Национальное собрание Франции окончательно утвердило закон, запрещающий использование смартфонов и планшетов в школах. Инициатива исходила лично от президента Макрона и была поддержана в парламенте его партией «Вперед, Республика!». Не исключено, что Макрона подтолкнула к решительным действиям его жена Брижит — опытный педагог с многолетним стажем. Хотя запрет на пользование смартфонами во время занятий действовал во Франции с 2010 года, на этот раз за пределами учебных заведений (в том числе во время перемен) должны остаться все связанные с интернетом электронные устройства, включая планшеты и смарт-часы. Запрет распространяется на всех школьников начальной и средней школы в возрасте с 3 до 15 лет. Исключения делаются лишь для детей-инвалидов. Школы третьей ступени (гимназии и лицеи) должны сами решать вопрос с электронными гаджетами.

Запрет смартфонов во французских школах вызвал бурные дискуссии в Германии, где такой запрет c 2006 года действует лишь в школах консервативной Баварии. В других землях этот вопрос обсуждается, и решения пока не найдено. Большинство немецких педагогов придерживается точки зрения, что смартфон является «мощным отвлекающим инструментом», особенно в начальной школе. Он снижает концентрацию и мешает образовательному процессу. Опыт показывает, что приказ «выключить смартфоны» школьниками не выполняется, они лишь убирают звук. Вместе с тем, ряд немецких политиков призывает к повышению культуры пользования смартфонами и не отказываться от преимуществ интернета, поскольку все страны вступили на путь цифровизации.

В самой Франции школы еще не определились, как проводить в жизнь запрет на смартфоны, как организовать систему контроля и временного хранения смартфонов в ячейках. Французский профсоюз учителей считает, что это технически сложный вопрос, но, несомненно, он будет со временем решен. Если во Франции 5 300 государственных школ, в которых обучаются в среднем по 500 учеников, то необходимо создавать миллионы ячеек. Родители тоже озадачены — как сохранять связь с детьми?

Между тем поводов для беспокойства все больше: проведенное в 2017 году немецкими специалистами исследование подтвердило, что уже в дошкольном возрасте 70% детей «подсели» на смартфоны и планшеты. Эти гаджеты не только снижают концентрацию, они ведут к речевому отставанию и ожирению, иными словами, делают детей толстыми и глупыми. Хотя не все исследования подтверждают это, несомненно одно: на учебный процесс смартфоны влияют плохо. Дискуссии идут повсюду, в том числе в Великобритании, где более 90% тинейджеров имеют смартфоны или мобильные телефоны. Одно из последних исследований Лондонской школы экономики показало, что в школах, где запрещены мобильники, показатели успеваемости значительно выросли. В Великобритании нет единого закона по использованию смартфонов в школах, решение принимается на уровне каждого учебного заведения. Но если в элитных школах действует полный запрет на смартфоны, то в школах для низших социальных слоев они даже используются на занятиях. Тем не менее, все большее количество школ Великобритании вводит запрет на смартфоны. Так, в частной школе Shiplake College действует следующее правило: ученик, пойманный со смартфоном в период с 8 утра до 6 вечера, направляется в карцер, все без исключения сдают свои мобильники в ячейки. Ребята довольны: если сначала они возражали против этой меры, то теперь полностью ее поддерживают. Раньше они сидели на переменах, уткнувшись в экраны, теперь активно играют и общаются друг с другом. В лондонских элитных школах Latymer Upper и Graveney запрет распространяется на всех учеников с 11 до 16 лет. Результаты этого запрета расцениваются как «необычайно позитивные». В этих школах даже применяется понятие tech detox — «техническая детоксикация», с учениками и родителями подписывается соответствующий «кодекс поведения». Смартфоны в элитных школах теперь считаются признаком «низкого социального положения», так же как чипсы, кока-кола и курение.

В 2015 году мэр Нью-Йорка Билл де Блазио отменил 10-летний запрет на использования мобильных устройств в школах — якобы для того, чтобы ученики «могли поддерживать связь с родителями». По мнению специалистов, это было ошибочное популистское решение, поскольку наносит вред ученикам с низкой успеваемостью, преимущественно из бедных семей. Смартфоны действуют как наркотик: подростки подсаживаются на чаты, рекламу, поп-музыку, порнографию и другие вредные с точки зрения учебы вещи, делают бессмысленные «селфи», перестают читать. Психологи Техасского университета обнаружили, что даже присутствие неработающего смартфона снижает когнитивные способности и концентрацию у детей. Поэтому они предлагают самое простое решение — «с глаз долой, из сердца вон».

В заключение еще несколько «страшилок» от ведущих психологов и ортопедов западных стран:

— Смартфоны портят настроение, вызывают депрессию. Вместо того, чтобы общаться, смеяться и активно проводить время, люди сидят, уткнувшись в экраны и тупо тыкают пальцем. Способность к социализации снижается, возникает своего рода «дигитальный аутизм», а если надеты наушники, то связь с внешним миром серьезно нарушается, сознание уходит в «виртуал».

— Молодежь проводит за смартфоном от 2 до 3 часов ежедневно. Буквы на экране маленькие, и подростки сидят, буквально согнувшись. Ученые ввели термин head down generation, или «поколение с опущенной головой». Это ведет к искривлению позвоночника, напряжению шейной мускулатуры и плохому зрению. Ортопеды говорят об I-Pad shoulders, «айпэдовских плечах».

— Возникает серьезная психическая зависимость. Подростки впадают в панику, если смартфона нет под рукой или аккумулятор разряжен.

— Специалисты предлагают разные способы отвыкания от смартфона: можно начать с пауз в 2-3 часа, отключать аппарат на ночь, во время общения или учебного процесса. В самых крайних случаях стоит обратиться к психиатру. В Китае уже давно действуют клиники, где подростков отучают от игровой, компьютерной и смартфонной зависимости.

Читатели немецкоязычных СМИ пишут на эту тему:

— Борьба со смартфонами еще более важна и оправдана, чем война с чипсами и кока-колой. Нам не нужны жирные депрессивные подростки, потерявшие связь с реальностью.

— Поколения людей выросли без смартфонов и мобильников, они дали миру великих ученых, поэтов, композиторов и писателей. Что дадут миру нынешние подростки, «подсевшие» на смартфоны?

— Может быть, стоит разрешить в школах самые примитивные мобильники, без интернет-функций, только для экстренной телефонной связи? Это важно для контактов с родителями и полицией. Кроме того, школьники перестанут хвастаться новыми дорогими смартфонами, что вызывает зависть у товарищей.

— Почаще «вырубать» смартфон: хорошо для тела и души.

— Имеет смысл приучить школьников к цивилизованному обращению с электронными гаджетами. Запреты не будут действовать, потому что изобретательные подростки их все равно обойдут.

— Повышается спрос на элитные школы, где запрещают использование смартфонов. Школы для низших слоев общества будут разрешать все эти «игрушки» и выпускать тупых малограмотных потребителей.

— Пора остановить эту чуму! Необходимы ограничения на пользование смартфонами не только для детей, но и взрослых. Социальный аутизм развивается во всех возрастных группах, происходит зомбирование сознания.

Наблюдатели приходят к выводу, что проблема смартфонов чрезвычайно показательна для современного общества. Все больше людей осознает опасность, связанную с неразумным использованием техники, но не все готовы сделать практические выводы. В нынешних условиях, когда западный (а за ним и весь остальной) мир все сильнее раскалывается по социальному признаку, отказ от смартфонов, жирной нездоровой пищи, сахаров и курения становится прерогативой элиты. Низшие слои, куда перемещается и исчезающий средний класс Запада, будет потреблять нездоровую пищу, как в прямом, так и переносном смысле. Подростки будут слушать рэп, курить, потреблять наркотики, есть гамбургеры и чипсы, пить кока-колу и другие сахаросодержащие напитки, а главное — зависать в чатах и порносайтах благодаря наличию смартфонов и планшетов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.