С 1 ноября 2018 года цена на газ для населения составит 8 тысяч 550 гривен за тыс. кубометров. Такое решение приняло правительство в ходе экстренного заседания в пятницу. Это означает, что цена на газ вырастет на 23,5%. Напомним, сейчас тариф на газ для населения составляет 6,96 гривны/куб. м. При этом, учитывая, что МВФ требует от Украины повышения цены для населения до уровня импортного паритета — это повышение далеко не последнее. По разным оценкам, уже в следующем отопительном сезоне украинцы будут вынуждены платить за голубое топливо от 12 тысяч до 14 тысяч гривен за тысячу кубометров.

Исходя из среднего потребления газа на одного человека в объеме 20 кубометров в месяц, семье из трех человек уже со следующего месяца придется платить не 414 гривен, а порядка 510 гривен в месяц за 60 кубометров использованного газа. А в следующем отопительном сезоне — около 720 гривен.

Повышение цены на газ автоматически вызовет увеличение тарифов на услуги ЖКХ. Больше всего возрастет в цене отопление. Доля газа в его себестоимости составляет порядка 80%. Таким образом, стоимость отопления в столице для абонентов «Киевтеплоэнерго» возрастет до 1 тысяча 550 — 1 тысяча 600 гривен за Гкал (в многоэтажках со счетчиками тариф составляет 1 тысяча 337 гривен/Гкал). Примерно на 17% увеличится стоимость отопления и в других городах. Кроме того, газ также является неотъемлемой составляющей в производстве электроэнергии на ТЭЦ и горячей воды. Таким образом, если прошлой зимой за среднестатистическую квартиру площадью 50 кв. м нужно было заплатить порядка 1,5 тысячи гривен в месяц, то теперь платежка вырастет до 1,8-2 тысяч гривен. Но сначала новые тарифы нужно будет утвердить в НКРЭКУ.

К слову, за последние пять лет стоимость газа в Украине для населения выросла в гривневом эквиваленте в 8,5 раза (с 960 гривен до 8,5 тысячи гривен за тысячу кубометров), в долларах — в 3 раза (с 116,3 до 305 долларов).

Можно было избежать?

Решение о повышении цены в правительстве приняли единогласно, заявив, что без этого Украину ждал бы финансовый кризис, так как нужно оплачивать миллиардные кредиты, а без поддержки МВФ это сделать невозможно. Так ли это на самом деле? Как отмечает эксперт реанимационного пакета реформ Виктор Таран, важно напомнить: МВФ требовал повышения цены на газ на 60%. «Судя по вчерашней двухходовке, МВФ пошел на уступки правительству Украины и согласился на это минимальное повышение, что позволило избежать стране дефолта в начале следующего года», — подчеркнул Таран. В свою очередь экономист Виктор Скаршевский, наоборот, считает, что повышения можно было избежать. «Все высказывания о возможном дефолте после отказа от сотрудничества с МВФ — не более чем страшилка. Деньги, о которых идет речь, 1,9 миллиарда, это не критическая для страны сумма, которую можно быстро привлечь на внешних рынках путем размещения еврооблигаций. Да, это будет чуть дороже, зато цену на газ можно было бы не повышать», — полагает Скаршевский. Более того, по его словам, собственной добычи газа вполне хватает для потребности населения. «А себестоимость украинского газа не превышает 3,5 тысячи гривен, что более чем вдвое меньше новой цены», — отмечает Скаршевский. Но в таком случае Украина не могла бы больше рассчитывать на деньги МВФ.

Новая программа

Впрочем, есть и хорошие новости. МВФ и Украина согласовали новую 14-месячную программу поддержки экономической политики в режиме ожидания (SBA). Она заменит программу расширенного финансирования (EFF), согласованную в марте 2015 года, срок действия которой истекает в марте 2019 года. Как считает экономист Олег Устенко, несмотря на то что соглашение находится только на рабочем уровне, оно все же появилось. «Без пятничной неожиданной встречи Кабмина и повышения цен на газ этого бы не произошло. Теперь для получения транша Украина должна принять «правильный» бюджет с «правильным» дефицитом. Это основное условие, для того чтобы совет директоров МВФ принял позитивное решение. До тех пор, пока нет бюджета, решение по Украине принято не будет. А значит, и денег тоже не будет», — говорит экономист Олег Устенко. Одним из главных вопросов при согласовании бюджета-2019 также будет объем субсидий. Как ранее писали «Вести», пока проект главной сметы страны на следующий год предусматривает сокращение расходов на субсидии с 71 миллиард гривен в 2018 году до 55 миллиардов гривен. При таком финансировании количество субсидиантов придется уменьшить в полтора раза. Кроме того, как отмечают эксперты, чтобы угодить МВФ, парламентарии предусмотрели на следующий год сокращение социальных выплат: в частности, уменьшение расходов на субсидии по ЖКХ, отказ от повышения зарплат госслужащим, а также перенос сроков индексации пенсий с января на март.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.