Возрождение российской рыбной промышленности
По информации веб сайта, который сравнил объемы добычи морепродуктов различными странами, в 2016 году показатель России составил 4,95 миллиона тонн, что немногим более японского. Россия вышла на шестое место в мире. Тем не менее пока нельзя сказать, что на данный момент Россия полностью реализует свой потенциал в этой сфере.
Дело в том, что во второй половине 1980-х годов добыча РСФСР превышала восемь миллионов тонн, что являлось третьим показателем в мире. Тем не менее после развала СССР российская рыбная промышленность оказалась в хаосе (естественно, хаос затронул не только эту область). В 2004 году добыча упала до 3,06 миллиона тонн, в результате чего Россия опустилась на 12 место в мировом рейтинге.
Несмотря на это, в 2004 году началось возрождение российского рыбпрома. В России в этой сфере существовала квота на вылов рыбы; также была распространена коррупция. В 2004 году был принят новый закон, в соответствии с которым квоты стали выделять на долгий период с учетом достижений компаний. Как отмечают эксперты, это позволило вести стабильную деятельность.
За прошедшие десять лет добыча выросла в полтора раза; доходы — в пять раз. Существенный рост доходов скорее всего обусловлен падением курса рубля, поскольку экспорт в рыбной промышленности составляет значительную долю.
В таблице ниже (см первоисточник — прим.ред.) я привел объемы добычи российской рыбной промышленности за последние годы на основе информации Счетной палаты РФ (из-за того, что источники разные, цифры немного отличаются от данных вышеуказанного вебсайта). Для российской экономики в целом характерно волновое развитие с подъемами и провалами, однако из таблицы видно, что рыбная промышленность развивается стабильными темпами.
Еще один важный момент, также отмеченный в таблице, заключается в том, что 60 — 70% добычи приходится на Тихий океан. Другими словами, российский Дальний Восток — это центр рыбпрома.
Ранее население и экономическая мощь преобладали в западной части России, однако в дальнейшем администрация Путина рассчитывает развивать Дальний Восток и укреплять отношения с продвинутыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Рыбная промышленность должна стать мощным оружием для реализации этой стратегии. Естественно, рыбпром станет одной из опор сотрудничества между Россией и Японией.
Проблем пока много
Итак, российская рыбная промышленность вернула значительную часть позиций с точки зрения объемов добычи, однако проблем предостаточно. Рыбные компании получают громадную прибыль благодаря падению рубля, однако несмотря на это, эксперты отмечают такие проблемы, как устаревшие суда и отсутствие развития перерабатывающей промышленности.
Как я отметил выше, на экспорт приходится значительная доля отрасли, однако проблема в скудном его содержании. 87,3% экспорта — это непереработанная замороженная рыба (по данным на 2017 год). Рыбное филе занимает всего лишь 5,1%.
В Китай экспортируется такая непереработанная рыба, как минтай и так далее. На китайских заводах из нее делают филе и переправляют в Европу. Переработка в филе в России — это задача минимум. В идеале желательно экспортировать еще более совершенную продукцию.
На рынке во Владивостоке можно встретить прелестные товары
Во Владивостоке на приморской площади есть рынок. Он не оптовый, а больше напоминает базар, где делают покупки владивостокцы. Владивосток — это портовый город, и на рынке продаются разнообразные морепродукты, что вызывает восторг.
Фотографию, приведенную в самом начале, я сделал в мае этого года. На ней — креветки Ботан. В России этот вид креветки также называется Ботан, как и в Японии. Мне стыдно, но я узнал об этом впервые. Один килограмм стоит 600 — 750 рублей. В японской валюте — тысяча с небольшим йен.
Я думаю, что в Японии креветки Ботан стоят несколько тысяч йен за килограмм, поэтому в России они очень доступные. Турист может купить больше количество креветок Ботан на рынке, но все съесть невозможно, а в Японию довезти их непросто.
Я сожалел о том, что не могу купить столь привлекательные морепродукты, разложенные передо мной, как вдруг увидел что-то очень интересное. Производитель рыбных консервов «Доброфлот» установил на рынке фирменный ларек. Компания продает крайне фешенебельную продукцию; есть даже консервированное ассорти из морепродуктов.
Я подумал, что это — идеальный сувенир для Японии, и купил ассорти. Оно стоило 500 рублей или 800 йен.
Ассорти состоит из двух банок сайры, а также банки скумбрии, сардины и салата из водорослей. Всего пять консервов (банка примерно в полтора раза больше обычной японской). Они упаковываются в тубус, как на фотографии ниже, который кладется в фирменный пакет.
Сами банки оформлены утонченно, на уровне японской подарочной продукции. Вернувшись в Японию, я попробовал ассорти. Специфического вкуса или запахов не было, и я съел его с большим удовольствием.
Консервный завод в море
Кстати, перед тем, как съесть консервы, я изучил содержимое пакета и заметил с гордостью напечатанные надписи «Made in Russia», «Made in Sea». Сделаны в море? «Неужели они производят консервы на корабле?», — подумал я.
Меня заинтересовал этот вопрос, и я зашел на сайт «Доброфлота». Оказалось, что это действительно так. Консервы производятся на шикарном корабле «Всеволод Сибирцев».
Обычно этот корабль не заходит в порт. Провиант доставляют транспортные суда; они же отвозят на материк готовые консервы. Длина «Всеволода Сибирцева» — 179,2 метра; экипаж — 600 человек. В день производится 700 тонн консервов. Корабль работает девять месяцев в году.
Скорее всего консервы производятся в море для того, чтобы сохранить свежесть рыбы. Я думаю, что в Японии консервы производятся из замороженной рыбы, поскольку у нас есть продвинутые технологии заморозки и современное оборудование. Возможно, Россия отстает в этом плане, в связи с чем производство на море гарантирует определенный уровень качества.
Так или иначе я ощутил, что продукция «Доброфлота» (кстати, компания основана в Российской империи в 1911 году) может легко продаваться и на японском рынке. В последнее время в Японии популярна консервированная скумбрия. Она в дефиците, поэтому мне кажется, что «Доброфлот» мог бы начать экспортировать свою продукцию в Японию.
Более того, не обязательно демпинговать; я думаю, что в такой упаковке консервы будут продаваться и в элитных супермаркетах.