В 2013 году город Таллин решил сделать транспорт для своих жителей бесплатным. Это был риск, который оправдал себя.


За последние пять лет 35 тысяч жителей поменяли место своей регистрации в других уездах на регистрацию в Таллине. За счет новых налогоплательщиков город стал получать прибыль в 20 миллионов евро в год.


По мнению критиков, весь проект бесплатного общественного транспорта обязан своему успеху соседним уездам: дополнительные доходы от налогов город получил за счет того, что их недосчитались в уездах.


Главный разработчик проекта бесплатного общественного транспорта Аллан Алакюла (Allan Alaküla) все же хочет подчеркнуть, что большая часть новых налогоплательщиков и ранее проживала в городе.


«Люди не переехали сюда только из-за бесплатного транспорта. Речь идет о том, что те жители города, которые по какой-либо причине ранее были зарегистрированы в других уездах, получили достаточные основания, чтобы вернуться в город», — говорит Алакюла.


Одинаковые возможности всем уездам


Хотя в Таллине дела в экономическом плане идут хорошо, во многих других уездах наблюдаются трудности. От недостатка рабочей силы в особенности страдают маленькие деревни — ведь трудоспособное население переезжает в города.


Чтобы сбалансировать ситуацию, в Эстонии решили предложить всем уездам перейти на бесплатный общественный транспорт при поддержке государства.


Нововведение не является обязательным, каждый уезд может использовать дотации государства по своему усмотрению. Например, можно повысить зарплаты водителям автобусов или снизить стоимость билетов.


Часть уездов, такие как Пылвамаа, Сааремаа, Вырумаа и Ляэнемаа, уже объявили о введении бесплатного общественого транспорта с начала июля. Ожидается, что остальные уезды объявят о своем решении на этой неделе.


Забота о сельских жителях


Проект введения бесплатных автобусов принадлежит министру экономики и инфраструктуры Эстонии Кадри Симсон (Kadri Simson). По ее мнению, бесплатные автобусные перевозки могли бы оказаться очень полезными.


Одним из положительных эффектов было бы возрождение села. Симсон считает, что бесплатный общественный транспорт может активизировать безработных, живущих в отдаленных регионах, у которых нет собственной машины или средств на билет для проезда на общественном транспорте, как и возможности поехать на работу.


Самый дорогой месячный проездной билет на общественный транспорт стоит в Эстонии 72 евро. Это довольно дорого для страны, в которой средняя зарплата составляет меньше тысячи евро.


Хорошо работающее и бесплатное транспортное сообщение между сельской местностью и ближайшими городами избавило бы от необходимости переезжать в город ради работы.


А что будет с частными перевозчиками?


Не все поддержали предложение Кадри Симсон. Например, транспортная компания Elron и некоторые частные перевозчики опасаются, что бесплатный общественный транспорт лишит их прибыли от продажи билетов. Хотя большая часть бесплатных транспортных маршрутов имеют местное значение, к ним могут добавиться и более длинные маршруты, соединяющие города.


Проект критикуют еще и за то, что в нем не учитываются реальные проблемы уездов.


«Подобный успех проекта бесплатного общественного транспорта возможен только в развивающихся центрах», — заявил в интервью газете Postimees политик Хелир-Валдор Сеэдер (Helir-Valdor Seeder).


По словам Сеэдера, жители эстонского села думают не о том, сколько стоит билет, а о том, придет ли автобус вообще.


«Во многих деревнях автобус ходит один или два раза в день. В таких местах мобильность людей не улучшится из-за того, что проезд станет бесплатным», — говорит Сеэдер.


Бесплатный общественный транспорт — это хороший бренд


Сейчас в Таллине бесплатный проезд в общественном транспорте кажется чем-то естественным. Быстрый опрос пассажиров трамвая свидетельствует о том, что никто не хотел бы вернуться к прежней платной системе.


«Я наверняка больше бы ездил на машине, если бы пришлось платить за билет», — говорит Райн Тито (Rain Tito).


«Я учащаяся, нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, у меня небольшие доходы. Сейчас я легко могу выезжать в центр с ребенком. Если бы пришлось платить за билеты, я в основном сидела бы дома в четырех стенах», — рассказывает Мария Икбал (Maria Ikbal).


По словам Аллана Алакюла, вначале четверть жителей Таллина была против идеи бесплатного общественного транспорта. Противники идеи опасались, что отсутствие платы за проезд добавит беспорядка, путаницы и преступности. По результатам свежих опросов, сейчас идею бесплатного проезда поддерживают более 90% таллинцев.


«Страхи не оправдались, в автобусах и трамваях стало чище и безопаснее», — говорит Алакюла.


Бесплатный общественный транспорт оказал влияние и на международный имидж Таллина. Специалисты других стран мира, таких как Франция и Германия, приезжают, чтобы изучить опыт Таллина.


Аллан Алакюла надеется, что как можно больше эстонских уездов примут решение перейти на бесплатное автобусное движение. Он верит, что общественный транспорт всей страны в будущем станет бесплатным.


«Было бы здорово стать страной, в которой общественный транспорт абсолютно бесплатен для всех».