Парламент Великобритании опубликовал ряд конфиденциальных документов «Фейсбука» (Facebook), которые были получены от истца во время судебного процесса в Калифорнии. Записи, подтвержденные судами США, предоставляют редкую возможность познакомиться со внутренними дебатами этой социальной сети, посвященными конфиденциальности, личным данным пользователей, политике компании в отношении конкурентов и тому подобному.

Директор отдела программ и платформ для разработчиков в «Фейсбук» Константинос Папамилтиадис (Konstantinos Papamiltiadis) сказал ранее «Гардиан» (Guardian), что документы из этого судебного процесса — «лишь часть всей истории и представлены так, что без дополнительного контекста могут ввести в большое заблуждение».

Вот несколько ключевых моментов содержания этих документов.

Цукерберг преследовал «Вайн»: «Хорошо, начинайте»

Документы свидетельствуют, что, когда «Твиттер» (Twitter) в 2013 году запустил свое видеоприложение «Вайн» (Vine), «Фейсбук» очень быстро отреагировал, ограничив доступ приложения к данным своих пользователей. Из электронной почты явствует, что генеральный директор Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) прямо одобрил это решение.

Джастин Ософски (Justin Osofsky), вице-президент «Фейсбук», написал, что «Вайн» позволяет пользователям искать друзей через «Фейсбук», сказав: «Если никто не выдвинет возражений, мы сегодня закроем доступ к интерфейсу API [программный интерфейс прикладных задач] их друзей». И добавил: «Мы подготовили реактивный пиар».

Цукерберг ответил: «Хорошо, начинайте».

«Твиттер» в итоге закрыл «Вайн».

Компания на этой неделе сказала, что Цукерберг и остальные придерживались существующей тогда политики, когда регулировали доступ приложений конкурентов к своим данным. Во вторник, еще до того, как документы были опубликованы, «Фейсбук» объявил, что откажется от этой «устаревшей политики, чтобы их платформа стала как можно более открытой», убрав ограничения для «приложений, опирающихся на нашу платформу и дублирующих наши основные функции».

«Фейсбук» говорил, что сбор телефонных данных «очень рискованный»

Документы проливают свет на внутренние дебаты, проходившие еще до того, как было официально объявлено, что «Фейсбук» регистрирует текстовые сообщения и телефонные звонки, совершенные через приложение на смартфонах. В 2015 году «Фейсбук» начал «постоянно подгружать» логи с телефонов на основе «Андроида» (Android), что в конечном итоге привело к скандалу из-за конфиденциальности.

Внутренние дискуссии свидетельствует, что «Фейсбук» работал над тем, чтобы минимизировать негативный общественный резонанс вследствие внедрения этих функций.

«Это очень рискованно с точки зрения пиара, но, похоже, отдел развития сделает это с наскоку, — написано в одном внутреннем письме, предсказывающем негативную реакцию. — Мы думаем, очень велик риск того, что пострадает репутация… Скриншот устрашающего запроса на право доступа к данным с „Андроида" станет мемом… Пресса станет это обсуждать, и дотошные журналисты, разобравшись, чего именно просит новое обновление, начнут писать истории в духе: „Фейсбук использует обновление „Андроида", чтобы еще глубже влезть в вашу частную жизнь"».

«Фейсбук» использовал данные телефона, не запрашивая разрешения

Электронные письма также свидетельствуют, что «Фейсбук» раздумывал, нельзя ли как-нибудь обновить приложение пользователей «Андроида», получив доступ к информации телефона, но не предлагая им диалоговое окно с таким конкретно запросом.

В одном внутреннем письме говорится: «Отдел развития сейчас рассматривает вариант, при котором мы запрашиваем только разрешение на считывание журнала вызовов, не требуя пока никаких других разрешений. Судя по их первичному тестированию, это может помочь нам провести обновление у пользователей, вовсе не предлагая им диалоговое окно с запросом на разрешение. Это все равно будет считаться критическим обновлением, поэтому пользователям придется куда-то нажать, чтобы обновиться, но без окна с запросом на разрешение».

Предположительно, этот «вариант» мог бы уменьшить прозрачность вокруг крайне важного вопроса о конфиденциальности.

«Фейсбук» в среду заявил, что эта функция «позволяет людям давать „Фейсбуку" доступ к журналу их звонков и текстовых сообщений» в приложении «Мессенджер» (Messenger) на устройствах «Андроид». «Мы используем эту информацию для того, чтобы людям, например, было удобнее звонить через „Мессенджер"».

Официальный представитель «Фейсбук» отказался комментировать обсуждение «диалогового окна с запросом на разрешение» во внутренней переписке, но в заявлении компании говорится: «Эта функция опциональна для пользователей, и, прежде чем ее активировать, мы всегда спрашиваем людей. Мы всегда ищем наилучший способ спросить об этом человека, будь то диалоговое окно, выданное операционной системой мобильного телефона вроде „Андроида" или iOS, или разрешение, запрашиваемое приложением „Фейсбук"».

«Мы не обсуждали тогда способы избежать необходимости запрашивать у людей разрешение», — подчеркнуто в заявлении.

«Фейсбук» следил за конкурентами с помощью своего приложения «Онаво»

Опубликованные данные дают некоторое представление о том, как «Фейсбук» использовал приложение для защиты «Онаво» (Onavo), которое снабжает пользователей бесплатной виртуальной частной сетью (VPN), предположительно обеспечивающей «более безопасные» доступ и подключение приложений к интернету с мобильных телефонов.

Но все большее беспокойство вызывает то, что сбор данных «Онаво» позволил «Фейсбуку» собирать информацию об использовании приложений, которую потом можно применять для оценки конкуренции. В начале этого года сообщалось о том, что именно данные «Онаво» помогли «Фейсбук» принять решение о покупке «ВотсАпп» (WhatsApp) и клонировать приложение для групповых видеочатов.

В опубликованных документах есть доклад по «обновлению производства» 2013 года, в котором собранные с помощью «Онаво» данные используются для измерения охвата приложений «Айфонов» и сравнения «Фейсбука» с конкурентами.

В заявлении «Фейсбука» сказано: «Мы всегда четко давали понять людям, которые загружают „Онаво", какую именно информацию приложение собирает, и как она используется в том числе и „Фейсбуком"».

«Фейсбук» предоставлял информационно-технологическим компаниям из «белого списка» особый доступ к данным

В то время как «Фейсбук» стремился сократить доступ к данным для некоторых конкурентов, эта социальная сеть также предоставляла «особый» доступ некоторым информационно-технологическим компаниям, которые она занесла в «белый список», свидетельствуют документы.

В частности, договоренности с «Фейсбук» были у «Айрнбиэнби» (Airbnb), «Лифт» (Lyft) и «Нетфликс» (Netflix).

«Нас поместят в „белый список", разрешив доступ во всем друзьям, а не только к тем, что использует нашу программу», — писал «Нетфликс» «Фейсбуку» насчет своего доступа к данным.

«Фейсбук» сообщил, что впоследствии он изменил свою политику, еще больше ограничив доступ к данным.

Цукерберг «лично рассматривал» список конкурентов на предмет потенциальных ограничений

Один документ свидетельствует о степени участия Цукерберга в принятии решений по поводу конкурентов и их доступа к данным. Там сказано: «У нас есть небольшой список стратегических конкурентов, которых отобрал лично Марк. Приложения компаний из этого списка подвергаются ряду ограничений, приведенных ниже. Любое использование, помимо указанного, не разрешается без отмашки Марка».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.