населения проголосовало «за», но окружающий мир осудил этот референдум как незаконный.


В марте 2014 Крым был официально аннексирован Россией.


ЕС и США ввели санкции против России. По международному праву Крым по-прежнему остается украинской территорией.