Чтобы поприветствовать футбольного болельщика, нужно сделать так, чтобы это приветствие соответствовало времени суток.

«Доброе утро, добрый день, добрый вечер».

Две преподавательницы английского языка находятся в скромном учебном помещении, а их ученики — это сотня таксистов, сидящих перед ними на поставленных рядами стульях. Чемпионат мира начнется примерно через месяц. И все происходит здесь так же, как во многих других учебных классах в нашем мире. Но следует еще учитывать, что это бесплатные курсы, и чем дальше сидят водители, тем меньше внимания они уделяют упомянутым выше преподавателям.

«Пожалуйста, довезите меня до аэропорта «Шереметьево».

С общей помощью приводятся самые важные фразы для этой профессии: Куда вы хотите поехать? Сколько это стоит? А еще специальные слова для футбольных болельщиков: «Удачи вашей сборной!» (Good luck to your team). Все таксисты, проходящие эти курсы, — мужчины. Среди них Алим.


«Привет…»

Намерение правильное, но решение не очень эффективное

Когда Алим несколько десятилетий тому назад учился в школе, английский язык там не изучали. Вот уже почти двадцать лет он работает таксистом в российской столице, и у него такая же биография, как и у сотни тысяч других людей: он родился в одной из республик Советского Союза, где до сих пор живет его семья. Алим — гастарбайтер, иностранный рабочий, он работает почти каждый день, зарабатывает немного, а еще посылает деньги домой. Если все гастарбайтеры вдруг уедут из России, то почти некому будет водить такси и грузовики, а строительные площадки опустеют.

Правильно задуманный, но не очень эффективный урок прерывается на четверть часа. Перекур. А также время для того, чтобы побеседовать во дворе. Там настоящее желтое море из автомобилей — плотными рядами стоят покрашенные в желтый цвет московские такси.    

«Пойдемте, я покажу вам мою машину», — говорит Алим не без гордости и открывает свой автомобиль среднего класса. После чего он начинает очень искренне рассказывать о своей повседневной жизни. Мы изменили его голос и его имя, поскольку его откровенность легко может стоить ему его ценного рабочего места. Алим работает в области, где ведется ожесточенная ценовая война. Расстояние от центра Москвы до аэропорта «Шереметьево» составляет примерно 35 километров, а в пересчете такая поездка стоит не более 15 евро.

Такси заказываются с помощью приложений в смартфоне

Давно прошли те времена, когда такси нужно было ловить жестами, стоя на краю дороги. Если в Москве кто-то хочет заказать такси, то, как правило, делается это с помощью смартфона и специальных приложений, а заказ принимается одной из трех крупных компаний (Gett, Яндекс или Uber), но следует также сказать, что две последние недавно объединились. Но вот самое слабое звено в этой цепи — мужчина или реже женщина за рулем.

«Что касается моих доходов… Ну, например, за неделю я заработал 37 тысяч рублей, около 500 евро. Из этой суммы я должен заплатить за аренду автомобиля — по 27 евро в день. И от каждой поездки компания получает 23%. Кроме того, раз в неделю нужно заплатить за бензин. В результате у меня в кармане остается от 45 до 50 тысяч рублей в месяц, то есть, около 675 евро. Больше уже трудно заработать».

Городские власти устанавливают максимальное время работы для водителей, однако эти показатели почти не контролируются.

«Нужно сидеть за рулем, по крайней мере, 14, 15 или 16 часов. Но уже невозможно зарабатывать деньги после 10 часов работы. Это невозможно уже из-за пробок».

Заторы на дорогах и большие расстояния

Многокилометровые заторы на многополосных дорогах, большие расстояния, а также суровые зимние условия в период с октября по апрель — ежедневные поездки на автомобиле в Москве являются серьезным испытанием для терпения и для души. Алим работает в основном по ночам. Потому что ездить легче, говорит он. Однако все больше появляется историй о заснувших за рулем водителях. Примерно неделю назад одно такси выехало в центре города на тротуар, в результате чего пострадали семь пешеходов, а сам водитель, который уже сидит в тюрьме, объяснил это тем, что к этому времени он уже находился за рулем автомобиля 20 часов.

Алим стоит рядом с открытой дверью водителя и рассказывает о том, что иногда к нему плохо относятся, поскольку он не местный, не русский. И такие вещи происходят постоянно со многими иммигрантами в Москве. Но есть еще одна вещь: интернет делает их работу прозрачной, но и более безжалостной. После каждой поездки пассажир имеет возможность оценить работу водителя по шкале, состоящей из пяти звездочек. И каждая звездочка стоит денег.

«Это очень важно. Надбавки, выплачиваемые нам предприятием, зависят от оценки. Если оценки низкие, то мы не получаем никаких дополнительных денег».

Новая встреча с Алимом во время Чемпионата мира

Недавно произошла новая встреча с Алимом — у него великолепное настроение. Чемпионат мира по футболу начался, и он уже успел перевезти в своем такси многих болельщиков. Одну женщину, которая думала, что до расположенного на Урале Екатеринбурга можно добраться на такси, он отвез в аэропорт. А трех подвыпивших и потерявших ориентацию в городе швейцарцев он доставил в их гостиницу. По-английски он не говорит, но эту функцию берет на себя его смартфон.

«Во всех смартфонах есть приложение, которое переводит с английского на русский и наоборот. Никаких проблем. Все супер!»

После начала Чемпионата мира атмосфера в Москве заметно разрядилась. «Самое главное состоит в том, что открываются сердца, открываются души. Вот, посмотрите, они подарили мне шарф». На зеленом шарфе, который он достает из бардачка, написано «Мексика». Именно так. Подарок от счастливых мексиканцев после победы над немцами.

Наша поездка заканчивается у специальной фан-зоны. Денежную банкноту, которую я ему передаю в качестве оплаты за проезд, он три раза целует и затем убирает в надежное место. По словам Алима, он всегда так делает после первой поездки. Это была для него первая поездка в ту ночь. За рулем он будет находиться до семи или восьми часов утра.