Верховный суд Индии зачеркнул наследие колониализма после десятилетий разбирательств

Судьбоносное для сексуальных меньшинств решение Верховного суда Индии отменить наказание за гомосексуализм вызвало народное ликование по всей стране. Пятеро судей единогласно решили признать закон 160-летней давности, запрещающий «противоестественный секс», дискриминационным и противоречащим конституции.

Этот вердикт, увенчавший 24 года судебных разбирательств, зажег радостью сердца ЛГБТ-активистов и им сочувствующих по всей стране. В ночных клубах крупнейших городов Индии ожидаются ночные вечеринки и широкомасштабные празднования. В Мумбаи прошел марш под гигантским радужным стягом, а в Бангалоре демонстранты облачились в цвета ЛГБТ-флага и пускали в небо воздушные шары. В роскошном отеле «Лалит» в Дели персонал отплясывал прямо в фойе — там рады геям, потому что они принадлежат к активистам, затеявшим выигранную тяжбу.

«Криминализация плотских сношений в соответствии со статьей 377 Уголовного кодекса Индии иррациональна, недопустима и носит произвольный характер», — заявил верховный судья Дипак Мисра, объявляя о своем решении в четверг пополудни.

Мисра — автор одного из четырех заключений, легших в основу вердикта об отмене. В них приводятся цитаты из лорда Альфреда Дугласа («Любовь, которая не смеет произнести своего имени»), Леонарда Коэна («Демократия, из пепла геев идет она»), Уильяма Шекспира («Что в имени? Когда мы назовем иначе розу, запах будет тот же»), и немецкого философа Йохана Вольфганга фон Гёте («Примите меня таким, какой я есть»).

Мисра заявил: «Сегодня людям все еще приходится сталкиваться с социальной изоляцией, отчужденностью и вынужденным затворничеством. Лишь когда каждый человек полностью освободится от этих уз, мы сможем назвать себя по-настоящему свободным обществом».

ЛГБТ активисты празднуют легализацию однополых отношений в Бенгалуру, Индия

Другая судья, Инду Малхотра, заявила: «История в долгу перед членами ЛГБТ-сообщества за то, что восстановление их в правах заняло так долго». По оценкам суда, к сексуальным меньшинствам принадлежит до 8% населения Индии — это 104 миллиона человек, одно из крупнейших таких сообществ в мире. Оглашение вердикта вызвало аплодисменты и радостные восклицания в толпе, собравшейся на газоне у входа в здание. «Мы выиграли! — ликовала 19-летняя Смрити, бросившись в объятья трех друзей. — Предстоит еще долгий путь, но первый шаг сделан. Мы больше не преступники в собственной стране». Своей фамилии она не назвала.

Риту Далмиа, одна из пяти ЛГБТ-активистов, поставивших свои подписи под судьбоносной петицией, заявила, что смотрит в будущее с надеждой. «Я начала было черстветь и превращаться в циника, который ни во что не верит. И, честно говоря, вердикт в очередной раз доказал, что наша демократия работает и что право выбора и свободы слова действительно существуют», — радуется она.

«Сегодня исторический день, — заявил Ананд Гровер, один из адвокатов, ведших дело. — Будущее открыто для всех, отныне любой сможет реализовать свои фундаментальные права на равенство, приватность, человеческое достоинство и так далее. Так постановил суд, и это решение коснется каждого».

Вердикт венчает долгий и тернистый путь к легализации гомосексуализма в современной Индии. Иски, поданные в 1994 и 2001 годах, много лет переходили от отдной инстанции к другой. В 2009 году суд Дели постановил отменить запрет на гомосексуализм, однако Верховный суд четыре года спустя решил оставить его в силе.

Критики закона отмечают, что, хотя обвинительные приговоры по таким делам и редки, закон нередко использовался для шантажа геев и лесбиянок, делая их изгоями и препятствуя борьбе с заболеваниями вроде ВИЧ/СПИД. По сообщению ЛГБТ-активистов Фонд Хумсафар, их организация в Мумбаи только за последние два года присутствовала на 18 слушаниях, где разбирались попытки шантажа гомосексуалистов, предпринятые полицией или частными лицами, угрожавшими «сдать» их властям.

Организация заявила, что получила по меньшей мере 52 жалобы от представителей ЛГБТ-сообщества, подвергшихся домогательствам или дискриминации на рабочем месте. По ее словам, пожаловаться по официальным каналам эти люди не могли из-за запрета на гомосексуализм.

Истинного прорыва адвокаты добились в прошлом году. «Прошлогоднее постановление о приватности все перевернуло, — объясняет Гаутам Бхатиа, адвокат из Дели и правовед. — В августе 2017 года Верховный суд постановил, что у всех есть неотъемлемое право на приватность, а кроме того пятеро судей признали ошибочность вердикта от 2013 года».

«Это было беспрецедентно. Судьи прокомментировали совершенно не связанное дело и признали решение по нему неправильным. С этого момента статья 377 по сути канула в Лету с единодушного одобрения судей — оставаясь в силе лишь формально». В июле Верховный суд заслушал петицию об окончательной отмене, и ее сторонники воодушевились, когда националистическое правительство Индии, ранее высказывавшее свое одобрение статьи 377, решило не вмешиваться.

Индуистский жрец Свами Агнивеш, поддержавший отмену статьи 377, объяснил, что в Ведах, священном писании индуизма, нет ни слова о недопустимости однополых сношений.

«Веды учат, что все люди — одна семья, безотносительно того, в какой стране они живут и какого цвета у них кожа, — заявил Агнивеш у порога Верховного суда, — если двое взрослых решат уединиться в соответствии со своими сексуальными предпочтениями, какое кому до этого дела?».

По сути вердикт суда лишь легализует поведение, принятое в индийское культуре до того, как Британская империя навязала ей консервативную викторианскую мораль. Закон против содомии появился в Индии в рамках борьбы с общественными пороками и безнравственностью, развязанной Британской империей повсеместно.

«Я счастлив, мы опять разделались с британцами», — радуется писатель и многоопытный гей-активист Хариш Ийер. Тем не менее, он предрек индийскому ЛГБТ-сообщетству новые битвы — в том числе за право заключать брак и признание в более консервативных областях страны. «Это конец начала», — заключил он.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.