Журналисты Гардиан в России рассказывают о своих первых впечатлениях после того, как каждая сборная отыграла как минимум по одному матчу.
1) Оказывается, Россия может быть отличным местом для проведения Чемпионата мира
Политическая напряженность и все остальные проблемы с российским правительством по окончании мундиаля никуда не денутся, однако велика вероятность того, что многие люди увезут из России приятные воспоминания и изменившееся восприятие страны. На протяжении целого месяца Россия будет являться миру в своем самом лучшем, дружественном обличии: люди рады принимать у себя чемпионат и болельщиков, и по крайней мере до настоящего момента это способствует общему позитивному настрою. Равно как и дешевое пиво и ласковое солнце в большинстве принимающих городов. Ввиду того, что все транспортные артерии страны проходят через столицу, Москва превратилась в настоящую базу для футбольных болельщиков, десятки тысяч людей курсируют по городу, останавливаясь в нем на пару ночей между играми, и создают атмосферу карнавала. Шон Уокер (Shaun Walker)
2) Самый лучший мяч
«Мы — жертвы ФИФА и постоянно меняющегося футбола», — посетовал в понедельник вратарь сборной Египта Эссам Эль-Хадари. Его тренер Эктор Купер, похоже, посчитал этот комментарий забавным — ведь именно таков прочно установившийся обряд посвящения, когда вратари объединяются, чтобы выразить свое недовольство мячом. Игорь Акинфеев тоже высказался по поводу Telstar 18, но трудно понять, на что они жалуются, потому что нынешняя версия мяча кажется самой надежной за последние несколько лет. Если считать главной проверкой мяча «на вшивость» то, как он ведет себя на ударах с дальней дистанции и входит в ворота, то он прошел это испытание вполне успешно.
Штрафные удары от Александра Головина, Криштиану Роналду и Александра Коларова не оставляли вратарям шансов, потому что игроки могли довериться собственной технике вместо того, чтобы беспокоиться о самом полете мяча. Большое количество голов из стандартных положений частично объясняется организационными вопросами, но в том числе обусловлено и тем, что этот мяч можно надежно разместить хоть на монете в шесть пенсов. «Возможно такой футбол больше устраивает игроков, чем вратарей», — признал Эль-Хадари, и, вероятно, это лучший показатель того, что на самом деле все так, как и должно быть. Ник Эймс (Nick Ames)
3) Меньше красных карточек
Как оказалось, система видеопомощи арбитрам скорее сеет раздор, нежели помогает разрешать спорные моменты: уже несколько стран потребовали от ФИФА разъяснений по поводу непоследовательного использования VAR. Англия была неприятно удивлена тем, что судья не прибегнул к VAR, когда в ходе матча Гарри Кейна два раза грубо сбили с ног. Очевидно, что многие противоречия еще предстоит устранить, но в одном эта система, кажется, играет явно позитивную роль. Вплоть до 15-й игры турнира не было выдано ни одной красной карточки, ее первым обладателем стал колумбиец Карлос Санчес. Это самый чистый старт чемпионата мира начиная с 1986 года. Марта Келнер (Martha Kelner)
4) Трое могут создать толпу
Если бы только футбол был чем-то вроде пазла, в котором лучшие элементы мгновенно складываются в совершенную картинку! Франция приехала в Россию с похожим набором ожиданий: радостное возбуждение от того, что сборная располагает целым созвездием талантливых игроков, было приправлено сомнениями относительно того, насколько эффективно они сыграют. Дидье Дешам пошел на смелый шаг, сформировав свою команду вокруг трех избранных нападающих, которых Бог наградил скоростью и ловкостью. Теоретически, кто бы захотел сыграть против Килиана Мбаппе, Антуана Гризманна и Усмане Дембеле? Но на практике это сработало не до конца. Химия появилась не сразу. Передние игроки часто не обнаруживались на месте, между ними и полузащитой пустовали большие пространства. Атаки Франции в первом матче против Австралии нельзя назвать яркими, и французам еще предстоит большая работа, если они хотят найти правильный баланс и показать лучшее, на что они способны. Эми Лоуренс (Amy Lawrence)
5) С насекомыми и собаками, но пока без большого брата
6) У Англии есть напор и энергия
Накануне первой игры своей команды на групповом этапе — против сборной Туниса — Гарет Саутгейт говорил о стремлении изменить восприятие английского футбола, и, хотя для достижения этой благородной цели потребуется гораздо больше времени, чем для победы в добавленное время над командой, занимающей 21-е место в мировом рейтинге, сегодня у нас есть все основания полагать, что он может преуспеть в этой задаче. Часто бывает, что Англия приносит разочарование в самых важных финалах: либо потому что играет в скучный футбол, либо потому что в целом показывает слабые результаты, но эта группа кажется совсем другой. Пока что игру нынешней сборной можно сравнить со струей свежего воздуха: команда хорошо осознает собственные недостатки, но при этом полностью уверена в своих сильных сторонах. Ни одна команда не создавала столько опасных моментов, сколько сборная Англии в первом тайме на стадионе в Волгограде, и никогда еще на чемпионате мира англичане не забивали победный гол в дополнительное время. Это рвение и сила идут от тренера и обусловлены его видением игры. Футболисты ощущают себя командой, которая может рассчитывать на успех в России. Доминик Фифилд (Dominic Fifield)
7) Бразильцам нужно побороть свою неуверенность
Это была единственная оплошность, но Тите, его подопечные и остальные 200 с лишним миллионов бразильцев продолжают настаивать на том, что уравнявший счет ответный гол Швейцарии в воскресном матче в Ростове нужно было аннулировать из-за нарушения. Однако после того, как мяч оказался в воротах противника, с Бразилией произошло что-то невообразимое. Игра стала разваливаться на части. Совершенно внезапно команда примерно на 15 минут утратила контроль над ходом игры. Кажется, это перекликается с тем, как Бразилия в целом живет футболом — для нее характерны эти безумные эмоциональные скачки. Тите говорил о тревожности, невероятном давлении и нервозном состоянии накануне первой игры группового этапа, нетрудно вспомнить, как на предыдущих чемпионатах мира выступления сборной сопровождались слезами и становились травмой для соотечественников — включая и последний мундиаль. Игра Бразилии стабилизировалась, и они бросили все силы на борьбу с швейцарцами, однако хаотический финал только поманил их возможностью победы. Сборная Тите не лишена таланта. Возможно, самая большая битва, которая им предстоит, это битва за собственное внутреннее равновесие. Дэвид Хитнер (David Hytner)
8) Фанаты переносят футбол на улицы
Когда по Молодогвардейской улице в центре Самары проходила шумная толпа русских, сербских и костариканских болельщиков, кто-то сделал пас мячом. Было уже за полночь, и после долгого дня, начавшегося на стадионе и закончившегося просмотром матча Бразилии и Швейцарии в FanZone, болельщики направлялись по домам. Но как только на улице разыгрался импровизированный матч, усталость как рукой сняло: его участники легко преодолевали языковые барьеры, давая пасы и ловко увертываясь от соперника. Справедливости ради надо сказать, что Россию и Сербию связывает давняя дружба, но эта сцена была характерным признаком тех дружеских отношений, которые складываются на чемпионате в более провинциальных городах. Стремление к культурному обмену было искренним: к примеру, Самара до 1991 года была закрытым городом, и, принимая у себя самое крупное футбольное мероприятие и съехавшихся из разных стран мира гостей, явно не могла сдержать эмоций. Душа радуется, когда видишь, что люди стараются воспользоваться этой возможностью по максимуму. Ник Эймс (Nick Ames)
9) Кубок мира Тони Пьюлиса
Что, черт возьми, происходит со всеми голами со стандартного положения на этом чемпионате мира? По прошествии всего 15 игр в России мы стали свидетелями большего количества голов с прямых штрафных ударов, чем за весь мундиаль в Бразилии. Хуан Кинтеро из Колумбии присоединился к компании серба Александра Коларова, португальца Криштиану Роналду и россиянина Александра Головина, обыграв вратаря штрафным ударом из-за пределов площади. Уже было назначено девять пенальти (за весь турнир в Бразилии их было только 13), а 22 из 38 голов (55%), забитых в первом раунде групповых матчей, были осуществлены в дополнительное время. На самом деле матч Колумбии и Японии продемонстрировал нам чистую победу. Помимо свободного удара Кинтеро, Синдзи Кагава пробил с пенальти, а Юйа Осако головой забил с углового, направленного ему Хондой. Введение системы VAR явно сыграло свою роль в количестве нынешних пенальти, но как объяснить остальное? В любом случае, для Тони Пьюлиса это знаменательный день. Стюарт Джеймс (Stuart James)
10) Мирное нашествие южноамериканцев
Нет сомнений в том, что мундиаль в Бразилии по очевидным причинам должен был привлечь больше гостей из других южноамериканских стран, вот почему особенно приятно наблюдать такое внушительное число болельщиков из этой части света на нынешнем турнире в России. А в случае Саранска можно сказать, что они буквально захватили город и стадион. Перу, которое по доле официально купленных билетов, занимает восьмое место в списке стран с наибольшим количеством болельщиков на Кубке мира, во время субботнего матча против Дании устроило на стадионе «Мордовия Арена» подобие домашней тусовки. А Колумбия, которая в официальном порядке продала на эти финалы 65234 билета, что более чем в два раза превышает количество билетов, купленных Англией, продемонстрировала нечто подобное на том же стадионе в ходе матча против сборной Японии во вторник. Слушая рассказы фанатов о том, на какие жертвы им пришлось идти, чтобы попасть на эти матчи, становится понятно, что вживую следить за игрой национальной сборной для них значит намного больше, чем для людей во многих других странах, в частности в Европе — включая Англию. Стюарт Джеймс (Stuart James)